Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 декабря 2022,  15:12

Почему семья из Белгородского района сменила офисную работу на сельское хозяйство

Максим и Олеся Смоляковы рассказали «Белгородской правде», как решили кардинально поменять сферу деятельности

Почему семья из Белгородского района сменила офисную работу на сельское хозяйствоФото: Владимир Юрченко
  • Статья
  • Статья

Эта семья из посёлка Октябрьского – прямые потомки недавней эпохи, когда каждая мать видела ребёнка обязательно юристом или экономистом. Да чтобы в костюме и в офисе, подальше от физического труда. Максим по образованию юрист, Олеся – экономист. Но в феврале этого года они решили всё поменять. И, кажется, не прогадали.

Огород вместо офиса

В просторном помещении, по типу небольшого заводского цеха, стоят стеллажи. На стеллажах – поддоны, заполненные агроперлитом. В нём растут луковицы. Точнее говоря, они живут в агроперлите. А из них растут перья зелёного лука. Многие тысячи, десятки, сотни тысяч свежих, зелёных, сочных перьев, наполненных витаминами.

Перо растёт 21 день, потом его срезают. По сути, нет никаких технологий, кроме подсветки особыми светодиодными лампами. Ручная посадка, ручной сбор и обрезка. Работают две девушки и грузчик, зарплата у них, по меркам Октябрьского, вполне достойная.

Здесь повсюду густой аромат свежего лука. А ещё в помещении очень тепло.

«Плюс 20 градусов, но ни одной батареи не включено, попробуйте сами, – предлагает Максим Смоляков. – В процессе роста лук сам себя греет и нас заодно».

Олеся смеётся:

«А к запаху можно привыкнуть. У девочек наших, что тут работают, в первые дни даже глаза слезились, но это быстро прошло».

Совсем недавно супруги не могли представить, что займутся этим бизнесом. Муж работал в сфере услуг спецтехники. Жена – по экономической части: она училась в Белгородской сельхозакадемии (сейчас – БелГАУ имени Горина).

Специализировалась на организации производства:

«Потом у нас родился сын, я стала сидеть дома. Мужу это очень понравилось. Но мы поняли, что так семье не прокормиться. И вдруг я наткнулась в Интернете на идею выращивания лука на перо».

Вначале Смоляковы рассматривали вариант работы по франшизе. Франчайзинг – это работа под известным брендом.

Главный плюс при этом – нет необходимости заботиться об открытии, развитии и продвижении своего дела. Но у франчайзинга есть и минусы, которые делают бизнес рискованным.

«Мы вовремя поняли, что нас обманывают, – признаётся Олеся. – И решили: так дело не пойдёт. Зачем эта франшиза нам нужна, если мы сможем всё сами».

Олеся Смолякова Олеся Смолякова / Фото: Владимир Юрченко

Всё с нуля

Продав имеющуюся в собственности спецтехнику, Максим с Олесей вложили около 2 млн рублей в круглогодичное производство лука на перо. 15 февраля для семьи Смоляковых – новая торжественная дата. В этот день они осуществили первую посадку почти на 100 кв. м. 

Сегодня площади выросли вчетверо.

«В наше нелёгкое время здесь, в приграничной зоне, мы не сдаёмся и продолжаем работать, – гордо констатирует Олеся. – Но не забыть всего, что было в первые дни. После 15 февраля настало 24-е. Утром я пришла на наше производство – а все девочки уехали. Я стою одна, вот здесь в углу, и плачу: что же делать? Столько денег вложено. Но муж сказал: не сдавайся, прорвёмся».

Смоляковым помог грант по областной программе «Агростартап». Супруги узнали, что регион даёт средства начинающим сельхозпроизводителям.

«Решили, что с помощью этих 2,7 млн рублей мы сможем расширить и площади, и рынок сбыта. С бухгалтером написали бизнес-план. Нашу заявку одобрили в апреле, и деньги пришли уже в начале июня», – поясняет хозяйка, она же глава КФХ Смоляковых.

Также власти объяснили, на что разрешено тратить средства гранта, а на что нет. Оказалось, например, что на них нельзя приобретать посадочный материал и агроперлит. Арендовать производственное помещение нужно также на свои средства. Но деньги гранта можно потратить, к примеру, на холодильник, кондиционер, освещение, стеллажи, систему полива.

Супруги трудятся в хозяйстве вместе. Олеся – организатор производства, как и написано в дипломе. Максим отвечает за сбыт и закупку посадочного материала. Термин «всё с нуля» – это про них. Выращивание лука на перо Смоляковы освоили по Интернету. Читали, узнавали. Набили на практике немало шишек.

По словам Максима, очень помогает советами профессор БелГАУ доктор сельскохозяйственных наук Надежда Коцарева. И не для галочки, а действительно с душой. Опыта и знаний ей ничуть не жалко.

«На освоение гранта по программе «Агростартап» нам давалось 18 месяцев, но уже за полгода мы выполнили обязательства, – говорит Олеся Смолякова. – Сейчас вовсю режем лук и продаём. Выпускаем по 90 кг пера в день, на проектной мощности в течение 5 лет хотим выйти на 60 тонн в год (164 кг/день).

Дело за сбытом

Перлит – стройматериал, измельчённая вулканическая горная порода. Агроперлит – это перлит, вспученный по особой технологии. Он незаменим для цветоводов, садоводов, огородников. Биологически он совершенно чист, не содержит микроорганизмы, семена сорняков, личинки насекомых. Агроперлит впитывает воду вчетверо больше своей собственной массы и удерживает её, а при необходимости легко возвращает обратно.

«С ним куда удобнее, чем с почвой, – говорит Максим Смоляков. – Он не требует замены. Нужно лишь немного подсыпать периодически, так как при уборке урожая какое‑то количество теряется, запутываясь в корнях луковиц. А ещё с агроперлитом в цехе чисто».

Начинающим аграриям очень нужна помощь со сбытом продукции. Происходящее сейчас на рынке напоминает некую фантасмагорию.

«Мы привозим наш лук на белгородскую оптовую базу, грубо говоря, по 100 рублей за килограмм. Они же в свою очередь везут его в Воронеж. А сетевые магазины в Белгороде закупаются именно там, то есть мой лук из Воронежа едет назад. При этом он вырастает в цене до 250 рублей и, естественно, теряет в качестве, – поясняет Олеся. – Попасть в сетевые магазины напрямую очень трудно. У нас пока не получается».

 

Она только вздыхает, когда речь заходит о качестве зелёного лука в магазинах – упакованного в плёнку, задохнувшегося. Да и цена его для покупателя вырастает до 850 рублей за кг – в разы дороже, чем у белгородского производителя.

Смоляковы свою задачу выполнили: успешно освоили грант, наладили выпуск продукции. Осталось донести её до покупателя.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×