В мире и согласии. Как в ракитянской Дмитриевке соседствуют старый и новый храмы
Об истории строительства церкви и православного центра «Белгородским известиям» рассказал иерей Павел Литинский
-
Статья
-
Статья
Высокую деревянную церковь Святого Дмитрия Ростовского видно отовсюду. Она небольшая, но при солнце всегда подмигивает путнику золотом аккуратных луковичных глав. Этот относительно новый храм освятили в 2008 году. Напротив него – открытый спустя семь лет центр духовно-нравственного и патриотического воспитания «Русский мир». Он разместился в необычном одноэтажном здании, стены которого были частью старого храма, возведённого в Дмитриевке в 1839 году.
Конюшня, клуб, духовный центр
Настоятель храма, иерей Павел Литинский встречает нас на заросшей осенними астрами дорожке у калитки. И через маленький фруктовый садик ведёт сначала в «старую церковь», где сегодня расположился центр «Русский мир».
«Это здание было построено в 1839 году, – рассказывает он. – Возводили первый храм на средства прихожан. И приход тогда в Дмитриевке был большой. Говорят, колокольный звон слышался даже в Ракитном. Об истории этой церкви у нас сохранились кое‑какие свидетельства. Например, копии метрических книг и некоторые архивные записи».
Отец Павел достаёт из шкафа лист бумаги, исписанный неразборчивым быстрым почерком. Это рассказ жителя села Дмитриевка Фёдора Леонтьевича Берестового, услышанный им от его отца Леонтия Ефимовича 1843 года рождения.
«До строительства храма наше село называлось Зыбинские Дворы, – говорит настоятель. – И вот когда начали возводить церковь на средства прихожан, денег на крышу не хватило. Тогда трое из деревни поехали в Москву к графу Шереметеву просить помощи. Тот обещал дать лес на крышу при одном условии: если село переименуют в Дмитриевку, в честь его сына. И престольный праздник будут отмечать в осенний день Дмитрия Ростовского. Так и произошло».
Хранится в стеклянной витрине и единственная чёрно-белая фотография каменного храма, сделанная в 1937 году. На довоенном снимке хорошо видна большая церковь. Рядом с ней – здание школы, которое до наших дней не сохранилось.
«А вот в годы Великой Отечественной войны, по рассказам местных жителей, в храме была конюшня, – замечает отец Павел. – В конце 1940-х колокольню и купола снесли, а здесь разместили сельский клуб. Там, где был когда‑то алтарь, устроили сцену. Но старожилы вспоминали, что как ту алтарную стену ни белили, пытаясь закрасить церковные росписи, лики святых всё равно проявлялись».
Сейчас на этом месте обустроен большой светлый зал, украшенный иконами. В нём проходят уроки православной школы и творческие занятия с детьми.
От музея до спортзала
Другие залы центра «Русский мир» такие же просторные и большие, с высокими гулкими потолками. В одном из них разместился музей русского быта, где собраны самые разные предметы, принесённые местными жителями: от работающего патефона, старинных ёлочных игрушек, чугунков и прялки до старых чемоданов, расшитых ковров, сундуков и икон.
«Тут можно увидеть вещи разных эпох, – показывает настоятель храма. – Например, вот необычная кружка из дюралюминия, её сделали из части военного немецкого самолёта времён Великой отечественной войны».
В соседнем зале посетители центра могут позаниматься спортом. Там обустроен хорошо оснащённый тренажёрный зал. Тут же за столами волонтёры плетут сети для бойцов СВО. И несколько раз в неделю к отцу Павлу приходят дети самых разных возрастов, чтобы вместе лепить из пластилина.
«Это у нас такой любительский кружок, – улыбается настоятель. – Уже несколько лет создаём небольшие пластилиновые работы. Одна из самых значимых посвящена Прохоровскому сражению. Там у нас и самолёты, и техника, всё двигается. Воссоздан момент битвы. Дети с интересом изучают во время занятий лепкой историю своей страны».
Икона из старого храма
Подробно познакомившись со всеми залами центра «Русский мир», вновь выходим на улицу и отправляемся в новый храм Дмитрия Ростовского. Отец Павел служит здесь уже 11-й год. Сменил другого настоятеля – отца Иоанна, который принял церковь сразу после освящения.
«Храм у нас небольшой, уютный, – по‑хозяйски показывает нам свою обитель отец Павел. – Поначалу было прохладно, в алтаре свечки сквозняком задувало, но я тут каждое брёвнышко утеплил, стало хорошо».
Настоятель показывает нам одну из самых важных и значимых для дмитриевцев церковных реликвий. Это образ святителя Дмитрия Ростовского.
«Эта иконочка чудом вернулась к нам из старого храма, – подчёркивает настоятель. – Люди принесли. Когда прежнюю церковь разрушали, вынесли на улицу все иконы, хоругви. И ждали подводы, чтобы всё это куда‑то увезти и, возможно, сжечь. Тогда кто‑то из местных и спас этот образ. А после освящения нового храма иконочка к нам вернулась. Вот теперь она тут, где у меня хор поёт. Они поют и молятся».
Отец Павел показывает и другие старинные иконы, которые принесли в храм жители. На деревянных простых дощечках с выцветшими надписями, но в красивых серебристых окладах.
«Постоянных прихожан у нас человек 15, – продолжает рассказ настоятель. – По праздникам бывает и больше. Из Белгорода иногда приезжают, из Ракитного. Тогда наши певчие, чтобы освободить место, поют на балкончике».
Живём дружно
В храме светло и тепло, пахнет деревом и ладаном. Отец Павел приглашает подняться на колокольню. И мы вслед за ним неловко карабкаемся по крутым деревянным ступеням. Взбираясь на залитую солнечным светом колокольню, настоятель рассказывает, как два года прожил при монастыре в Муроме Владимирской области. Посещал духовное училище, выполнял тяжёлую работу, молился и часто-часто поднимался на колокольню вместе с братьями, чтобы созвать прихожан на службу.
«Чтобы в колокола звонить, нужно особое какое‑то настроение, что ли, – делится он. – Бывает, пойдёшь, а что‑то не то, не звучит. А иногда так льётся, льётся, что останавливаться не хочется. Как будто жажда какая‑то, как человек в жаркую погоду напиться не может. Раньше вот и детей учил звонить. Так что иногда они сюда поднимаются и на праздники призывают прихожан».
Отец Павел показывает семь красивых колоколов, отлитых на колокололитейном заводе Анисимова. Вспоминает добрые истории монастырской поры, смеётся и тут же смущается: «И смех и грех». Потом ловко спускается по лестнице.
Догоняем его уже внизу, обходим храм и осматриваем памятный закладной камень. Всё вокруг утопает в ещё по‑летнему яркой зелени. Высокие берёзы, долго болевшая, но исцелившаяся ива, сиреневые шары из осенних астр.
«Тут возле храма, когда работы велись, обнаружились остатки склепа кирпичного, – говорит мимоходом отец Павел. – Но раскапывать тогда не стали. Возможно, прежние настоятели там похоронены были, наверняка мы не знаем. В архивах об этом никакой информации нет. Да и сад у нас уже тут вырос. А вообще живём мы в Дмитриевке дружно. Много у нас здесь турок-месхетинцев. Но они с уважением относятся к православию. И даже помогают храму. Так и живём, в мире и согласии».
Тепло прощаемся с отцом Павлом и оставляем его у храма. Он машет нам вслед, приглашая приехать весной. Говорит, здесь в это время ещё красивее.
Анастасия Состина