Бренд есть, а лука нет?
Стригуновский давно стал брендом, причём хорошо продаваемым. Ещё в 1961 году стригуновский лук взял большую серебряную медаль на международной выставке в немецком городе Эрфурте.
Раньше его выращивали в местном колхозе. До середины 1960-х всё делали вручную. Первую лукопосадочную машину в Стригунах придумал кузнец-рационализатор Василий Якименко, приспособив для этого навозоразбрасыватель. По резиновым желобам севок скатывался в землю, но колхозницы его подправляли вручную. В то время сортом занималась овощная опытная станция в Верхнехавском районе Воронежской области, а в Стригунах было четыре лукохранилища и 15 крытых навесов для его сушки.
«Лук выращивали и на огородах, раньше 30–50 соток огорода для семьи – обычное дело. Если лишь 2 тонны лука собирали, говорили, что вы, мол, поленились, – рассказывает экскурсовод музея лука Марина Рудная о быте стригуновцев. – Лук сдавали в заготконтору, а когда колхоз развалился, и её не стало. В начале 1990-х сдавать стало некуда, приезжали фуры, меняли лук на арбузы, и постепенно посадки лука сошли на нет».
Больше для себя, чем на продажу
Сейчас в Стригунах лук сажают по привычке, продавая ведёрками у трассы. Стоят они и у дома Валентины Прах.
«Мене уже 82 года, и я с самого детства сажаю лук. И наши предки, и их предки тоже лук сажали. Мы свой сорт держим, – рассказывает Валентина Павловна. – Я взяла как‑то сорт на оптовке – ну не то, и запаху нема. А як наш станешь жарить, так враз запах, так что, дочечка, бери – не ошибёшься».
Маленькое ведёрко – 100 рублей, большое – 180. Говорит, что берут потихоньку, а ей много не нужно: три ведёрка продала за день – уже 300 рублей.
Бабушка говорит, что с неё хватит. Но при этом вспоминает времена, когда лук принимали организованно. Вот бы и сейчас так.
На ярмарке «Стригуновское лукоморье» тех, кто выращивает лук, по пальцам одной руки перечесть. Татьяна Пономаренко продаёт по 120 рублей четырёхкилограммовое ведёрко, луковая косичка – 250 рублей.
«Мне 50 лет, сколько себя помню, мы его выращиваем на огороде, – рассказывает она. – Раньше в селе все лук сажали, а теперь человек 50 от силы, да и то в основном для себя. В этом году мы тоже сотку только посадили, потому что раньше его продавали, а сейчас больше для себя. На ярмарку я немного привезла».
«Дайте косичку, где побольше красненького», – просит покупательница.
Косички из лука – стригуновская традиция, их даже дети умеют вязать, но красненький – из другой песни. Его в косичку вплетают для разнообразия. Истинно стригуновский – золотистого цвета, средних размеров. Чтобы получить товарный лук, уходит три года.
— Семена всегда только свои. Весной сажаем лук, он выкидывает дудку, на ней созревает чернушка, из неё на следующий год получим севок, а ещё через год – товарный лук, – поясняет хозяйка. – Хлопот много: каждую луковичку раз шесть через руки пропускаем. Пропалываем вручную, а за сезон бывает и несколько прополок.
— Выгодно луком заниматься?
— Нет, – признаётся Татьяна. – Но если бы опять у населения принимали по хорошим ценам, можно было бы сажать больше.
Возродить и продолжить
Максим Джугава не пессимист. Три года назад он и шесть единомышленников объединились в кооператив «Стригуновский лук», чтобы возродить сорт и продолжить историю бренда. Собрали луковые головки у населения и повезли в Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я. Горина, так сказать, на опознание. С этого и началась новая история стригуновского лука.
«Мы уже три года занимаемся селекционной работой и в этом году получили маточного материала на гектар, это 200–300 кг, в следующем году хотим получить чернушку», – говорит Максим.
Университет предоставил кооперативу образцы семян, на которые кооператив получил протокол испытаний, подтверждающий соответствие характеристикам стигуновского лука.
«С этого семенного материала через год мы должны завершить цикл и получить результат. Наша задача – провести селекционную работу, получить семена, оформить документы и в идеале разработать схему привлечения населения к выращиванию лука, – продолжает он. – Но пока нет материала и рынков сбыта, мы никого не привлечём».
Участники кооператива выращивают лук на огородах общей площадью около гектара. Область выделила грант 300 тыс. рублей и компенсировала 50 % по программе лизинга покупку трактора. Сейчас у кооператива свой мини-цех по сушке, трактор и почвообрабатывающая техника. Если всё задуманное удастся, планируют покупать сеялку.
«Следующие два года должны показать, насколько удачной была идея», – говорит Максим.
Осторожничает он потому, что платить за бренд и великую историю лука пока никто не готов: его оптовая цена на белгородских овощебазах – 7–8 рублей за килограмм. Заниматься им три года, чтобы сдавать по такой цене, может лишь сумасшедший любитель лука.
Конкурент стригуновскому – лук из Волгоградской и Ростовской областей, Ставропольского края. Гигантские объёмы, высокая механизация всех процессов, применение химикатов и отсутствие затрат на хранение дают возможность аграриям сдавать его прямо с полей перекупщикам по 4,5 рубля за килограмм. Доставка в Белгород – ещё плюс 1,5–2 рубля за килограмм.
Такую махину стригуновцам не победить. Но это их не испугало, а заставило пересмотреть приоритеты в сторону продажи сушёного лука и чернушки, которые проще хранить и выгоднее продавать. Интересна и ниша экологических продуктов, которая только формируется.
Сушёный лук начали продавать два года назад в небольших пока объёмах на хлебозавод и молокозавод, где делают хлеб с луком и рассольный сыр с луком. А тех, кто хочет попробовать настоящий и экологически чистый продукт прямо с огорода, на дороге в Стригунах ждут ведёрки с луком. Я попробовала. Хорош!