Металлом по болоту. Почему в шебекинском музее дорожат гравюрой художника Ивана Шишкина
Про необычный экспонат «Белгородской правде» рассказал директор музея Эдуард Поздняков
-
Статья
-
Статья
В Шебекинском историко-художественном музее собрана уникальная коллекция произведений изобразительного искусства. Один из её экспонатов обращает на себя особенное внимание.
Как в детективе
Репин, Поленов, Коровин, Добужинский, Фальк… Посетители скромного провинциального музея с приятным удивлением видят в коллекции произведения великих русских мастеров. Неискушённые гости музея при этом просто радуются внезапному знакомству с настоящим классическим искусством, знатоки же смотрят дальше. И, увидев в застеклённой раме небольшой офорт Ивана Шишкина под названием «Болото по ВЖД», непременно задают вопрос: неужели знаменитый живописец, певец русской природы, автор написанных маслом «Утра в сосновом лесу» и множества других шедевров был ещё и гравёром?
«Действительно так, – подтверждает директор шебекинского музея Эдуард Поздняков. – Иван Шишкин не только живописец, но и опытный график, гравёр, исполнивший 100 офортов и 68 оригинальных литографий. С этой точки зрения он не слишком известен массовому любителю искусства. И его графический рисунок – ценность в нашей коллекции».
Изображённый пейзаж Эдуард Николаевич называет на первый взгляд невзрачным. Болото, растительность, сбоку дымит паровоз. Солнце на небе застилают хмурые тучи. Но и в этом, по словам директора, видно мастерство, с которым автор передал настроение типичных санкт-петербургских окрестностей. И ещё поражает тщательность прорисовки мелких деталей гравюры.
«О том, какую ценность представляет экспонат, говорит произошедшая у нас самая настоящая детективная история, – делится Эдуард Поздняков. – В 1998 году музей подвергся нападению: три грабителя днём зашли в помещение именно за этой работой. С применением газового баллончика они её вынесли. Всё закончилось благополучно: утром их арестовали в одном из окрестных сёл. И хотя мы не можем доказать, но знаем точно: заказчиком преступления был один из харьковских коллекционеров».
Дар гражданина
Произведения знаменитых художников, в том числе Шишкина, – дар местного уроженца, почётного гражданина района Ивана Выродова.
«Судьба этого человека очень интересна, – рассказывает директор. – Будучи ещё подростком, он жил в Шебекино, и когда в начале войны Красная армия с боями отступала под натиском гитлеровцев, Иван Яковлевич пошёл в партизанский отряд. Сестра его, Елена Яковлевна, в то же время служила в разведотделе 21-й армии, которая отступала с боями с шебекинской земли. Здесь она и погибла».
Окончив партизанскую деятельность, Иван Выродов навсегда связал жизнь с армией, стал кадровым офицером. На середине карьеры служил в Главном разведывательном управлении Генерального штаба РФ.
«На протяжении послевоенных лет он приезжал в музей, помогал нам пополнять фонды, подарил свой китель с наградами, – говорит директор. – Часть нашей коллекции живописи и графики получена нами в обычном для музеев порядке, через закупки, но все произведения великих русских художников подарил именно Иван Яковлевич. С супругой Раисой Михайловной он много лет серьёзно занимался коллекционированием искусства. Собственно, их дары послужили основой для создания историко-художественного музея в Шебекино».
По словам Эдуарда Позднякова, слово «художественный» в названии музея подчёркивает его особенный статус. Многие, если не все, провинциальные исторические, краеведческие музеи хранят в фондах картины местных художников.
По большей части они интересны лишь с краеведческой точки зрения. Но когда музей носит в названии слово «художественный», это значит, что он представляет ценность для серьёзных специалистов в сфере изобразительного искусства.
На волне технологий
И ещё одна история связана с рисунком Шишкина. Она рассказывает о том, как в шебекинском музее внедряют цифровые технологии.
«Болото по ВЖД», как и многие другие экспонаты, оцифровано: если открыть установленное в смартфоне мобильное приложение «Артефакт» и навести на рисунок мобильную камеру, на экране откроется подробная информация о картине, её отдельных элементах, о самом художнике. Очень удобно при самостоятельной прогулке по музею, без экскурсовода.
Про «Болото по ВЖД» приложение «Артефакт» сообщает посетителю музея, что офорт – это гравюра на металле, где углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Гравюра является печатной формой, с которой при нанесении на неё краски рисунок отпечатывается на бумаге. А ВЖД – это Петербургско-Варшавская железная дорога Гатчина – Белосток протяжённостью 1046 вёрст, четвёртая железная дорога, построенная в России.
«Мы всегда на гребне волны самых передовых технологий, – гордится Эдуард Поздняков. – Ещё в конце 1990-х годов первыми среди музеев области обеспечили сотрудникам автоматизированные рабочие места. Потом первыми сделали сайт музея. Оцифровку экспонатов для размещения в Сети начали задолго до того, как это стали требовать официально. Сейчас более половины из 43 тысяч наших экспонатов уже размещено на всероссийском музейном портале «Госкаталог». Мы внедряем все возможные новинки, так как понимаем: сегодня только так можно привлечь молодёжь в музеи».
По словам директора, в течение двух последних лет благодаря региональной власти в музее обновляется парк компьютерной и мультимедийной техники. На сайт музея добавлена версия для слабовидящих.
«А в 2021 году мы выиграли грант по нацпроекту «Культура» на создание мультимедиагида по экс-позиции. Кроме нас, этот грант получили два других музея области – в Старом Осколе и Ракитном, но первыми освоили его мы», – подчёркивает заведующая отделом развития и информационных технологий Зоя Косенко.
Зоя Васильевна показывает возможности мультимедиагида. В отличие от приложения «Артефакт», где информацию об экспонатах можно лишь читать на телефоне, новая технология представляет собой тот же самый текст, но звучащий – хорошо поставленными голосами профессиональных дикторов.
«Это очень удобно для пожилых людей и вообще тех, кто не в состоянии прочитать мелкий шрифт на телефоне, – поясняет Зоя Косенко. – А ведь к нам приходят даже слабовидящие. У них есть специальные программы посещения музеев. Некоторые экспонаты они могут пощупать и послушать в мультимедиагиде их историю».
Олег Гончаренко