Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 октября 2023,  13:21

Белгородские школьницы победили во всероссийском литературном марафоне

«Литературный марафон» – масштабный проект, который этим летом запустило по всей стране объединение детей и молодёжи «Движение первых»

Белгородские школьницы победили во всероссийском литературном марафонеФото: ru.freepik.com
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

По замыслу его организаторов, это отличная возможность для школьников открыть в себе талант писателя, поэта или художника, прикоснуться к миру литературы и чтения и прокачаться творчески. Главной героиней проекта определили книгу с чистыми страницами. Почему с чистыми? Потому что у каждого начинающего автора была возможность написать её вместе с марафоном за 21 день.

На отборочный этап проекта заявилось более 2 тыс. школьников. Условия были простыми: отправить не опубликованные ранее произведения на определённые темы. Их список был широк: участникам предлагали порассуждать о природе, дружбе, семье, лете, доме, верности, своих героях и наставниках. В номинациях – от прозы до комикса – школьников тоже не ограничили.

В конце июля – начале августа 200 финалистов всероссийского марафона собрались на «Литературный пленэр» – своеобразную творческую мастерскую – в Орловской области в музее-усадьбе Спасское-Лутовиново. В их число вошли и четыре белгородские школьницы: Алёна Черных, Анастасия Колодько, Варвара Клинова и София Медведева. Несколько дней финалисты проекта посещали мастер-классы и творческие встречи, учились писать и оттачивали своё мастерство.

Для кого‑то это была практически проба пера, а кто‑то встретился на пленэре с давними друзьями. Главное – все вернулись домой с заданием: ощутить себя писателем, поэтом, драматургом или иллюстратором и за 21 день создать собственное произведение.

А уже осенью стали известны итоги и список победителей первого Всероссийского «Литературного марафона». Их работы войдут в сборник проекта, а лучших авторов пригласят на стажировку в издательство «Детская литература».

Все работы белгородских авторов не остались незамеченными. Так, София Медведева получила диплом 3-й степени в номинации «Проза». Варвара Клинова – диплом 1-й степени в номинации «Комикс». А среди начинающих драматургов и сценаристов – сразу две белгородские победы: Анастасия Колодько стала лауреатом 1-й степени, а Алёна Черных взяла Гран-при.

Сегодня четыре школьницы и их пробы пера – на страницах «Литературной гостиной» «Белгородских известий».

Поговорить с Гоголем, Толстым, Набоковым

Как вызвать на разговор классиков? Нужны чуточка фантазии, интересные вопросы и знание подробностей биографий плюс грамотный сценарий. Интервью с великими писателями готово! Этим секретом успеха делится 11-классница из Старого Оскола Алёна Черных.

Девушка планирует связать своё будущее с журналистикой, стремится стать журналистом-международником. Интервью с Николаем Гоголем, Львом Толстым и Владимиром Набоковым в жанре мокьюментари – псевдодокументального кино – принесло ей Гран-при «Литературного марафона». В таком необычном формате Алёна раскрыла тему наставника. Школьница отмечает: каждый из авторов так или иначе был педагогом, преподавателем или популяризатором образования, поэтому поговорить в придуманных обстоятельствах им было о чём.

Идея устроить интервью с писателями родилась у Алёны после участия в одном из этапов олимпиады школьников «Ломоносов» по журналистике.

«Там было похожее задание – интервью с литературным героем или автором. И мне понравился такой ход. На отбор «Литературного марафона» я отправила сценарий интервью с Буниным. И речь в нём шла о любви. Потом я свою идею доработала, показав не только разных писателей, но и их речевые особенности», – рассказывает Алёна.

И для этого ей пришлось основательно подготовиться, погрузившись в их дневники, переписки с друзьями, заметки критиков.

С Гоголем, Толстым и Набоковым разговаривает не только вымышленная Алёна Алёновна, но и ученики школ будущего. Речь идёт о педагогике, а через неё – о взглядах на жизнь и даже творчество.

Алёна Черных рассказывает: огранить сценарий ей помог именно «Литературный пленэр». Лекции от куратора мастерской, задачки для сценаристов, разборы текстов и полезные советы вместе со здоровой долей критики – этим были наполнены её несколько дней в Спасском-Лутовиново. И всё это пригодится ей в будущем, уверена Алёна.

 

Алёна Черных Алёна Черных / Фото: личный архив

Поймать сюжет и… момент

Это самое важное для того, чтобы написать сценарий для будущего сериала или фильма, рассказывает 10-классница лицея № 3 им. С. П. Угаровой Старого Оскола Анастасия Колодько. В этом деле девушка уже не новичок.

«Я с самого детства писала какие‑то смешные рассказы, – вспоминает она. – Затем это переросло в увлечение КВН, я им занимаюсь уже шесть лет, дважды была на международных фестивалях детских команд КВН. От рассказов к сценариям я пришла, наверное, год назад. В то время мы вместе с другом выиграли грант молодёжного форума «Чайка» на свой сериал «Школьник». Он касается насущных проблем учеников школ. Погрузившись в этот мир, я поняла, что сценарии мне писать даже интереснее, чем рассказы, потому что в драматургии особый язык. Нельзя говорить напрямую, мысли, чувства героя отражаются через его действия».

В этом году Анастасия вместе со своей командой выиграла в региональном конкурсе социально значимых проектов «Время 31-х» и получила грант 700 тыс. рублей на инклюзивную волонтёрскую студию «Свой среди своих» для создания фильмов о людях с особенностями здоровья. Студия начала свою работу 1 сентября, пока ребята набирают команду, закупают оборудование.

 

Анастасия Колодько Анастасия Колодько / Фото: личный архив

 

На отбор «Литературного марафона» Анастасия отправила сценарий короткометражного фильма о мальчике с особенностями здоровья. После пленэра в Спасском-Лутовиново, общения с наставником и коллегами, начинающими сценаристами, она приехала домой и взялась за новый сценарий. Его главным действующим лицом стал участник СВО, вернувшийся домой, но переживающий до сих пор всё как будто наяву. Её будущая короткометражка так и называется – «Возвращение домой».

По словам Анастасии, в перспективе её кино может дойти до зрителя: сценарий заинтересовал членов филиала фонда «Защитники Отечества» в Белгородской области.

На вопрос, что нужно для того чтобы написать сценарий короткометражки, Настя отвечает сразу:

«Нужно успеть поймать момент, когда рождается сюжет, когда тебе самому интересно его раскручивать, когда ты думаешь только о сценарии, когда тебе приходит гениальная идея и ты её расписываешь. Нужно вдохновение, а оно приходит в разные моменты. Иногда я писала сценарий даже ночью: вдохновение пришло!»

Она рассказывает: сюжеты для сценариев ей подсказывает сама жизнь.

«Я обращаю внимание на актуальные проблемы. В сериале «Школьник» мы поднимали темы, которые волнуют именно учащихся: вроде бы обычные сюжеты, а что если посмотреть на них с другой стороны? – рассказывает Анастасия. – Работая с ребятами с ОВЗ, мы отмечаем, что актуально для них. Даже история бойца СВО пришла ко мне после того, как я встретила вернувшегося из зоны боевых действий человека, друга нашей семьи. Я подумала, что эта идея может стать хорошей базой для фильма. Сюжет я развила сама, а додумать его мне помогли как раз на «Литературном пленэре».

По словам Насти, участие в пленэре помогло ей не только завести новые творческие связи, но и встретиться со старыми друзьями. Знакомство со многими участниками пленэра она поддерживает и сейчас, а с кем‑то оно переросло в сотрудничество. Анастасия успела поработать над сценарием к короткометражному фильму, который снимут в Челябинске.

Как уже понятно, Настя – активистка и любит быть в центре событий. Поэтому своё будущее она связывает именно с общественной деятельностью и планирует получить образование по специальности «государственное и муниципальное управление». Она уверена: разрешить часть проблем в современном обществе возможно, если говорить о них, в том числе языком драматургии, так, чтобы зритель всё понял и сделал правильные выводы.

«Рисовать не перестану»

В этом уверена ученица девятого класса средней школы № 28 Белгорода Варвара Клинова. На «Литературный марафон» она заявилась в номинации «Комикс», и это был, как рассказывает школьница, пробный шар.

«Я хотела попробовать что‑то новое для себя, поскольку очень люблю рисовать и писать. А комикс – это такой жанр, где всё это удобно совмещать, – говорит Варвара. – Мою работу на тему дружбы заметило жюри, оценив стиль и сюжет».

Она пишет стихи, пробовала себя в рассказах, но чаще сочиняет слова к песням, поскольку сама играет на гитаре. Любовь к изобразительному искусству Варваре передалась от папы – художника по образованию. Девушка признаётся: её мечта – стать режиссёром кино и телевидения, поэтому сейчас языком картинки и слова она учится рассказывать окружающим о своём внутреннем мире, о том, что её волнует.

И ей это удаётся, потому что дальше был «Литературный пленэр» в Спасском-Лутовиново. Там Варя познакомилась с такими же, как и она сама, начинающими авторами комиксов и уже опытными наставниками. Девушка отмечает дружескую атмосферу, казалось бы, творческого состязания:

«Все показывали свои работы, делились знаниями и успехами, помогали друг другу развиваться, что немаловажно. Очень много я узнала и от наставников. У них достаточно творческого и жизненного опыта, поэтому их было слушать интересно».

Варвара Клинова Варвара Клинова / Фото: личный архив

 

Варвара делится: основной принцип комикса – наглядно и интересно преподнести читателю придуманный сюжет. И тут тоже есть свои фишки. Многие из них она почерпнула от практикующих авторов комиксов.

«Важно показать каждую фразу наглядно: людей, окружающую их обстановку, то, что происходит на фоне. В итоге должна получиться целая картинка», – объясняет школьница.

И немного о вдохновении. Как и ко всякому творческому человеку, к Варе оно приходит неожиданно:

«В перерывах между уроками делаю маленькие зарисовочки про своих друзей, одноклассников. Могу сидеть на уроке, и как‑то ручка смешно упадёт, и я нарисую целый комикс. Думаю, что в будущем, пусть и не основным моим занятием это будет, но рисовать я не перестану».

Непридуманная придуманная история

Восьмиклассница Новосадовской средней школы «Территория успеха» София Медведева вспоминает, что в начальной школе заданные на уроках сочинения давались ей непросто.

«Я не совсем понимала, как нужно писать. А потом мне папа рассказал, как легко справляться с сочинениями, какие фишечки использовать. И дальше у меня всё стало получаться. А тут увидела отбор на «Литературный марафон» и решила попробовать себя», – рассказывает София.

София Медведева София Медведева / Фото: личный архив

 

И проба пера удалась: белгородская школьница вошла в число финалистов, несмотря на то что только делает первые шаги в большую литературу. Увлечений кроме прозы у Софии хватает: она занимается плаванием, стрельбой и лёгкой атлетикой, ей нравится вокал. А ещё углублённо изучает химию, потому что планирует стать врачом.

София рассказывает, что «Литературный марафон» стал для неё хорошим опытом в плане общения с творческими ровесниками, с кураторами-профессионалами.

«Я познакомилась с теми, кому близка литература, с единомышленниками. Нам повезло побывать на родине Ивана Сергеевича Тургенева, в его доме, и ощутить на себе, как он жил, как жили люди раньше. А ещё мы попали на настоящий бал!» – вспоминает школьница.

Войти в число лауреатов всероссийского проекта ей позволил рассказ «Будем жить!», события которого разворачиваются в оккупированном немцами в Великую Отечественную белгородском селе. Его герои – семья, в которой ушёл на фронт отец, на работы в Германию угнан сын – вымышлены. Но такие истории в войну писала многократно сама жизнь. Такая вот непридуманная придуманная история получилась у Софии.

«Мне захотелось об этом рассказать и ещё раз напомнить всем, какой страшной была та война», – говорит школьница.

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×