Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 декабря 2023,  17:23
 297

Посуда с добрым принтом. Грант объединил Белгородчину и Луганскую Народную Республику

Когда‑то у нас и в луганских сёлах процветало гончарство

Посуда с добрым принтом. Грант объединил Белгородчину и Луганскую Народную РеспубликуФото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

В наши дни нашлись мастера из Волоконовского и Ровеньского районов, а также из Луганской Народной Республики, которые решили возродить многовековой промысел. Помог им в этом грант президентского фонда культурных инициатив.

Встречи на мельнице

Дом ремёсел в Волоконовке – любимое место и для детворы, и для взрослых. Школьники здесь рисуют и лепят из глины, занимаются декоративной флористикой, люди среднего возраста изготавливают обережных кукол, а пожилые рукодельницы наслаждаются мастер-классами по шерстяной акварели. Не удивительно, что учреждение работает практически без выходных, предлагая девять направлений декоративно-прикладного творчества.

«Ещё одно направление появилось у нас, когда нам закупили гончарный круг и глину, – рассказывает директор Дома ремёсел Ирина Костылева. – Тогда и понадобился специалист по гончарному ремеслу. На наше счастье, к нам из Мурманской области приехала Татьяна Белозёрова. Она делает кукол как мини-скульптуры. Деткам это очень понравилось, да и подростки подтянулись».

У волоконовских ремесленников нашлись соратники в Ровеньском районе. Там Дом ремёсел возглавляла Евгения Ревунова. Она родом из Луганской области, где в былые времена было развито гончарное производство. Мастера из двух районов договорились встретиться на водяной мельнице в волоконовском селе Ютановка. Собрали студентов, учились гончарному делу, обменивались опытом. И так всем понравился такой формат, что когда поступило очередное предложение организовать совместный выезд, без раздумий согласились.

«Евгения Сергеевна сообщила, что приехала мастер из Луганской республики, – говорит Ирина Юрьевна. – Мы снова собрали студентов и ребятишек на базе водяной мельницы. Встреча оставила неизгладимые впечатления, поскольку мастер Наталья Ковалевская родом из деревни, где все были гончарами. Только раньше это место называлось Макаров Яр, а сейчас – село Пархоменко. Но их действующая мастерская сохранила своё историческое название».

Посуду в рамках проекта Ирина Костылева создаёт вместе с ученицами Посуду в рамках проекта Ирина Костылева создаёт вместе с ученицами / Фото: Алексей Дацковский

Мастер по обмену

Тогда и возникла идея написать проект «Гончарных дел мастера. Одна традиция – одна судьба» и подать его на конкурс грантов. Уже в марте 2023 года на средства фонда культурных инициатив волоконовский Дом ремёсел закупил гончарный круг для «Макарова Яра». А также два ноутбука – в село Пархоменко ЛНР и Волоконовку. С их помощью провели серию межрайонных мастер-классов в режиме онлайн:

«В наших краях когда‑то процветало гончарное направление, – говорит директор централизованной системы культурно-досуговых учреждений Волоконовского района Юлия Алексенко. – Неудивительно, что археологи, которые вели раскопки в районе Ютановки, находили глиняную посуду и глиняные игрушки. Поэтому нашей главной задачей стало возрождение этого ремесла. Но у нашего проекта есть и другая, не менее важная миссия – объединить гончаров-ремесленников из двух муниципалитетов Белгородской области и одного района Луганской Народной Республики. Делали мы это с помощью совместных занятий «Мастер по обмену» в очном и онлайн форматах, выставки работ мастеров из ЛНР на территории нашего района и других мероприятий».

Посуда с добрым принтом. Грант объединил Белгородчину и Луганскую Народную Республику - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Одним из них стала просветительская акция «Храним традиции через века», в ходе которой школьников познакомили с обычаями регионов – участников проекта. Состоялась она в День России 12 июня:

«В Волоконовку приезжали мастера из Ровеньков, чтобы вместе провести первый онлайн мастер-класс, – рассказывает Ирина Костылева. – Мы выходили на видеосвязь с Луганском, слушали рассказы мастеров о том, как добывают глину, какая она бывает, как её правильно готовить к работе. Всем было очень интересно. Мастера из ЛНР показывали, как у них занимаются детки: во дворе, под навесом стоят гончарные круги, на которых они работают. Мы тоже делились опытом: например, в «Макаровом Яру» выводят горшки на гончарном круге, а мы доказали, что можно сделать тарелочку с экопринтом, но руками».

Прикипела душой

За это направление в Доме ремёсел Волоконовки отвечает руководитель студии «Живая глина» Елена Ерышева. Начинала мастерица со слоёного теста, из которого вместе с детками лепила различные фигурки и композиции. А затем перешла на глину.

 

Елена Ерышева Елена Ерышева / Фото: Алексей Дацковский

«Пробуем мы с малого, учимся лепить отдельные детали, – говорит Елена Евгеньевна. – Ребёнок постепенно увлекается. Например, колокольчик – не только простая в исполнении фигура, но и звук – звон, а значит, уже интересно детям. Потом на базе колокольчиков, в основе которых конус, делаем котиков, совят. Постепенно переходим к объёмным фигурам».

Техника лепки посуды и сосудов из жгутиков – одна из самых древних. Из глины раскатывают жгуты (или колбаски) одинаковой толщины (с карандаш), а затем их сворачивают в зависимости от того, что собираются вылепить. Дальше промазывают шликером – смешанной с водой глиной. Это тоже лепка, позволяющая сделать сосуд любой формы, только без гончарного круга. Очень любят и дети, и молодёжь экопринты, когда с помощью скалки в глину закатывают листик или цветок, а потом вынимают. Получается интересный оттиск-рисунок.

Такая техника полюбилась одной из учениц Дома ремёсел Лизе Помазанской.

«Мне всегда нравилось что‑то рисовать, что‑то делать своими руками, – делится Лиза. – Сейчас я учусь в институте искусств и культуры на графического дизайнера. И как только выдаётся свободное время, прихожу сюда. Да и глина всегда мне очень нравилась. К ней я как‑то прикипела душой. Особенно интересно смотреть, как создаётся китайская посуда – миниатюрные чашки, чайники».

Кстати, о посуде – она как раз является конечной точкой проекта, который завершится в марте 2024 года. Её мастера презентовали 13 ноября на мини-фестивале, прошедшем в канун областного Дня мастера:

«К нам приехали ремесленники из села Пархоменко и Краснодонского района Луганской Народной Республики, – рассказывает Юлия Алексенко. – Гости провели ряд мастер-классов по работе с гончарным кругом и по созданию глиняной игрушки свистульки, а также представили линейку семейной глиняной посуды гончарного дома «Глинка».

Посуда с добрым принтом. Грант объединил Белгородчину и Луганскую Народную Республику - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

В ходе проекта мастера разработали единый уникальный логотип-штамп для трёх районов, который появился как знак качества на глиняных супницах, кувшинах, тарелках. А в целом всю серию, которую Ирина Костылева и Елена Ерышева вместе с детьми создавали в студиях «Лепиглин» и «Живая глина», назвали «доброй посудой». Потому что сделана она с любовью талантливыми руками. А ещё потому, что свидетельствует о главном: сохранение культурного кода Слобожанщины, исторической общности Белгородской области и Луганской Народной Республики, возобновление культурного диалога возможно для всех, кто дорожит традициями и бережно хранит их для будущих поколений.

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×