Талант беречь историю. Уходящая эпоха в экспонатах музея ракитянца Анатолия Борисенко
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Анатолий Иванович живёт в большом светлом доме на окраине Ракитного вот уже 50 лет. Этот дом с просторным двором, ухоженным виноградником и чудесным видом на зелёный яр он построил сам. А со временем решил приспособить его под общедоступный музей истории культуры Ракитянского района, экспонаты для которого собирал всю свою жизнь.
Скульптор, поэт, композитор, танцор и мастер на все руки Анатолий Борисенко создал поистине уникальное место, где под одной крышей можно увидеть бюсты ракитянских врачей и учителей, предметы сельскохозяйственного быта из окрестных сёл, коллекцию клеймёных кирпичей со всех исчезнувших местных производств и многое другое. Каждый день Анатолий Иванович надевает костюм и ждёт гостей, чтобы рассказать им о своей необычной коллекции. За 40 лет существования музея его посетили больше 6 тыс. человек из 17 стран мира.
Благодаря армии
Анатолий Борисенко встречает нас у ворот, на которых блестит нарядная табличка «Усадьба-музей истории культуры Ракитянского района». Вид отсюда действительно прекрасный.
«Раньше здесь прудик был, огороды, гуси, коровы, – вспоминает Анатолий Иванович. – Сейчас ничего уже не осталось. Один колодец, за которым я ухаживаю. Но такая благодать. Весной птицы поют, а осенью особая тишина».
Заходим за ворота и попадаем в какой‑то совсем другой мир.
«Осторожно, тут 30 ступенек, – замечает наш провожатый, пока мы следуем за ним в дом мимо клумб с цветами и забавных зелёных крокодилов, прячущихся в кустах. – Вот здесь у меня вход в дом охраняет скульптура домового. Кто с добром, тех он впускает».
Сначала идём в просторный двор-беседку, увитый виноградом. Эту лозу Борисенко выращивает 30 лет. И ровно столько же занимается виноделием. А дегустация вина – непременный атрибут всех его экскурсий для взрослой публики. Вокруг большого стола стоят бюсты полководцев Ватутина и Жукова, сделанные руками Анатолия Ивановича. Здесь же и два первых президента России.
«Увлечение скульптурой у меня началось, как ни странно, в армии, – рассказывает Борисенко. – Я служил в Днепропетровской области. Увидел, как ребята лепят, и тоже начал. С тех пор остановиться не могу. Со временем коллекция бюстов настолько разрослась, что перестала помещаться в доме. Тогда я и задумал сделать музей».
Как замечает Анатолий Иванович, армия в юности дала ему практически всё. Кроме увлечения скульптурой именно там зародился и его интерес к танцам и музыке. После службы, вернувшись в Ракитное, Борисенко окончил Белгородский институт культуры и искусств и создал свой первый танцевальный коллектив сахзаводского клуба.
Лучшие из лучших
Эта творческая страница его биографии незаметно переплелась и с историей всего Ракитянского района. Ведь таких коллективов народного творчества, которыми на протяжении всей своей жизни руководил Анатолий Иванович, было немало. Это и народный ансамбль песни «Ракита», и районная танцевальная школа, и хор воинов запаса. Рассказывая об этом, Борисенко ведёт нас дальше по крутой лестнице на второй этаж. Там, в небольшой комнате, все стены в афишах хоровых выступлений, дипломах и фотографиях его учеников.
«Здесь у меня около 50 бюстов, – говорит Анатолий Иванович. – Не только великих людей России, вроде Суворова, Гагарина и Петра I, но и выдающихся ракитянцев. Например, заслуженных врачей, учителей, героев Советского Союза».
В отдельной витрине – памятные семейные реликвии.
«Вот сабля моего деда, – показывает Борисенко. – Он был кавалеристом в Первую мировую войну. Такая память осталась. Самое интересное, что мы обнаружили её, когда ломали старый сарай».
Здесь же хранятся монета 1812 года и наконечник стрелы крымских татар, которые Анатолий Иванович нашёл на собственном огороде.
Рядом стоят 100-летние музыкальные инструменты, которые музею подарила жительница Готни. Здесь же коллекция камней с полей великих сражений, которые создатель музея привозил из творческих поездок.
«Я очень много путешествовал, – улыбается Борисенко. – Встречался со знаменитостями: внучкой композитора Глинки, лётчицей Федутенко, Левитаном, Толкуновой, Ротару. А когда организовал танцевальную школу, объездил немало союзных театров. Проходил практику в ансамбле Моисеева, в Харьковском театре оперы и балета».
В год, когда весь Союз отмечал 50-летие советской власти, ансамбль Борисенко стал не только лучшим в районе, но и во всей Белгородской области. А также участвовал во всесоюзном фестивале в Москве.
«Масштабно было, – вспоминает Анатолий Иванович. – Мы исполняли танцы всех 15 республик, харьковская театральная фабрика за месяц сшила нам все костюмы, 400 человек работали на нас. Освоили полбюджета района и, конечно, стали лучшими».
Из Сенегала и Китая
Вновь по крутой лестнице спускаемся на первый этаж. Здесь на стенах висят портреты ветеранов и совсем незаметный листок со списком стран, из которых приезжали в маленький ракитянский музей любопытные посетители. Великобритания, Сенегал, Марокко, Германия, Турция, Франция, Италия, Китай.
«И со всей России, само собой, приезжают, интересуются, – замечает Борисенко. – Из Якутии, Удмуртии, Новосибирска, Комсомольска-на-Амуре. Мне важно, чтобы люди приходили сюда по велению души. Тогда и разговор у нас получается интересный. Поэтому, когда мне в своё время предложили сделать посещение музея платным, я отказался. Хочу делиться этим от души».
Снова выходим во двор, минуя зубастых крокодилов.
«Осторожно, кусаются, – шутит Анатолий Иванович и ведёт нас к уникальной коллекции клеймёных кирпичей. – У меня их около 20–30. Если где‑то какой‑то завод, производство, школу разваливали, я сразу мчался туда, забирал и сохранял».
На специальном помосте у стены уложили в два ряда кирпичи с местного сахзавода, суконной фабрики, станции Зинаидино, на многих стоит клеймо князей Юсуповых КЮ. Подобных коллекций не найдёшь даже в крупных районных музеях. А здесь прикоснуться к истории может любой желающий. Стоит только приехать.
Дальше ныряем под просторный навес и оказываемся в другом измерении. В этом уголке музея – богатое собрание всевозможных предметов быта и сельскохозяйственных орудий труда, которыми пользовались наши предки. От прялки и коромысла до столярных инструментов, одноконных и пароконных плугов и сохи.
«Вот у меня есть уникальный котёл ракитянской коммуны, где в 30-е годы варили для всех работников кашу, – показывает Борисенко. – Это старинный сундук из Дмитриевки, ярмо для быков, литой утюг, упряжка из колхоза имени Ленина, тамошний конюх мне отдал. А вот охотники из Грайворона подарили деревянный стол ручной работы. Рассказывали, что сам Пётр I, когда ехал в Крым, за ним обедал. Вот это я всё сохраняю, показываю школьникам».
Самое удивительное, что почти над каждым экспонатом висят подписанные фотографии тех, кто подарил музею эти вещи. Таким образом Анатолий Иванович сохраняет память не только о предметах, но и о людях.
Самый ценный экспонат
Ещё одна небольшая комната на первом этаже музея посвящена ветеранам Великой Отечественной войны, о которых Борисенко тщательно собирает всю информацию. Тут же на стене его фотография вместе с сыновьями. Они оба военные: старший служил на Байконуре, младший – на морфлоте во Владивостоке, сейчас защищает границу. В этой же комнате собраны многочисленные сборники стихов Борисенко, которые он пишет столько, сколько себя помнит.
«Тоже из армии пошло, – улыбается Анатолий Иванович. – Я обычно не фантазирую в своих стихах, пишу то, что есть. Кроме сборников в этой комнате у меня и книги отзывов о моём музее».
Борисенко перебирает старые альбомы за 40 лет существования музея. Все они исписаны трогательными благодарностями посетителей. Здесь и памятные автографы Юрия Левитана, актёра Николая Крючкова и многих других. Но больше всего на пожелтевших листах тёплых слов от самых простых людей, которые искренне восхищаются талантом человека беречь и ценить не только свою личную историю, но и историю своей малой родины.
Классные руководители множества школ, народные песенные и танцевальные коллективы, школьники и студенты. «Благодарим Анатолия Ивановича – хранителя культурных традиций нашего края – за его труд», «Большое спасибо за ваш подвижнический труд. Восхищаемся вашим энтузиазмом», «Очень интересные экспонаты музея отправляют нас в прошлое. Я как будто совершила маленькое путешествие и получила массу позитивных эмоций. Огромное вам спасибо!».
«Это, пожалуй, самый ценный экспонат моего музея, – говорит напоследок Анатолий Борисенко. – Это свидетельство того, что история жива, пока она кому‑то нужна и интересна».