«Прививка» к чтению. Почему свобода должна быть соразмерна возрасту
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Как воспитать детей верующими? Что разрешать? Что запрещать? И стоит ли ограничивать свободу ребёнка? На эти и другие вопросы «Белгородской правде» ответил священник, психолог, настоятель храма Кирилла и Мефодия при Белгородской православной гимназии Михаил Артёменко.
О вере и мире
— Отец Михаил, когда и как начинать рассказывать ребёнку о Боге?
— Наверное, тогда, когда он начнёт спрашивать. Польский педагог, писатель Януш Корчак говорил, что воспитывать необходимо прежде всего себя, а дети будут смотреть на нас и подражать. Если роди-
тели сами верующие, то им несложно будет рассказать, зачем они посещают богослужения, исповедуются и причащаются. Когда они сами этого не делают, то и ответить не смогут. Ребёнок задаёт множество вопросов не только о вере, но и о мире. Объясняйте на его языке, соразмерно возрасту. Понятно, что с семилетними мы не будем говорить о каких‑то сложных богословских истинах, им достаточно знать, что Бог есть. Чем старше – тем глубже.
— Что бы вы посоветовали для детей из православной литературы? Стоит ли давать смотреть православные мультфильмы?
— Есть детская Библия, жития святых, изложенные для детей, полезные притчи, написанные в формате сказок. Можно читать прекрасные литературные произведения, как, например, «Хроники Нарнии», где языком сказок говорится о Евангелии. Существует и масса других околоправославных рассказов, романов – всё зависит от возраста.
Любой родитель должен сделать «прививку» к чтению. Ребёнок полюбит читать только тогда, когда будет видеть, что родители читают. В свою очередь мамы и папы должны посоветовать какие‑то книги, а перед этим прочитать их сами. Вначале это сказки, дальше интересная школьная, приключенческая литература… Если ребёнок взрослеет вместе с книгой – это хорошо. Режиссёр и писатель Евгений Гришковец рассказывал о том, как его приучили читать: однажды его папа взял очень интересную приключенческую книгу, крайне выразительно её читал и в самом интересном месте закрыл и сказал: «Дальше – сам».
Абсурдно требовать от ребёнка то, что мы не делаем сами. Если мы постоянно сидим в гаджетах и телевизоре, а детям говорим читать, то это обман.
Есть прекрасные православные мультфильмы, фильмы. Но прежде чем что‑то дать смотреть ребёнку, надо ознакомиться самим и задаться вопросом, полезно ли это ему и что он почерпнёт? Это касается и Интернета. Хорошо, когда, например, в соцсетях папа и сын подписаны на один и тот же канал, чтобы папа видел, что читает сын, понимал его интересы.
Послушание и подчинение
— Сколько свободы давать детям?
— Свобода должна быть соразмерна возрасту. Если мы у маленького ребёнка спросим «Ты хочешь есть?» или «Ты замерз?», он ответит. А вот вопрос «Что ты будешь есть: конфеты или картошку?» несоразмерен возрасту. Он, конечно, выберет конфету, хотя надо есть картошку. Родители должны учить ребёнка пользоваться своей свободой, и со временем она всё больше увеличивается.
Мама готовит, ребёнок спрашивает: «Можно я пойду поиграю в комнату?» Она знает, какие там игрушки, и понимает, что ничего не случится. Да, конечно, иди. Потом ребёнок просится поиграть с другом в соседнюю квартиру. Мама знает друга и его родителей, спокойно отпускает его. Через время он спрашивает разрешения погулять во дворе. Родители должны выйти с ним, убедиться, что не видят опасности. Далее ребёнок отправляется гулять в район, затем – в город. По сути, мы должны научить своих детей жить. Не контролировать ежечасно, ежесекундно, а научить пользоваться свободой. Эта свобода со временем увеличивается и заканчивается тем, что сын решает, на ком жениться, и тогда уже строит свою семью. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». Формат послушания уходит, начинается путь соработничества: взрослый сын приходит к родителям, и они не навязывают своё, а делятся мудростью, отвечают на вопросы.
— Родители должны требовать послушания?
— Есть два слова: «послушание» и «подчинение». Зачастую мы требуем подчинения. И, наверное, периодически это хорошо (когда, например, ребёнок лезет пальцами в розетку, а мы запрещаем). А послушание – от слова «слушать». Это когда у ребёнка есть желание слушать взрослого – не потому что ему грозит какое‑то наказание, а потому что ему самому этого хочется. Он бежит с вопросом, приходит за советом. Когда дети не понимают, как следует поступить, и слушают родителей, есть место подчинению. Чуть позже оно перерастает в послушание – ребёнок доверяет родителям, слушает их. И это его желание.
— Наказание – эффективная мера воспитания?
— Все дети пробуют грани дозволенного. Есть, например, Правила дорожного движения, нарушение которых может повлечь печальные последствия. Так и ребёнок должен понимать, что вся жизнь состоит из правил и законов, того, что можно и что нельзя. Он должен осознавать, что хамить маме нельзя – будут последствия. Наказание – от слова «наказ». Сначала сказать, а потом ребёнок должен почувствовать, что сделал что‑то неправильно. Некоторые психологи говорят, что наказывать нельзя. Представьте, когда детей воспитывают в формате «можно всё»: кидать, драться, обзываться… В определённый момент они приходят в общество и начинают жить так, как будто им всё дозволено. Когда встречаются два таких человека, то начинается ад. Родители должны быть воспитателями: объяснять, что можно, а чего нельзя, говорить о правилах поведения в обществе, уважении границ другого человека. Евангельская истина «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» – пример для воспитания. А вопрос наказания индивидуален, его решают сами родители. Кому‑то хватает взгляда, кому‑то – слова, кому‑то нужно какое‑то действие. Но если ребёнок не понял, за что его наказывают, – это просто бесполезное стояние в углу.