Уроки доброты. Как в детсаду Губкина работают с особенными детьми
«Белгородская правда» узнала о лучших практиках учителя-дефектолога Анастасии Тукачёвой
-
Статья
-
Статья
Оценить огромную работу, которую ежедневно проделывают специалисты, занимающиеся с детьми с особенностями, может только тот, кому довелось лично соприкоснуться с проблемой. Посвящают себя такому самоотверженному служению только люди с огромным сердцем, готовые в ребёнке увидеть и развивать личность.
Терпение и труд
Учитель-дефектолог губкинского детского сада № 41 «Семицветик» Анастасия Тукачёва не сразу пришла к работе с детьми с особенностями развития. Получив красный диплом инженера-строителя, она пять лет отработала на Лебединском ГОКе. Но с рождением ребёнка поняла, что совмещать работу на предприятии с заботой о малышке тяжело, поэтому перешла в редакцию газеты «Эфир Губкина», где на четыре года стала корреспондентом. А после рождения второго ребёнка устроилась в Центр культурного развития «Строитель».
«В 2019 году я вместе с коллегами выиграла свой первый грант и начала работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, – рассказывает Анастасия Леонидовна. – Мы закупили оборудование, и с народным мастером приезжали домой к ребятам, которые не могли прийти к нам. Учили их резьбе по дереву, вышивке, шитью, лепке из глины. Занятия были инклюзивные, кроме того, мы проводили разные мероприятия и праздники».
А потом Анастасия Тукачёва вновь ушла в декретный отпуск, но стала скучать по этим деткам, к которым прикипела душой. И, общаясь с ними и их родителями, поняла, как мало людей хотят с такими ребятишками заниматься:
«Я считаю, что каждого ребёнка, независимо от поставленного ему диагноза, можно и нужно научить чему‑то. Просто это труд, труд и ещё раз труд. И терпение. Такая работа сложна, потому что нет мгновенного результата. Если я провела занятия с обычными детьми, то на следующий раз они мне уже что‑то расскажут или покажут. А с ребятишками, у которых есть особенности развития, я могу заниматься месяц, два, три и , возможно, не увижу результата. Но он скажется обязательно, например в школе. Поэтому я советую и педагогам, и родителям радоваться пусть даже очень маленьким, но достижениям. У меня есть воспитанник Саша. Когда он ко мне пришёл впервые, то ни секунды не мог усидеть спокойно. А сейчас проводит за столом всё занятие и выполняет задания».
Выбрал это сам
Ещё во время декретного отпуска Анастасия Тукачёва окончила педагогическую магистратуру и прошла переподготовку на учителя-дефектолога. Но когда начала работать в детском саду, поняла, что ей и этого мало, – отучилась ещё на логопеда и психолога. Сейчас Анастасия Леонидовна продолжает получать образование в магистратуре, она будущий учитель-дефектолог, специалист по инклюзии.
«Главная наша задача – социализировать детей, – считает педагог. – Поэтому на каждого ребёнка ресурсной группы строится график инклюзии. Смотрим по поведению: кого‑то водим на занятия в обычную группу, кого‑то – только на игровую деятельность или на физкультуру. Всё индивидуально».
Распорядок дня у детей с особенностями такой же, как у всех в детсаду: зарядка, приветственный круг, занятия, завтраки и обеды, игры и прогулки. Кстати, прогулки здесь инклюзивные. Обычные ребятишки уже знают, что есть и особенные дети. Их не толкают, не дразнят, наоборот, помогают и пытаются вовлечь в игру. Анастасия Леонидовна считает это очень большим достижением.
С детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в «Семицветике» занимаются по Денверской модели раннего вмешательства. Она предполагает следование за интересами ребёнка:
«Эта система построена на игре, поэтому мы не заставляем что‑то делать, а стараемся отталкиваться от того, что нравится самому ребёнку. Если он любит играть крышечками от сока, мы играем в крышечки, придумывая с ними самые разные задания. Мы учим выбирать – показывать пальцем. Спрашиваем: Саша, что будем делать: играть в шарики или собирать пазлы? Нам не важно, в какой последовательности он будет заниматься, главное, что ребёнок выбрал это сам, причём осознанно. И обязательно любое упражнение доводим до конца и учим убирать за собой».
Сейчас в ресурсной группе дети с РАС находятся с 8 утра до 3 дня. С ними работают тьюторы – Ольга Брюхович, Екатерина Медведева, Галина Прасолова и Дарья Сокольникова, а также учитель-логопед Александра Лямина и психолог Веселина Григорова. Это настоящее спасение для родителей детей с особенностями.
Готовая модель
Новой точкой отсчёта для Анастасии Тукачёвой стало участие во Всероссийском молодёжном форуме «Машук» в августе этого года. Он объединил более 2 тысяч участников от 14 до 35 лет, интересующихся современной моделью системы обучения, просвещения и наставничества на основании лучших отечественных педагогических практик.
Анастасия Леонидовна привезла на форум свой новый проект «ProРАС», предлагающий механизмы социализации детей с РАС с помощью метода социальных историй:
«Во‑первых, «Машук» дал возможность ещё раз утвердиться в правильности избранного нами пути, а во‑вторых, позволил всей России показать, насколько в Белгородской области хорошо поставлена работа с особенными детьми».
Одна часть проекта как раз и направлена на то, чтобы распространять информацию об аутизме.
В том числе размещая буклеты в пассажирском транспорте.
Другая, не менее значимая часть подразумевает закупку специализированного оборудования – сенсорно-динамического зала «дом совы».
Он поможет детям с РАС справиться с сенсорными перегрузками.
И ещё одна важная миссия у проекта – создание социальных историй:
«Этот метод разработали американские учёные. Мы будем снимать небольшие видео с детьми из обычных групп на специальных уроках доброты. Например, о том, что, входя в помещение, нужно здороваться. Также нарисуем картинки в виде комиксов на ту же тему. Разрабатывать такие социальные истории мы будем для каждого ребёнка. Это готовая модель поведения, своеобразная инструкция».
Проект, получивший грант на форуме, уже реализуется. На финише – в июне 2024 года – все активные его участники получат грамоты и подарки.
А главным подарком для себя Анастасия Тукачёва – мама троих дочек, отмеченная знаком «Материнская слава», – хотела бы видеть изменение отношения в обществе к особенным детям.
«Никто от этого не застрахован, – убеждена педагог. – Ребёнок с особенностями развития может родиться как в семье с низким социальным статусом, так и у руководителей высокого ранга. Поэтому научитесь объяснять себе, своим детям, что люди разные, но они такие же члены общества, как и мы с вами. Нам нужно научиться быть добрее и проявлять любовь ко всем, кто рядом».
Арина Беседина