Как провалилась наступательная гитлеровская стратегия
-
Василий Журахов
-
Белгородские известия
-
Василий Журахов
-
Белгородские известия
23 августа – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год). А ещё эта дата является днём освобождения от гитлеровских оккупантов города Харькова и днём завершения операции под кодовым названием «Полководец Румянцев».
Именно тогда легенда немцев о том, что Красная армия не в состоянии вести летом успешное наступление, была развеяна в прах. Произошло это в первую очередь благодаря блистательной победе наших войск на южном фасе Курской дуги. Этот успех позволил советскому командованию в дальнейшем диктовать врагу свои условия.
Ночной захват
После того как немцы были выбиты из Белгорода, в газете Степного фронта «Суворовский натиск» от 7 августа 1943 года появился призыв, обращённый к бойцам и командирам этого объединения. Смысл его заключался в следующем: «Преследуй немца, бей его днём и ночью!» Гитлеровские генералы не могли даже себе представить, что провозглашённый призыв окажется пророческим. Ведь через 16 дней, ночью, будет разгромлен их гарнизон, оборонявший Харьков.
В годы Великой Отечественной войны это был первый ночной захват нашими войсками крупного города.
В историческом формуляре 183-й стрелковой дивизии, принимавшей участие в боях за Харьков, имеется краткое описание этого значимого события. Названный документ и воспоминания очевидцев помогли восстановить общую картину штурма города в ночь с 22 на 23 августа 1943 года.
Харьков освещали многочисленные вспышки взрывов и языки пламени горящих промышленных и жилых кварталов. Залпы артиллерийских орудий, слившиеся в единый гул, создавали ощущение ада на земле.
Возведённые на окраинах города проволочные заграждения и искусственно созданные завалы из битого кирпича и фрагментов кровли являлись серьёзным препятствием для колонн наступавшей пехоты и бронетехники.
Гарнизон противника, рассредоточенный по улицам города, дрался за каждый этаж и каждый дом с особым остервенением. Ведь это была его предсмертная агония.
Всё же в ночной темноте советские воины, проявляя мужество и отвагу, вклинились в оборону немцев и вынудили их попятиться назад.
В итоге первый этап штурма Харькова завершился отходом главных сил гарнизона на заранее подготовленный рубеж.
Взломали немецкий замок
Натиск войск Степного фронта под командованием генерала Конева был уже неотразим. В 4 часа 30 минут части 183-й стрелковой дивизии, идущие в авангарде, овладели площадью Дзержинского, водрузили на ней Красное знамя, оно появилось также на зданиях почтамта и вокзала.
Опасаясь окружения, войска противника начали отступать в хаотичном порядке, оставляя на улицах города раненых и убитых своих солдат. К 12 часам 23 августа 1943 года Харьков был окончательно освобождён.
В тот же день за боевые заслуги 183-й стрелковой дивизии было присвоено наименование «Харьковская».
26 августа 1943 года газета «Правда» писала о значении взятия второй столицы Украины: «Немцы сами назвали Харьков восточными воротами на Украину, замком на двери Украины, ключом к Украине. Победа Красной Армии взломала немецкий замок, распахнула ворота и открыла просторы украинской земли перед советским освободительным оружием. Под Харьковом разгромлены отборные немецкие дивизии, потерпел крушение гитлеровский план использования всей Украины как базы для снабжения разбойничьей немецкой армии».
30 августа 1943 года у памятника Т. Г. Шевченко на торжественный митинг собралось свыше 25 тысяч воинов и жителей города. Его открыл секретарь Харьковского горкома КП(б) Виктор Чураев. Первое слово предоставили командующему Степным фронтом генералу армии Ивану Степановичу Коневу. Раздалось громкое «ура» и бурные аплодисменты.
«Товарищи харьковчане! Товарищи украинцы! – сказал Иван Степанович. – Передаю вам боевой привет от бойцов, офицеров и генералов войск Степного фронта. Они поздравляют вас с возвращением в семью советских народов…»
Далее в своём выступлении генерал отметил, что в ожесточённых боях воины Степного фронта при содействии частей и соединений Воронежского фронта разгромили лучшие танковые немецкие дивизии и освободили Белгород, а затем вторую сторону Украины – Харьков.
Немцы в копне сена
Для скорейшего налаживания мирной жизни в городе Харькове требовалось побыстрее очистить его окрестности от недобитых и не желавших сдаваться в плен мелких групп немецких военнослужащих. Они, как правило, скрывались в лесах и рощах. Вели очаговые бои местного значения, грабили население, убивали возвращавшихся на фронт из госпиталей бойцов, командиров и политработников Красной армии.
Задача по очистке засорённых остатками частей противника освобождённых территорий возлагалась на подразделения войск НКВД. И они эффективно с ней справлялись.
Только за 1943 год бойцами этих подразделений было задержано и отконвоировано в приёмно-пересылочные пункты 8 686 немецких солдат и офицеров.
В качестве примера приведу эпизод одного из задержаний групп военнослужащих вермахта, не вырвавшихся из окружения тогда под Харьковом. Из послевоенных воспоминаний заместителя командира полка войск МВД СССР и участника той чекистско-войсковой операции подполковника Михаила Паджева: «Однажды, прочесав очередную рощу, мы вышли к реке. На заливном лугу стояли копны свежескошенного сена. Был объявлен привал. Многие бойцы сняли вещевые мешки, снаряжение и побежали к воде. Вдруг кто‑то крикнул:
— Смотрите, копна колышется, словно при землетрясении!
— А ты ткни туда штыком, она и перестанет трястись, – посоветовали ему.
Боец со всей силой нанёс удар штыком в сено. Кто‑то вскрикнул. Верхушка копны отлетела в сторону. С поднятыми руками поднялись две фигуры в немецких мундирах. Бойцы забыли про купание. То в одной, то в другой копне находили худых, обросших, в потрёпанном обмундировании гитлеровских солдат, твердивших: «Гитлер капут!»
Вот так бесславно закончилось последнее летнее наступление немецко-фашистских войск, именуемое «Операция «Цитадель», а наступательная операция Красной армии «Полководец Румянцев» – блистательным триумфом.