Почему среди наград боевого советского офицера был орден Британской империи
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Детали истории жизни героя Курской битвы и Прохоровского сражения генерал-майора Кузьмы Григорьевича Труфанова удивляют. Мало кто знает, что он имел рыцарский орден и получил его одним из первых военачальников в СССР. Зато хорошо известно, что во время боёв на Курской дуге он служил заместителем командующего 5-й гвардейской танковой армией, воевал под Прохоровкой и с 12 июля возглавлял сводный отряд, который защищал вспомогательное направление – район сёл Ржавец и Шахово. За мужество, проявленное в этих боях, Труфанова наградили орденом Суворова II степени.
Отличился в первых боях
Уроженец села Старая Меловая Петропавловского района Воронежской области Кузьма Труфанов родился 15 ноября 1901 года. В 17 лет юноша надел красноармейскую гимнастёрку, участвовал в различных войнах и военных конфликтах. Начал свой боевой путь с рядового красноармейца 100-го стрелкового полка. Воевал против германцев и гайдамаков на Украине, затем сражался на Южном фронте с войсками генерала Антона Деникина, позже на Западном против отрядов Петра Врангеля, а также вооружённых формирований Махно. Участвовал в советско-польской войне 1920 года. За проявленное мужество в боях с белой гвардией его наградили орденом Красного Знамени.
В январе 1923 года получил должность младшего командира, затем был командиром кавалерийского взвода, помощником командира эскадрона, командиром и политруком эскадрона 81-го кавалерийского полка 14-й кавалерийской дивизии Северо-Кавказского военного округа. Летом 1924-го воевал с вооружёнными формированиями на Северном Кавказе в районе Майкопа. С июля 1940 года Кузьму Григорьевича назначили командиром 9-го мотоциклетного полка 7-го механизированного корпуса Московского военного округа.
К началу Великой Отечественной офицер имел за плечами огромный опыт участия в боевых действиях и командования действующими частями Красной армии.
Полк и корпус Труфанова в составе 20-й армии находились в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, а в начале июля пополнили состав войск Западного фронта.
Девятый мотоциклетный полк Кузьмы Григорьевича участвовал в Витебском сражении, прикрывая отход своего мехкорпуса после неудачного Лепельского контрудара под Сенно. В одном из боёв 9 июля Труфанова тяжело ранили. За отличие в первых боях на тот момент полковника наградили орденом Ленина. После лечения направили на должность начальника Ташкентского кавалерийского училища.
4 августа 1942 года Кузьма Григорьевич получил звание генерал-майора.
Сводный отряд
Но недолго он руководил подготовкой курсантов, через семь месяцев Родина призвала офицера на должность заместителя командующего 5-й гвардейской танковой армией, в составе которой он участвовал в Курской битве и боях под Прохоровкой. Сюда стягивались основные силы противника, и для того, чтобы отвлечь внимание, враг подготовил наступление в полосе 69-й армии из района села Ржавец в северном направлении. Его целью было прорваться к Прохоровке с юга. Появление этой группировки создало серьёзную угрозу левому флангу и тылу армии. Ответственность за ликвидацию нависшей опасности легла на сводный отряд Кузьмы Труфанова. В этом районе решалась не только участь частей 69-й армии, оказавшихся в полуокружении, но и судьба всего Прохоровского сражения.
Несколько дней отряд Труфанова вёл ожесточённые бои, выдерживая непрерывные атаки, продолжавшиеся до 16 июля. Он не просто сумел остановить продвижение противника на север, но и полностью отбросить его на исходные позиции.
Вот как об этом рассказала директор музея-заповедника «Прохоровское поле» Наталья Овчарова:
«Наши объединили 92-ю и 375-ю стрелковые дивизии, державшие оборону в этом районе, а также резерв 5-й танковой армии. Сформировали два отряда под общим командованием генерала Труфанова. Один отряд (правый) объединил две мехбригады из 5-го гвардейского мехкорпуса и танковую бригаду от 2-го гвардейского танкового корпуса. Этот отряд насчитывал до 50 танков. Во втором отряде (левом), в который вошли мотоциклетный, гвардейский танковый полк, истребительно-противотанковый артполк и батарея гвардейского гаубичного полка, было 44 танка. Считается, что в том районе с обеих сторон участвовало 300 единиц бронетехники: с нашей – 100 и с германской – 200. Поэтому появились разночтения в исторической литературе, где‑то писали, что в Прохоровском сражении участвовало 1 200 танков, а где‑то – 1 500. Разница 300 танков как раз и находилась с другой стороны Прохоровки. Там не было встречных сражений с большим количеством техники. Но бои были серьёзные, потери с нашей стороны очень большие. Со стороны немцев участвовал 3-й танковый корпус под командованием генерала танковых войск Германа Брайта, в него входила 19-я танковая дивизия под командованием генерала вермахта Густава Шмидта».
По словам Натальи Ивановны, перед отрядом Труфанова стояла задача не допустить прорыва немцев в тыл 5-й танковой армии. С ней отряд справился.
Командир или командор
О ситуации в трёхдневных боях генерал-майор писал в боевом донесении командующему 5-й гвардейской танковой армией Павлу Алексеевичу Ротмистрову:
«13.7.1943 противник перестроил свои боевые порядки, провёл наступление Александровка и далее Новое – Хмелевое. Атаки противника трижды были отбиты, и, не получив успеха, он вернулся в направление Александровка – Новоалександровские выселки, оставив на поле боя подбитые и горящие танки. Всего было отбито шесть атак противника, в каждом бою участвовало до 120 танков и 2 батальонов пехоты-автоматчиков, отряды с частями усиления».
14 июля противник вновь овладел сёлами Рындинка, Выползовка, Щёлоково и попытался взять Шахово. Командующий 5-й гвардейской танковой армией отдал приказ генералу Труфанову не допустить прорыва противника на рубеж Шахово. После упорного боя с танками и пехотой противника отряд оставил Александровку, уничтожив при этом 20 танков и до 100 солдат и офицеров. В боях потеряли 14 легендарных тридцатьчетвёрок. С 15 июля отряд перешёл к прочной обороне, а через два дня, как известно, немцы начали отвод своих войск, и отряд Труфанова вывели на некоторое время из боёв, он составил резерв командующего армией. За героизм, проявленный в этих боях, Кузьму Григорьевича Труфанова наградили орденом Суворова II степени.
В социальной сети «ВКонтакте», на странице, посвящённой 75-летию Великой Победы, двоюродный внук Труфанова Игорь Шаханин оставил запись о герое Великой Отечественной войны:
«В ходе Белгородско-Харьковской наступательной операции Труфанов большую часть времени проводит в боевых порядках корпусов первого эшелона армии. Мой прадед воюет бесстрашно и рвётся в пекло наравне со всеми, что и становится причиной ранений».
В октябре 1943 года Труфанова тяжело ранило, он лишился ноги и после почти годового лечения в госпитале ушёл в отставку по состоянию здоровья.
За годы героической военной службы талантливого военачальника наградили двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, медалями «XX лет РККА», «За Победу над Германией». В коллекции наград есть грамота ЦИК Союза ССР, именные наручные часы, шашка наркома обороны и иностранный орден Британской империи III степени.
Король Соединённого Королевства Георг V подписал грамоту о вручении Кузьме Григорьевичу почётного ордена Британской империи за достоинство и мужество. Ему присвоили звание почётного командора и передали все права и привилегии. Награждение случилось в январе 1944 года, орден ему передали в Кремле, почётную миссию выполнил «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин.
Газета Министерства информации Великобритании «Британский союзник», издававшаяся в СССР во время Второй мировой войны, 21 мая 1944 года опубликовала указ короля Георга VI о принятии советских генералов и офицеров в почётные члены ордена Британской империи. Всего согласно королевским указам в состав военного дивизиона различных степеней были приняты 47 генералов и адмиралов, 115 офицеров и два сержанта Красной армии.
Генерал-майор Труфанов жил в Анапе, умер в 1958 году.