Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 мая 2015, 16:40
 Елена Байтингер 4316

Из Тулы со своими самоварами

В Белгороде открылась выставка, посвящённая главному символу русского чаепития

Из Тулы со своими самоварами На выставке гостей встречали чаем с баранками. Фото Вадима Заблоцкого
  • Елена Байтингер
  • Статья

Если зайти в главный зал художественного музея, первое, что увидишь, – строгую монохромную графику Шишкина. Но тут же, за ширмами, заметишь цвет – серебро и золото: то поблёскивают начищенными боками старинные самовары, которые к нам привезли из собрания Тульского областного художественного музея и которые составили с офортами мастера русского пейзажа контрастный экспозиционный дуэт.

Дело семейное

Говорим «самовар» – подразумеваем «тульский». Ассоциация настолько устойчива, что сегодня мало кто усомнится: первые в России самовары были изготовлены именно в Туле. А это, между прочим, не так: водогреи в начале XVIII века стали делать на Урале, тогдашнем центре металлургического (посудного в том числе) производства. Но вскоре небольшому провинциальному городку удалось подвинуть промышленного гиганта: одна за другой в Туле стали появляться самоварные фабрики.

Первую основали братья Иван и Назар Лисицыны, чей отец раньше других понял: на его родине переизбыток оружейных дел мастеров, которым пора сменить род занятий. Производство самоваров оказалось идеальным вариантом – где как ни здесь можно было реализовать годами накопленный опыт работы с металлом? Сказано – сделано: в 1778 году братья Лисицыны попросили разрешение на открытие первой в Туле самоварной фабрики. А вслед за ними аналогичные семейные предприятия основали их земляки.

В начале XVIII века их было меньше десятка, в 1750-м работало уже 28 фабрик. В это время Тула и обрела славу самоварной столицы России. На всю страну прогремели имена Ломовых, Шемариных, Баташевых, Воронцова – самоварных баронов того времени, чьи изделия оценили не только в России, но и заграницей. Мастера возили свои товары (не только водогреи, но и чайные сервизы, подносы) на многочисленные выставки в Европу и Америку, неизменно получая награды. Самыми ценными медалями производителям разрешалось хвалиться, делая с них оттиски на продукции. 

Самовары изготавливали из меди и латуни, а для декора деталей использовали смесь меди с серебром. Как правило, части самовара в домашних условиях делали многочисленные кустари, а на фабриках их просто собирали в единую конструкцию. Если в описании к экспонату на выставке увидите слово «выколотка», знайте – это как раз ноу-хау тульских мастеров: способ ковки, когда ударами молотка придавали форму корпусу будущего самовара.

Самовары попроще – стандартной круглой формы без какой-либо отделки – стоили дешевле и предназначались для массовой продажи. Но под заказ мастера выполняли и более искусную работу – самовары с дополнительным рисунком, серебрением, золочением, гравировкой (использовались растительные, геометрические орнаменты). По сей день такие экземпляры ценятся на вес золота и являются желанной добычей для коллекционеров.

Самовары известные и неизвестные

Большинство тульских самоваров XIX–XX веков на выставке в художественном музее – неизвестных фабрик. Но любознательный посетитель непременно отыщет среди всего этого богатства несколько особо ценных экспонатов – жаровые самовары с клеймом тех самых фабрик (Баташева и его наследников, Воронцова, Шемариных, а также Салищева, Лукьянова, Малаховцева). Жаровые самовары, работающие на древесном топливе, появились раньше других. В устройстве они крайне просты: внутри – труба для топлива, внизу трубы – решётка для углей, корпус, куда наливают воду, снаружи – крышка, ручки и поддон с ножками.

А вслед за жаровыми самоварами появились керосиновые. Горелку для них придумал и запатентовал немец Рейнгольд Тейле, вместе с супругой Бертой основавший в Туле свою самоварную фабрику. Фактически он приспособил к керосиновой горелке съёмный самоварный корпус, снабдив устройство боковым винтом для регулировки пламени. Их детище – латунный самовар в форме банки (сер. XIX века) – как раз представлен на выставке.

А вообще, каких только форм и названий не придумали для самоваров! Здесь и шары, способные накипятить воды на целую ватагу, и дули, и паук, и изящные самовары-вазы в античном стиле. Самые маленькие, предназначенные для одиночного чаепития, заклеймили «эгоистами». Среди экспонатов найдёте один такой – украшенный ковкой позолоченный латунный (к. XIX века). А вот название фабрики, изготовившей этого эгоиста, к сожалению, не известно.

Представили белгородцам и предшественника самовара – сбитенник, прибор для нагревания сбитня, старинного напитка на основе мёда и целебных трав. А ещё бульотку (от фр. bouillotte «чайник»)  – сосуд для кипятка, который в соседстве с пузатыми русскими собратьями выглядит верхом изящества. Не забыли про чайные и кофейные сервизы, глядя на которые сразу понимаешь, почему в старину из чаепития устраивали многочасовые посиделки.

Шишкин у самовара

Представители Тульского художественного музея в Белгород не приехали. И пропустили интересное: их самовары в пространстве нашего выставочного зала разместили по соседству с экспонируемыми сейчас офортами Ивана Шишкина. Неожиданное концептуальное решение объяснила директор Белгородского художественного музея Татьяна Лукьянова:

«Сознательно мы пошли на такое соединение – выставки офортов Шишкина и самоваров. Мы руководствовались тем, чтобы показать их на контрасте: строгая, классическая, мастерски исполненная Иваном Шишкиным графика, чёрно-белые, монохромные офорты, а рядом совсем другое пространство, другие цвета, краски и настроение. Мы сознательно этого эффекта и добивались».

Татьяна Лукьянова — о концепции выставки.
Татьяна Лукьянова — о концепции выставки.
Фото Вадима Заблоцкого

Кстати, настроение семейного застолья помог воссоздать другой наш музей – народной культуры, камерно расположивший в уголке зала старинный деревянный стол (к. XIX века) с белоснежной скатертью, пару стульев (Европа, к. XIX века), английский чайный сервиз и, конечно, тульский самовар. Чаем из него, правда, не угощали, но только потому, что наливали его за пределами экспозиционного пространства: да, не могла выставка «У самовара» обойтись без традиционного чаепития! Посетителям наливали ароматный напиток из трав и кормили баранками – всё как в старину!

Оценить выставку «У самовара» белгородцы смогут до 22 июня.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×