Пластилиновая ворона
Первыми гостей праздника встречала красочно оформленная «Солдатская околица». Её хозяйка – директор центра культурного развития Солдатской сельской территории Виктория Сергеева.
«У нас есть детская студия «Рукоделие». Ребята могут сделать абсолютно всё, начиная от вороны и заканчивая настоящим шедевром «Дамой с муфточкой», – рассказала Сергеева. – В ней занимаются дети разных возрастов. Детсадовцы к нам, конечно, не приходят, зато мы приходим к ним с мастер-классами. Детишкам очень полезно лепить фигурки из пластилина».
Нарядные дамы и кавалеры выполнены в технике дымковской игрушки.
«Решили попробовать что‑то новое. Когда нет глины, мы используем пластиковые бутылки из‑под воды, бумажные салфетки, клей и пластилин. Отрезаем кусок бутылки нужного размера, покрываем несколькими слоями салфеток вперемежку с клеем, потом всю заготовку тщательно обмазываем пластилином. Расписываем акварелью и акриловыми красками. Они накладываются очень хорошо, получается ярко и нарядно», – раскрыла тонкости мастерства Сергеева.
Творчество юных мастеров уже отметили: в прошлом году на международном конкурсе «Чудесная страна» работа «На привале» (солдат, присевший на пенёк с гармошкой, и рядом – девушка в военной форме) Марии Баланюк заняла второе место.
Небухарский ковёр
«Конечно, до знаменитой Бухары отсюда далеко. Но наши коврики ничуть не хуже. Даже лучше, потому что сделаны из ничего», – заметила народный мастер Белгородской области из старооскольского Дома ремёсел Татьяна Банникова.
По мнению мастерицы, связать такой несложный коврик может каждый, кто хоть раз держал в руке крючок и владеет основными приёмами вязания.
Банникова со словами «смотри и учись» сунула мне в руки крючок, клубок, смотанный из полосок ткани. Её пальцы замелькали так быстро, что у меня зарябило в глазах.
«Это воздушные петли, а вот столбик с накидом», – подсказывала она.
Нелегкая эта работа, скажу вам, ковры вязать.
«Зато полезная. Моя бабуля, мама с детства умели шить и вязать. И мне очень нравится. Для развития мелкой моторики помогает, даже мозги работают лучше», – засмеялась мастерица.
Свой первый тряпичный шедевр Татьяна Банникова помнит до сих пор:
«Шикарный петух получился: хвост такой, лапки, гребень красный. Сейчас у меня мечта связать космический коврик. Недавно увидела картину и загорелась».
В ходе мастер-класса открыла тайну изготовления небухарских ковров: нужно взять все старые вещи в доме, разрезать их на узкие полоски. Причём чем толще ткань, тем ýже должны быть заготовки. Потом сшить их и смотать в клубок. Главное – научиться вязать ровный плоский круг. А не то изделие может встать конусом или пойти волнами. Мастерица вспомнила одну даму, которая целый год пыталась связать ровный круг, и у неё получилось. Для самой же Банниковой это проще некуда:
«Я только руку положу и понимаю, где нужно убавить или прибавить петель».
Рваные куклы
«Почему рваные? А раньше ткань на Руси не резали, а рвали, а потом скручивали, – объясняла руководитель детской студии «Пелагея» из Долгой Поляны Мария Сухачёва.
В кружке центра культурного развития занимаются 15 ребятишек от 6 до 12 лет, есть даже мальчик.
«Наши куклы обрядовые или обереги. Зима была долгая, мы сделали куклу «Птица-Радость», потом закликали весну, птиц приманивали. Вот весна и пришла, – улыбаясь, сказала Сухачёва. – Основной элемент такой куколки столбик из туго скатанной ткани, а потом к нему уже привязывается всё остальное».
Лоскуты дети приносят из дома, да и у Марии запасов хватает. В основном в ходу красные, бордовые оттенки и обязательно цветочный принт.
«Самое сложное – подобрать цвета для кукольного наряда. Важно, чтобы ничего не повторялось. Времени на изготовление куклы затрачивается немного. Но если есть элементы вышивки, то работы не на одну неделю», – отметила Сухачёва.
В прошлом году студии исполнилось пять лет – и ей присвоили звание народной.
Первый горшок
Гончар Антон Колесников из Старооскольского центра декоративно-прикладного творчества раньше занимался лепкой игрушек. Потом по телевизору увидел, как работает гончар, и захотелось попробовать самому. Папа сделал ему гончарный круг, и Антон стал учиться старинному мастерству самостоятельно. А живёт он, по его признанию, на знаменитых Казацких буграх: там издавна проживали гончары.
«Первое, что я изобразил на круге, был кувшинчик. Помню, пузатый получился, с толстыми стенками. Что неправильно. Сейчас умею многое», – Антон показывает красивые кружки, изящные горшочки.
Сам приобрёл электрический гончарный круг и печь для обжига:
«На работе гончарю. И дома, когда хозяйство присмотрено, куры-гуси накормлены, огород прибран, тоже гончарю».
Казацкая глина слишком рассыпчатая, поэтому Антон ездит в Сорокино за красной глиной, перемешивает их в определённой пропорции. Далее следует трудоёмкий процесс просеивания, замачивания, вымешивания, вызревания глины.
«Самое главное – выгнать из теста воздух, иначе горшок в печи разорвётся. Читал, что в Древнем Китае мастера выдерживали глину 25 лет. Я же не китаец, поэтому всего три-четыре дня, потом начинаю лепить», – засмеялся гончар.
Сейчас Антон пробует новый способ обработки гончарных изделий – обвар. Готовят раствор из молока, масла, ржаной муки, и раскалённый в печи горшок резко в него опускают.
«Можно получить разные цвета, от светлого до почти чёрного. Очень красиво. И воду такое покрытие не пропускает».
Раз в неделю Колесников занимается с инвалидами, учит их делать оскольские глиняные игрушки:
«Им нравится, и я рад, что могу помочь».
Весь день праздник-ярмарку «Оскольская игрушка» сопровождали выступление народных коллективов и театрализованные представления. Гости громко подпевали, а самые смелые танцевали вместе с артистами.