Светильник из гильзы. Каким был быт в Томаровке в советские годы
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Удивительно, как поменялся за последние десятилетия не только городской, но и сельский быт. Привычные когда‑то предметы сегодня стали выставочными экспонатами. Многие из них можно увидеть в историко-краеведческом музее Томаровской средней школы № 1. О них рассказывает его руководитель Анна Басаргина.
«Спортсмэны» и бурки
В томаровском музее хранятся вещи из разных эпох. Например, вот в витрине рядом с деревянными колодками соседствуют кожаные башмаки.
«Это послевоенная обувь, местные сапожники шили такие тапочки из кожи. Называли их «спортсмэны». Одна бабушка нашла их на чердаке и принесла нам в музей. И я в таких в своё время ходила. В 50-е годы не было ни ткани, ни обуви. После войны если появлялось что‑то, то были дикие очереди или по спискам продавали. Донашивали то, что осталось от старших. Те, кто имел швейные машинки, подрабатывали пошивом одежды. Вот, смотрите, эту машинку выдали на память бойцу, который демобилизовался в 1945 году», – рассказывает Анна Басаргина.
Она показывает раритетную швейную машинку и различные платки, которые носили в 50–60-е и в более поздние годы.
«Валенки после войны не продавались. Шили бурки. Находили обрывки шинелей, приносили тому, у кого была машинка. Сшивали эти кусочки, прокладывали ватой, прострачивали. Из автомобильных камер сами лили резиновые галоши. Первые ботинки мне купили в 1953 году. В тёплое время носили открытые сандалии. Но когда становилось жарко, мама сандалии прятала, и мы ходили босиком. За лето кожа на подошве делалась такой, что можно по стерне спокойно ходить – не проткнёшь», – вспоминает Анна Андреевна.
В школу в послевоенные годы ходили кто в чём. Пальцем никто не тыкал, все были равны. До 1954 года во время холодов на занятиях сидели в верхней одежде.
Шли годы, в магазины стали поступать обувь, одежда, ткани.
«Помню, появился штапель. Но продавали его не в Томаровке, а в Мощёном. И мама за семь километров бежала с утра пораньше, чтобы занять очередь и купить себе штапеля на платье. Постепенно многое начали привозить. Стало обычным делом прийти в магазин и что‑то выбрать», – вспоминает собеседница.
Две доски на козлах
В 1947 году Анна Андреевна пошла в первый класс. В здании школы в годы войны захватчики держали лошадей, поэтому оно сильно пострадало. Жители сами сделали столы на пять человек: две доски на козлах и высокие скамейки. На столе у учителя стояла керосиновая лампа, а ученики носили с собой огарок свечи. Учились в две–три смены.
Дома для освещения часто использовали гильзы. Их сплющивали, заливали керосин или растительное масло, делали фитиль. Так получался светильник, при котором можно было делать уроки.
В музее представлены и советские парты, такие стали завозить с 1949 года. На двух стендах «Школа и время» Анна Андреевна собрала фотографии, запечатлевшие то, что было обычным для советских образовательных учреждений в 50–80-х годах, но сейчас кануло в Лету: собрания комсомольских и пионерских организаций, сбор металлолома, практические занятия по вождению на тракторе, интересные и разнообразные уроки труда.
Под клеёнчатым ковром
Для отопления и приготовления пищи использовали керогазы и примусы, керосинки. Сам керосин продавали на розлив в специальном магазинчике. Туда ходили с бочонками, один из которых тоже можно увидеть в музее.
Стиральные доски долгое время были в ходу и после появления стиральных машин. Многие продолжали их использовать до 80–90-х годов.
А утюги отличались разнообразием и до появления электрических моделей. Литыми пользовались зимой. Их ставили на горячую плиту и таким образом нагревали. В духовые утюги засыпали древесный уголь, ими гладили летом. А ещё в экспозиции музея есть совсем малюсенький утюжок. Сначала может показаться, что он и вовсе игрушечный. Им гладили ленты, оборки на одежде, кружева.
В музее можно увидеть и печатные машинки (которые, скорее всего, раньше находились в колхозе), и советские медицинские шприцы, и тонометр.
Вместо гардеробов и шифоньеров долго использовали деревянные и металлические сундуки. В каждом доме были деревянное корыто и ступа, ухваты и чапельники. Маслобойка стала тогда незаменимой для тех, кто держал коров. Практически у всех были деревянные диваны, сделанные местными плотниками. А на диване лежали дорожки, сотканные из ношеной одежды, которая уже не поддавалась починке.
В одном из музейных залов стоит советская кровать. А возле неё висит так называемый ковёр: кусок клеёнки с изображённой на нём картиной. Такие продавали на базарах. Самыми популярными сюжетами были олень и всадник на коне.
Летом чтобы что‑то приготовить, во дворе ставили таганок. На него водружали сковородку или чугунок. Жарили зачастую на воде – экономили подсолнечное масло. Во всех домах бережно хранили кадочки, в которых квасили капусту, помидоры, огурцы. До массового распространения фаянсовых тарелок выручали глиняные мисочки.
Ещё один интересный экспонат – деревянная лопата, окованная железом. Так предприимчивые томаровцы приспосабливались в отсутствие металлического инструмента. Вообще люди не ждали, пока что‑то привезут с фабрик и заводов, а во многом надеялись на собственные силы, мастерили из подручных средств. Так, например, обходились и без металлических граблей, сами делали деревянные. Зубья изготавливали из яблоневого дерева, считалось, что оно прочнее.
На огородах не только сажали овощи, но и сеяли рожь, пшеницу, ячмень. За каждый кусочек земли бились, потому что огород кормил. Пшеницу или рожь потом вручную жали и мололи на ручной мельнице.
На крыше поезда
Ещё долгие годы после войны с вечера занимали очередь, чтобы купить хлеба. Сначала приходили бабушки. Когда начинало чуть смеркаться – прибегали внуки. До темноты в очереди дети играли в казаков-разбойников и другие популярные в советское время игры. Когда темнело, их сменяли мамы. А после двух часов ночи на пост опять заступали бабушки и держали очередь до утра.
Поезда между Белгородом и Томаровкой брали с боем. Они были переполнены, и чтобы втиснуться, надо было иметь немалую силу. В противном случае приходилось идти пешком. Хотя тогда в этом не было ничего экстраординарного. А ещё те, у кого не было денег, ездили на крыше поезда.
«Я отчаянная была. Тоже на крыше пробовала ездить. Это ужасно, конечно. Ветер дунет – уголь летит от паровоза. Всё лицо – как будто в шахте побывал», – улыбаясь, вспоминает Анна Басаргина.
Практически в каждом доме была радиоточка. И радио не выключали почти круглосуточно – и вставали, и ложились с ним. Послушать радиоспектакли собиралась вся семья. Также всей семьёй зачастую читали произведения, выходившие в «Роман-газете».
«Быт был тяжёлый, но жили мы веселее, – отмечает Анна Андреевна. – Не было никаких заборов. Если праздник, то собирались все вместе, варили картошку. А самым любимым праздничным блюдом был винегрет. Тазик сделали – и счастье. Пообедали, молодёжь пошла на выгон, а старики сядут на скамейке или у какого‑то двора, где выложены брёвна для стройки. Сначала перемоют косточки всем проходящим и соседям, потом поют псалмы. А затем уже развеселятся – и льются песни. На работу шли с песней, с работы тоже. Жалко, что сейчас это всё ушло».