Выставка – часть проекта «Достояние музеев России – белгородцам!». Помощь в её организации художественному музею оказали группа компаний «Эфко» и Фонд содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры Белгородской области «Наследие».
Договорились о сотрудничестве музеи в прошлом году. Альбом «60 офортов И. И. Шишкина. 1870–1892» в Белгород привезла директор Севастопольского художественного музея Наталья Бендюкова.
«В нас жила тревога. Четверть века мы почти никому ничего не давали из своих фондов. Одну-две, максимум три работы отправляли в другие музеи, но тогда была уверенность в том, что эти вещи вернутся домой. Перебирая возможности и варианты того, что можно выставить в Белгороде, остановились на офортах Шишкина. Впервые этот альбом, приобретённый нами в 1989 году, покинул севастопольские стены», – отметила Наталья Бендюкова.
С техникой офорта – вида гравюры на металле – Иван Шишкин познакомился в 60-х годах XIX века у художника Коллера в Цюрихе. Вернувшись в Россию, живописец вошёл в кружок аквафортистов, публиковал свои работы в их коллективных альбомах, а не вошедшие в них листы выпускал отдельными изданиями. В 1873 году появились альбомы «Гравюры на меди крепкой водкой И. И. Шишкина», затем – «25 гравюр на меди И. И. Шишкина» (1878), «Офорты И. И. Шишкина 1885–1886» (1886).
Ретроспективный альбом, выпущенный в 1894 году санкт-петербургским издательством Альфреда Маркса, вобрал в себя лучшие образцы графики Шишкина. Известно, что издатель выкупил у художника офортные доски в полную собственность.
В севастопольский музей офорты попали в 1989 году. Как отмечает Бендюкова, полный комплект альбома из 60 офортов в наши дни – настоящая редкость. Коллекцию в Севастополь из тогдашнего Ленинграда передала вдова Евгения Лавренко – геоботаника, члена Академии наук СССР и увлечённого коллекционера.
«Полянка» (1885), «Окраина сосновой рощи» (1876), «В Сестрорецке» (1886), «Крым» (1892), «Кама близ Елабуги» (1885), «Три дуба» (1887), «Крестьянка с коровами» (1873),«Скала над морем» (1887), «Гурзуф» (1885) – страницы альбома знакомят зрителей с красотой природы. Специалисты отмечают: даже графика Шишкина очень живописна.
По словам научного сотрудника Белгородского художественного музея Юлии Калатуры, ценность офорта определяется количеством сделанных оттисков: чем их меньше, тем уникальнее гравюра.
«Каждый художник прописывал, сколько оттисков сделано, и отмечал на листе, какой это офорт по счёту. Чаще всего, офортная доска через время уничтожалась. Для нас было неожиданностью увидеть в альбоме офорт «Муравейник» (1885). Такой же лист, подаренный губернатором Евгением Савченко, хранится в фондах нашего музея с 2007 года. Сегодня этот офорт тоже представлен на выставке. Экспозицию мы старались сделать как можно более лёгкой и нескучной», – рассказала Калатура.
Выставка продлится до 22 июня.
Оксана Придворева