Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 октября 2017, 16:44
 Анна Бессонова 2821

На нравственной ноте в жизни и искусстве

На этой неделе заслуженному художнику России Станиславу Косенкову исполнилось бы 76 лет

На нравственной ноте в жизни и искусстве Станислав Косенков. Фото Владимира Юрченко
  • Анна Бессонова

Однажды Станислав Степанович записал в своём дневнике: «Главное – постоянно держать себя на высокой нравственной ноте в жизни и искусстве». Наверное, благодаря этому девизу работы мастера теперь известны не только у нас в стране, но и в ближнем и дальнем зарубежье.

Станислав Степанович Косенков – автор живописных работ, рисунков, монотипий, станковых графических серий, книжных иллюстраций, экслибрисов. Значительное место в творчестве художника занимает книжная графика. Косенков иллюстрировал произведения знаменитых русских поэтов и писателей, в том числе Виктора Астафьева, Василия Белова, Фёдора Достоевского и Николая Лескова.

Военное детство

11 октября 1941 года Ефросинья Ивановна Косенкова ехала в телеге из села Киселёво в Рождественку (сейчас Яковлевский район). По дороге, в селе Сажное, у неё начались роды. Так появился на свет Станислав. О своём отце художник знал лишь по рассказам матери: он погиб в первые дни войны, 24 лет от роду. Ефросинья Ивановна на всю жизнь осталась верна памяти мужа, так и не вышла больше замуж.

Ребёнку не было и двух лет, когда на Прохоровском поле решался исход войны в самом страшном в мировой истории танковом сражении. До 15 лет Станислав жил в селе Рождественка, разорённом фашистами, в окружении сверстников, многие из которых тоже потеряли отцов. Не случайно одна из ведущих тем в творчестве Косенкова – военная.

Мастер не изображал батальных сцен, но говорил о последствиях войны, отражённых в душах людей. Осмысление прожитого, пережитого стало глубинным нервом его творчества.

Лесков и Достоевский

Рисовать мальчик начал с четырёх лет. После седьмого класса Косенков поступил в Курское художественное училище, которое окончил в 1960 году. После двух лет работы в Белгородском депо и преподавания в изостудии Дворца пионеров он стал студентом Харьковского художественно-промышленного института.
После окончания вуза Станислав Степанович семь лет жил в Орле. С 1974-го по 1980 год работал над иллюстрированием произведений Николая Лескова, уроженца Орловской губернии.

Особая связь у Косенкова была с Фёдором Достоевским. Любовь художника к великому писателю подтверждает любопытная запись в дневнике Станислава Степановича: «Господи! Достоевский! Какое он наслаждение мне доставляет каждой своей фразой, словом, буквой даже!».

За серию иллюстраций к роману Достоевского «Преступление и наказание» художник получил две золотые медали на международных конкурсах искусства книги: в Германии в 1971 году и в Чехословакии – в 1976-м.

Работы Станислава Косенкова.
Работы Станислава Косенкова.
Фото Владимира Юрченко

Заслуженные награды

Работы мастера из цикла «Детство» в 1976 году были удостоены диплома Академии художеств СССР.

В 1982-м Станиславу Косенкову присвоили звание «Заслуженный художник РСФСР». Через год он получил поощрительный диплом за книгу «Иван-царевич и Серый волк» на Всероссийском конкурсе «Искусство книги».

В 1986 году художника наградили медалью «За доблестный труд», а три года спустя – дипломом второй степени на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за иллюстрации и оформление книги «Алексей Прасолов. Стихотворения».

В середине 1980-х годов Станислав Сергеевич организовал Пушкинское общество в Белгороде и участвовал в создании и открытии Пушкинской библиотеки. Затем художник работал над ранним произведением Александра Сергеевича – поэмой «Руслан и Людмила», озарив мучительно найденным жёлтым солнечным светом все 200 листов иллюстраций.

Трудом всей своей жизни Косенков называл иллюстрации к лирике воронежского поэта Алексея Прасолова. Творческой вершиной цикла можно считать станковый рисунок «Безотцовщина»: дети ждут возвращения отцов с фронта.

  • Работа Станислава Косенкова.

  • Работа Станислава Косенкова.

Культура должна гордиться мастером

Путь художника Станислава Косенкова был труден, стремителен и ярок. 26 марта 1993 года он трагически погиб.

Коллега и друг Станислава Степановича, известный график Станислав Никиреев считал, что Косенков – один из немногих художников нашего времени, чьё творчество «до краёв наполнено чувствами беспокойными, рождёнными от грустной действительности. Владея всеми видами печатной графики в высшей степени, он создал за короткую жизнь свою обильную серию картин, за которую российская культура должна быть гордой и благодарной мастеру».

В настоящее время часть работ Косенкова к книгам Достоевского, Пушкина и Лескова хранится в музее-квартире Достоевского в Санкт-Петербурге, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Литературном музее и в Третьяковской картинной галерее. Произведения нашего земляка есть в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, музее Томаса Бьюика в английском городе Черриберн, культурном центре города Черноббио в Италии, а также в частных собраниях в Англии, Болгарии, Венгрии, США, Германии, Швейцарии и Японии.

Выставка ко дню рождения

В Белгороде одна из новых улиц названа именем художника, а в центре города ему установлен памятник. С 1995 года здесь также работает мемориальный музей-мастерская Станислава Косенкова. Он находится на десятом этаже третьего подъезда самой обычной многоэтажки № 52 по улице Князя Трубецкого. Домофон 145, тел. (4722) 27–43–61.

Сейчас в музее проходит выставка «Мир Достоевского в произведениях Косенкова и белгородских художников», посвящённая 195-летию Достоевского и дню рождения Косенкова. Там экспонируется более 50 графических и живописных работ. Выставка будет работать до марта будущего года.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×