Вторая жизнь. Можно ли заставить старые вещи вне времени
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Соблазн обставить дом «как у всех», обновив его в угоду современной моде, зачастую притупляет в людях элементарное чувство бережливости и желание проявить свою индивидуальность: бэушные вещи безжалостно несут на свалку, даже если ими пользовалось несколько поколений семьи и они дороги как память.
А ведь небольшие вложения в старую мебель и предметы интерьера способны сделать их актуальными, продлить срок службы и наполнить жильё живым теплом, которое дают рукотворные вещи. Какие же приёмы подарят вторую жизнь старинным табуретам, венским стульям, буфетам и диванам? Рассказываем, опираясь на опыт белгородцев.
Старше мамонта
Одно из модных сегодня направлений по преображению использованных вещей – их искусственное состаривание.
Ведь хотим мы или нет, возраст и «обжитость» предметов быта несут определённую энергетику. При этом состаривают даже откровенно древние вещи, придавая им специальной обработкой нарочитую, даже гротескную потрёпанность. Отличный результат, к примеру, даёт браширование, когда с деревянной поверхности разными щётками выбираются (вручную или с помощью электроинструментов) мягкие волокна до проявления структуры дерева – всех пеньков и изгибов. Затем поверхность обжигается горелкой или на костре. Иногда порядок операций меняется: сначала идёт обжиг, потом обработка. Для закрепления результата поверхность пропитывают маслом или натирают воском. Разумеется, в квартире такие работы не сделаешь – слишком они грязные и небезопасные.
«Я собираю старые доски, какие только могу найти, браширую их, покрываю краской с добавлением клея ПВА, снова тру щёткой, а затем вживляю в доску по специальной технологии разные рисунки и фотографии. Получается подобие фрески, словно снятой с древней стены», – рассказывает о своих творческих экспериментах с брашированием Евгений Губарев.
Необработанное или искусственно состаренное дерево чаще встретишь в загородных домах. Такие интерьеры в рустикальном стиле (переводится как «грубый», «деревенский», «простой») возвращают нас к временам, когда ценилась природная естественность.
Иногда старые (состаренные) вещи используют как детали в других стилях. К примеру, деревянные ящики или сундуки прекрасно смотрятся в качестве прикроватных тумбочек в интерьере стиля прованс или кантри. То же самое касается буфетов, комодов, металлических кроватей. В этом случае их ещё и декорируют в технике декупажа: вносят в швы и по краям специальные битумы, позолоту, поталь (имитацию сусального золота), используют кракелюрные лаки для появления трещин, что придаёт вещам вид былой роскоши, характерной для стиля шеби-шик. А то и вовсе соединяют все перечисленные техники. Получается трудозатратно и недёшево, но очень красиво.
«Помните, как лет пятнадцать-двадцать назад по телевизору дизайнер Марат Ка буквально колдовал с разными составами, создавая у нас на глазах диковинные лампы, рамы, столы с налётом времени? Тогда всё это было в новинку, не было такого разнообразия красок, информации. Так вот сейчас при желании любой человек может сделать похожую вещь – в Интернете миллион мастер-классов по состариванию в самых разных техниках, – делится Ольга Борисенко. – Я с удовольствием преображаю старые вешалки, ключницы, зеркала, стулья. И испытываю особое удовольствие, когда дом наполняют вещи, которых нет ни у кого».
Как с конвейера
Вторая, противоположная, возможность переделок – обновление мебели и предметов интерьера с помощью окрашивания. Иногда она случается исключительно из экономии.
«Мне в наследство досталась бабушкина квартира со старой советской стенкой. Разумеется, она давно вышла из моды, но у меня не было средств купить что‑то новое. Да и выбросить деревянную вещь рука не поднялась. Я купила в хозяйственном супермаркете серую краску для мебели на 3 тыс. рублей, разделила верхнюю и нижнюю секции, прикрутила к ним ножки, подобрала новые стильные ручки, немного зашкурила поверхность и перекрасила в три слоя. И у меня получилось шесть комодов и тумбы, которые я расставила по всей квартире. К слову, мои гости даже не догадываются, что мебель не новая», – рассказывает Елена Мокроусова.
А иногда или просто хочется перемен, или старые цвета не вписываются в жильё после ремонта.
«Я всю жизнь мечтала о тёмных стенах, но когда перекрасила зал в цвет мокко, поняла, что моя коричневая мебель выглядит на этом фоне уныло. Решила рискнуть – купила белую краску, покрасила все шкафы из ДСП в этой комнате. Краску выбрала матовую. Понадобилось нанести три слоя, но вышло просто идеально, комната ожила от контраста белого и тёмного», – рассказывает Наталья Зубкова.
К сведению, для окрашивания мебели сегодня выпускают самые разные модификации акриловых красок, не имеющих запаха. Нетоксичны, почти не пахнут и акриловые лаки, которые используют в качестве закрепляющего слоя после красок или самостоятельно для обновления вещи.
«Я делю процесс на несколько этапов, – рассказывает столяр-краснодеревщик Родион Мазур. – Сначала мебель ошкуриваю с помощью мелкозернистой наждачки. Затем тщательно очищаю поверхность от крошек и пыли, обезжириваю её растворителем. Прохожу грунтовкой той же марки и серии, что и лак. Подбираю её в зависимости от породы дерева, там есть нюансы. И только когда всё просохнет, наношу лак, если требуется. При соблюдении технологии окрашенная поверхность прослужит годы».
Сам мастер никогда не проходит мимо выброшенных на свалку вещей из дерева.
«Я забираю всё – мне жаль, когда люди сокращают их срок службы. Иногда встречаются редкие сорта древесины, которые сегодня не найти, просто нужно вложить в них немного труда и фантазии, и стол или стул возродятся в новом обличье», – уверен Родион Мазур.
Возможно, пример наших героев убедит читателей пересмотреть отношение к старым вещам. Согласитесь, есть в этом что‑то правильное, мудрое, когда мебель радует несколько поколений одной семьи. И всё благодаря творчеству, для которого сегодня нет никаких ограничений.