Соломенный Гагарин. Почему аппликация дарит Ларисе Урясовой ощущение домашнего уюта
![Соломенный Гагарин. Почему аппликация дарит Ларисе Урясовой ощущение домашнего уюта Соломенный Гагарин. Почему аппликация дарит Ларисе Урясовой ощущение домашнего уюта](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1b/f0/1bf00eac-23b8-4a4c-9d33-561943ff1999/glavnyi_larisa_uriasova.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Краски, кисти, ленты и солома – в руках мастера Ездоченского дома ремёсел Чернянского района Ларисы Урясовой может преобразиться буквально всё. А ведь когда‑то Лариса Борисовна даже не предполагала, что её жизнь окажется тесно связанной с творчеством.
От математики к искусству
Она с детства увлекалась физикой и математикой, окончила Алматинский университет энергетики и связи. Потом вместе с семьёй пришлось переехать в Россию.
«Девяностые годы, безработица, – вспоминает Лариса Урясова. – И я взялась за карандаши, краски, начала потихоньку заниматься. Сначала для себя всё делала, расписывала вырезанные досточки, рисовала на шкатулочках. А потом их увидел наш начальник управления культуры и предложил мне попробовать себя в преподавании».
Лариса Борисовна не отказалась. Сейчас она руководит студией «Весёлые матрёшки», где учит ездоченских детей рисунку. Кроме занятий с малышами, мастерица расписывает сувенирную продукцию, посвящённую расположенному рядом Холковскому монастырю. В качестве примера она достаёт с полки остроносые деревянные птички-свистульки на зелёных подставках, несколько бочонков, расписанных крупными цветами, перечисляет виды росписи.
Но кисти и краски – не единственный материал, который она активно использует. Другое любимое направление – солома, работать с которой Лариса Урясова научилась у бывшей коллеги Надежды Долговой.
«Если честно, я никогда не думала, что мне это понравится, – признаётся Лариса Борисовна. – Но однажды попробовала… Наверное, чтобы понять, лежит ли душа к чему‑то, нужно ощутить это всё, посмотреть, насколько у тебя получается».
И уже около семи лет Урясова занимается аппликацией из соломы. В прошлом году это умение принесло ей звание народного мастера.
«Мне хочется, чтобы человек смотрел на мои работы и ему становилось тепло и хорошо, появлялось ощущение чего‑то домашнего и уютного. Не люблю холодные картины, не люблю правильные, выверенные, идеально построенные. Мне всегда хочется что‑нибудь перевернуть! Чтобы картина была живая, приятная, мягкая и нежная», – делится мастерица.
![Пучки соломы одинаковые только на первый взгляд / Фото: Вадим Заблоцкий Пучки соломы одинаковые только на первый взгляд](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a9/43/a9431fda-33df-4f64-abe3-259107059206/v_kruzhok_puchki_solomy_odinakovye_tolko_na_pervyi_vzgliad.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Всё пучком
Она достаёт из‑под стола большую коробку, раздвигает картонные края – за ними прячутся десятки пучков соломы, схваченных канцелярскими резинками. На первый, обывательский взгляд они кажутся совершенно одинаковыми, но Лариса Борисовна выкладывает их на стол один за другим, попутно поясняя:
«Вот солома сероватая, вот золотистая. Вот эта – беленькая, мы её обесцвечиваем перекисью водорода по специальной технологии. А эта – затемнённая, подожжённая. Чтобы добиться такого цвета, поджигаем солому утюгом».
Для неё все пучки друг на друга ни капли не похожи. Прислушаешься к её описаниям, приглядишься – и тоже увидишь отличия. Сочетание разных цветов – розоватых, сероватых, жёлтых – даёт разная солома разной степени спелости. В запасах Дома ремёсел есть и овсяная, и пшеничная, и ячменная.
Отличается солома и по мягкости: с той, что мягче, податливее, работать проще. А солому жёсткую нужно намочить, прежде чем с ней заниматься, иначе она может рассыпаться.
«Меняется солома ещё и из года в год, – добавляет Лариса Урясова. – К сожалению, с каждым сезоном всё сложнее с материалом: в последнее время солома в основном невысокая. Но мы всё равно находим подходящие сорта и культуры, договариваемся с фермерами».
Набрали солому – можно начинать работу. Первый шаг – придумать сюжет и разработать композицию. Это, по словам мастерицы, для неё самое сложное: даже осуществить замысел намного проще, чем его сформулировать.
«Всё дело в том, что в соломе очень трудно создать второй план. Например, когда мы рисуем, берём более мягкие краски, делаем второй план более затуманенным. А здесь разве получится приглушить цвет соломы? Она всё равно остаётся яркой, – рассуждает Лариса Урясова. – Поэтому порой даже сделаешь рисунок, а в соломе он не идёт».
Она указывает на одну из висящих на стене картин, на которой девушка сидит под яблоней. Объясняет: здесь второй план напрашивался, но, несмотря на все старания и попытки, так и не получился, никакой цвет не смотрелся. Такое бывает часто, и это тоже нужно учитывать, прежде чем начинать работу.
![В процессе работы замысел может меняться / Фото: Вадим Заблоцкий В процессе работы замысел может меняться](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/43/2d/432dce57-67ea-4c1f-b150-c6230273db57/v_protsesse_raboty_zamysel_mozhet_pomeniatsia.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
И не выгорает
Девушка под яблоней, девушка с вёдрами, семья в избе, беседующие мальчик и дедушка – на своих картинах Лариса Борисовна особенно любит изображать людей. Они, по её мнению, помогают лучше передать какую‑либо историю, эмоции, впечатления.
«Первым человеком, которого я «нарисовала» соломой, был Гагарин. Нужно было понять, как сконструировать лицо с учётом особенностей материала, где какие разрезы сделать, как выделить нос, как подрезать, чтобы пошла губа или щека».
Другая задача, которая стоит перед мастером аппликации, – правильно подобрать материал для работы. И здесь на помощь приходит как раз то самое чувство цвета и понимание всех соломенных отличий.
«Как подбирать солому по цвету? Так же, как если бы рисовал красками. Где‑то взял потемнее, где‑то посветлее. Я все цвета чувствую, переношу их на солому. Когда делаю картину, соотношу каждый оттенок: что‑то вижу красным, что‑то зелёным, что‑то золотистым. И моё понимание люди потом обычно угадывают», – говорит Лариса Урясова.
Использует она только натуральные цвета, признаётся: они ей ближе. Кроме того, в отличие от окрашенной соломы, природный материал не выгорает, сохраняет изначальную желтизну.
![За свои работы из соломы Лариса Борисовна получила звание народного мастера Белгородской области / Фото: Вадим Заблоцкий За свои работы из соломы Лариса Борисовна получила звание народного мастера Белгородской области](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/35/fd/35fd3d6f-8e4b-4012-81cb-0002575fa81d/za_svoi_raboty_iz_solomy_larisa.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Соломенный Гагарин. Почему аппликация дарит Ларисе Урясовой ощущение домашнего уюта - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/78/4d/784de99b-65ce-4278-ae45-09bf5e179b9b/za_svoi_raboty_iz_solomy.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Меняется всё, кроме любви
«В процессе работы замысел может полностью поменяться. Не очень часто, но такое случается. Иногда начинаешь делать одно, а заканчиваешь – картина совсем другая, – отмечает Лариса Борисовна. – На рисунке смотрится так, а в соломе иначе».
На столе лежит работа, над которой Урясова трудится сейчас: вид на Холковский монастырь. Как раз наглядное подтверждение её словам.
«Вот, допустим, колокола: я рассчитывала, что они будут меньше размером, – поправляет мастерица один из соломенных колоколов. – Но когда переносишь рисунок на солому, всё выглядит объёмнее, получается больше. Вот и начинаешь
мудрить, переставлять, искать варианты».
![Одно из творческих направлений – роспись сувениров / Фото: Вадим Заблоцкий Одно из творческих направлений – роспись сувениров](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ec/de/ecdea96f-14b7-4807-886b-cc1656740310/odno_iz_napravlenii_raboty__rospis_suvenirov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Одна работа может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. И даже уже законченная, улыбается Лариса Борисовна, картина какое‑то время продолжает тревожить мысли: думаешь, так ли всё получилось, не стоило ли что‑то сделать иначе. Но при этом последние работы всегда нравятся больше остальных – потому что новые, свежие, ещё совсем родные. А со временем приглядываешься, замечаешь какие‑то недостатки, уже относишься иначе. Значит, пора начинать работу новую.
«Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. И даже страшно подумать, что когда‑то это придётся оставить. Если позволит здоровье, я буду работать долго и даже потом продолжу заниматься этим дома. Потому что люблю, – заканчивает свой рассказ Лариса Урясова».