Надевали на водолазку. Как носили мужские галстуки в советское время
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Своего мужа в галстуке я видела дважды: на нашей свадьбе и когда дочка в первый класс пошла, – смеётся Наталья Валеева. И так можно сказать о многих мужчинах, для которых галстук так и не стал необходимой деталью одежды, а скорее остался данью традиции или частью профессиональной формы. Но ведь были времена, когда без галстука ни в театр, ни в приличный ресторан не пускали. А если без него жених решил бы прийти на свадьбу, то можно было сразу разводиться: родственники этого не простили бы.
Начальству положено
После окончания сельскохозяйственного института в 70-е годы прошлого столетия Сергея Вдовенко распределили в колхоз главным инженером. Днями он мотался по полям да мастерским, а когда в колхозе созывали собрание, бежал домой за галстуком.
«Председатель колхоза, главный агроном, я – инженер, все мы сидели за столом на сцене деревенского клуба в костюмах и галстуках. Так было положено начальству выглядеть перед народом, и я воспринимал это как должное», – вспоминает Сергей Валерьевич.
Для большинства советских руководителей и чиновников галстук наряду со шляпой и портфелем был символом их привилегированного положения. У представителей интеллигенции – признаком благородных манер и изысканного вкуса.
«Мой папа – из врачебной династии, всю жизнь ходил на работу в галстуке. И когда в 60-е годы ушёл на пенсию, даже мусор без него не выносил, такова была сила привычки, – улыбается Ольга Глаголева. – А сейчас внук даже на собственной свадьбе был без галстука и на моё робкое замечание, что так вроде нельзя, только от души рассмеялся».
В прошлом веке каждый мужчина хоть раз-два, но галстук обязательно надевал, чтобы подчеркнуть торжественность того или иного события. Основными были два вида – самовязы и регаты. Самовязы шили из цельного куска материи, скроенного по диагонали, их можно было завязывать по‑разному. Над регатами голову ломать было не нужно, с помощью крючка и петельки их застёгивали сзади.
Многие советские мужчины предпочитали снимать самовязы, не развязывая до конца. Отправляя их на хранение в шкаф, они были уверены, что в следующий раз не придётся страдать перед зеркалом, пытаясь завязать декоративный узел. Для тех, кого подводила память, женские журналы печатали пошаговые инструкции по завязыванию разных узлов, видимо, считая, что на помощь мужу обязательно придёт умелая жена.
«Воспоминание детства: открываю платяной шкаф, а на дверце прикреплена пожелтевшая страница из журнала «Работница» с пошаговой инструкцией, как завязать галстук. Такая вот шпаргалка сначала для папы (а скорее для мамы), а потом для брата», – говорит Наталья Валеева.
Бояре не захотели
В том виде, в котором мы сейчас знаем галстук, он появился в 20-х годах прошлого столетия. Тогда американец Джесси Ландсгорф запатентовал новый способ разрезания ткани под углом, что позволяло изделию не терять форму после завязывания и долгой носки. Он сшивал скроенные по косой три сегмента, тем самым дав жизнь современному галстуку, который стало возможным завязывать множеством способов. С годами форма и размер галстуков менялись, но их функция как декоративного предмета мужского гардероба оставалась неизменной.
Хотя были времена, когда прадедушки современного галстука – платки, которые мужчины в прошлые столетия повязывали на шею, – выполняли конкретную функцию, оберегая шеи их владельцев от твёрдых воротников военных мундиров, камзолов и прочей одежды, натирающей кожу.
Далее шёлковые платки стали предметом гардероба модников европейской знати. Не обошёл их вниманием и Пётр I, известный новаторством и желающий видеть их на боярах. Предмет гардероба, нелепо смотрящийся с русским нарядом, те невзлюбили, в сердцах называли удавкой и, вопреки царскому указу, не носили.
Но и в советском быту он особого распространения не получил, хотя на него привычный в то время дефицит не распространялся. В магазинах было 5–10 видов разных галстуков, но вот беда: они здорово отставали от моды, а она постоянно менялась.
«Когда в моду входили узкие галстуки, на прилавках лежали широкие, и наоборот, – вспоминает Андрей Емельянович. – Хотя были и исключения. Мы студентами обожали группу «Битлз», у сокурсника был плакат с их фотографией, который дядя привёз из‑за границы. И тут в универмаге выбросили тонкие чёрные и красные, узкие по всей длине, галстуки, как у музыкантов на плакате. Те, кто увлекался битлами, были на седьмом небе от счастья. Я купил себе сразу два, зная, что один быстро износится, ведь я буду носить их постоянно».
Модный стильный галстук, в отличие от представителя унылого ассортимента советских магазинов, носили с удовольствием. На помощь модникам приходили фарцовщики.
«У папы был шёлковый галстук с красно-чёрными чёртиками, который он купил у какого‑то барыги. На работу такой не наденешь, но на неофициальную встречу с друзьями – самое то», – рассказывает Римма Шаповалова.
Пользовалась этим и советская торговля.
«Воспоминания детства: из магазина приходит довольная мама, достаёт из сумки какую‑то блёклую мужскую рубашку, а затем с торжеством – яркий модный галстук. Рубашка, оказывается, шла в нагрузку к нему», – рассказывает Наталья Валеева.
В 50–60-е годы власть старалась брать под контроль все аспекты жизни советского человека, в том числе и его одежду. Но стиляги сопротивлялись указанию носить то, что положено настоящему строителю коммунизма, и порой их протест носил гиперболизированный характер. К зауженным брюкам, которые порой надевали с помощью мыла, пиджаку с широкими плечами, взбитому коку на голове полагался вызывающе яркий галстук.
«Счастливчики покупали их у моряков, бывавших за границей. Чего только на них не было: и развесистые пальмы, и красивые девушки. Я шил похожий у знакомого портного (откуда у него яркая ткань, он держал в секрете). Денег отдал немало, но сам испортил галстук, постирав его. Я и не подозревал, что после стирки шёлк садится», – вспоминает годы юности Андрей Михайлович.
Из золотой парчи
Отношение к галстуку со временем менялось. Если вначале он был необходимым приложением к костюму, без которого ни в театр, ни в приличный ресторан, ни на торжественное мероприятие не прийти, то позже стал деталью одежды чиновников, офисных работников, школьников.
«Каждый день перед школой я надевала сыну галстук, а вечером находила его на дне рюкзака. Как только заканчивались занятия, он сразу стаскивал его с шеи, и хорошо, если не забывал бросить к учебникам. Поэтому их было несколько в запасе», – рассказывает Елена Мироненко.
Не один десяток лет носили галстук офицеры: он был обязателен к кителю, требовался и студентам, обучающимся на военной кафедре вуза.
«Я училась, когда в моду вошли водолазки. Однокурсники, когда шли на «военку», надевали галстуки прямо на них. А те, кто забывал его дома, бегали по аудитории и выпрашивали поясок у девушек, а потом повязывали его. И ничего, всё с рук сходило», – вспоминает Ольга Владимировна.
Но в любые времена были мужчины, которые с удовольствием ходили с галстуком.
«У моего папы их было штук 30, носил всю жизнь. Как‑то мама заказала золотое парчовое платье и из этой же ткани сшили галстук папе. И муж у меня такой же, ещё и зять подкидывает галстуки, которые надоели, – говорит Надежда Лазаревна. – Для меня молодой человек с этой деталью одежды всегда был символом надёжности, воспитанности, такому я доверяла больше».
Для многих мужчин галстук долгие годы был возможностью показать свой вкус, индивидуальность, социальное положение. Но со временем прекрасная половина польстилась и на эту вроде бы сугубо мужскую вещь.
«В 90-е дефицитные годы, чтобы разнообразить скудный гардероб, я использовала папины галстуки. Как же здорово они смотрелись с простой белой рубашкой! Через несколько лет похожие стали носить участницы популярной группы «Тату», – рассказывает Елена Мироненко.
Сегодня мужские галстуки по‑прежнему в моде. Горох и турецкий огурец, яркие однотонные и классика в косую полоску преобразят скучный костюм и что‑то обязательно расскажут о его владельце. А носить их или нет, каждый мужчина решает сам.