Как укротить дракона. Можно ли в Белгороде найти живых символов 2024 года
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Несколько лет назад белгородец Александр Март во время поездки в Санкт-Петербург случайно зашёл в зоомагазин, а вышел оттуда уже вместе с ковровым питоном и зелёной водяной агамой. С тех пор увлечение экзотическими животными переросло в любимое дело. Сегодня у Александра в просторных террариумах обитает несколько десятков необычных питомцев. Среди них – гекконы, вараны, агамы, шипохвосты и плащеносные ящерицы. Накануне года Дракона решили заглянуть в гости к рептилиям, чтобы прикоснуться к живым символам грядущего 2024-го.
Аркадий, меняющий цвет
Необычному увлечению Александра немного лет. Но за это время он сумел оборудовать настоящий питомник для экзотических животных. Просторные террариумы занимают целую комнату. В каждом автоматически регулируется температура и влажность в зависимости от предпочтений его обитателя. Например, водяные агамы комфортно себя чувствуют при температуре 35–40 градусов. Заглядываем за стекло к агаме Аркадию, а Александр предлагает его немного выгулять. Специально для этого рядом с его рабочим столом подвешена большая коряга. Там агамы любят иногда посидеть.
«Сейчас Аркадий поменяет цвет, – рассказывает Александр и усаживает агаму на ствол. – Он изменяет окраску в зависимости от настроения или температуры».
Аркадий действительно становится чуть темнее. Затем принимает комфортную позу и замирает. Рядом с ним Александр усаживает ещё одну агаму – на этот раз бородатую.
«Агамы обычно довольно спокойны, – говорит владелец. – Могут высовывать язык, когда что‑то активно изучают».
Зато в соседнем террариуме другой драконий родственник буквально лезет на стену. Это древесный синий варан. В отличие от гекконов, он ведёт дневной образ жизни. А потому в этот час активно ползает по стенам и даже умудряется взобраться на качающуюся лампу, а потом оттуда эффектно свалиться.
Тёплые и шершавые
«Аркадия в принципе можно уже покормить, – замечает Александр и просит помощницу разморозить перепёлку. – Рептилии неприхотливы в уходе. И если змей достаточно кормить один-два раза в месяц, то гекконы едят раз в неделю, а вараны – два-три раза в неделю».
Вараны, по словам Александра, вполне могут питаться и обычной человеческой едой. Речь идёт в основном о мясе. Это могут быть не обязательно мыши, как для змей, а перепёлка, курица или индейка. Перед трапезой кусочек мяса размораживают и окунают в специальный витаминизированный порошок. А дальше с помощью длинных щипцов предлагают питомцу. Варан набрасывается на мясо как настоящий хищник, заглатывает его целиком и вытирает мордочку о стоящее в террариуме пустотелое бревно. Оно же служит ему в качестве укрытия. Рептилии – интроверты, и нуждаются в том, чтобы иногда прятаться. А иначе они могут впадать в стрессовые состояния, почти как люди.
«Ну всё, теперь мы варана не увидим несколько дней. Будет переваривать. Потом снова оживится», – шутит Александр.
Однако, как замечает владелец экзотических животных, не все его питомцы мясоеды, есть и откровенные веганы. Среди них – уникальное создание под названием шипохвост – милая, горячая и шершавая на ощупь, ящерица. Вопреки ожиданиям, что все рептилии холодные и скользкие, держать её в руках приятно.
«Шипохвост травоядный, – рассказывает Александр. – Как черепаха, только без панциря. Горячий, пузатый такой. У шипохвостов нет зубов, но они умеют драться с помощью хвоста, на котором есть небольшие шипы. От хищников так отбиваются. Их место обитания – Египет, Африка. Они пустынные ящерицы. Воду не пьют вообще, всю влагу берут из травы. На родине шипохвосты едят определённые растения, а у нас прекрасно обходятся листьями салата и любой зеленью. Они очень выносливые, почти как змеи. Могут долго обходиться без пищи».
Александр увлечённо рассказывает об одном из своих самых редких питомцев и замечает, что постоянно находится в поиске новых видов. Много читает по теме, изучает информацию, просматривает видео и решает, стоит ли брать нового питомца себе в коллекцию или нет. Характер рептилий при этом тоже играет свою роль. Но не самую главную.
Хамелеон под потолком
«Самые злые из всех – это, наверное, хамелеоны, – говорит Александр. – Они разве что в мультиках милые, а в жизни могут и укусить. Но тем не менее у меня и хамелеоны живут».
Услышав о своём скверном характере, хамелеон напрочь отказывается выходить из террариума для фотосессии. Но Александр настойчиво вытаскивает его с насиженного места и помещает на стол. Хамелеон сразу же бежит к принтеру и меняет цвет, вращает глазами в разные стороны, выискивая врагов.
«У рептилий нет привыкания к владельцу, – замечает Александр. – Они опасаются всего, что больше их по размеру. Это врождённая черта. Но если часто брать их на руки, они со временем перестают бояться. Они не подбегут к человеку как котики или собачки, узнавая своего хозяина по запаху. Они будут просто подходить, замечая в руках еду. Если он привыкнет ко мне, то точно так же и к любому другому человеку пойдёт. Просто станет спокойнее».
Пока мы выясняем особенности поведения рептилий, хамелеон-интроверт резво уползает от нас под самый потолок и уютно пристраивается на роутере. Ему важно забраться повыше, чтобы контролировать всё, что происходит в комнате. А вот как его оттуда будут доставать, его не интересует. Это уже человеческие проблемы.
Беззубый и добрый год
В мимикрии рептилии настоящие мастера. Так, например, два геккона-бананоеда могут свести с ума кого угодно. В эту минуту один чуть светлее, другой – темнее. Но стоит отвернуться, как гекконы, словно в известном мультике про осьминожек, быстро меняют цвет. И вот уже их не отличить друг от друга.
«Сейчас гекконы очень популярны, многие заводят их для детей, потому что питомцы неприхотливы в уходе, – рассказывает Александр. – Им достаточно пластикового контейнера, влажной камеры, поилки и коврика с подогревом. Бананоеды немного другой вид, они обитают в Новой Каледонии. А название такое потому, что они подъедают чуть подгнившие и пустившие сок бананы. За ними забавно следить, особенно когда те ползают по стеклу, прилипая к гладкой поверхности с помощью присосок на лапках. Но я больше люблю их держать на руках, нежели наблюдать за ними».
На вопрос о том, есть ли у владельца такой большой экзотической компании любимчики, Александр отвечает, что нет. Всех любит и обо всех заботится одинаково. Кормит, купает в ванной – кстати, почти все рептилии обожают водные процедуры, – иногда выгуливает в своём кабинете и держит на руках. А весной помогает появиться на свет новым ящеркам и гекконам. Кроме рептилий в питомнике Александра живут и змеи. Больше всего небольших по размерам маисовых полозов. Но есть и удавы, и питоны. Одну змею (императорского удава) он представляет нам – её зовут Танечка. В следующем году – году Змеи – мы обязательно навестим и симпатичную Танечку. А пока попробуем подружиться с родственниками драконов, чтобы 2024-й был таким же беззубым и добрым, как обаятельный и выносливый шипохвост.
Анастасия Состина