Обучение, которое лечит. Как в Белгороде работает школа госпитальной педагогики
Об особенностях учебного процесса в госпитальной школе рассказывают «Белгородские известия»

-
Статья
-
Статья
Когда ребёнок оказывается в больнице, его мир кардинально меняется. Вместо школьных парт – больничная палата, а вместо уроков – капельницы и уколы. Однако для тех, кто проходит длительное лечение, существует особая школа, которая помогает не только учиться, но и чувствовать себя частью обычной жизни. Здесь учебный процесс и лечение идут рука об руку, а каждый ребёнок не просто пациент, но и ученик, которому важно продолжать развиваться.
10-классник из Белгорода стал одним из лучших во Всероссийской олимпиаде по агрогенетике
По возможностям и настроению
Госпитальная школа помогает детям не отставать от сверстников и сохранять связь с внешним миром.
«Занятия строятся не только вокруг школьных предметов, но и социальной адаптации, – отмечает руководитель Центра госпитальной педагогики Елена Мясищева. – Дети учат математику и литературу, но также развивают уверенность и коммуникативные навыки».
Учебный процесс в госпитальной школе схож с обычным, но учитывает здоровье детей. Предметы остаются теми же, но количество занятий варьируется.
«Мы адаптируем программу под состояние ребёнка. Например, для младших классов проводим 18 часов в неделю вместо стандартных 24 часов (нагрузка составляет 80 % от обычной), чтобы не перегрузить детей», – поясняет Елена Николаевна.

При этом качество образования не страдает. Госпитальная школа делает акцент на индивидуальном подходе: важно учитывать самочувствие, настроение и возможности ребёнка.
«Мы всегда консультируемся с родителями и медицинским персоналом, чтобы определить, как лучше поддерживать ребёнка в процессе обучения», – добавляет Елена Мясищева.
Вовлекать, играя
Методы обучения в Центре госпитальной педагогики, являющемся структурным подразделением образовательного комплекса «Алгоритм успеха», традиционные, но адаптированы под состояние детей.
«Мы урок физкультуры проводим в обязательном порядке с учётом состояния маленького пациента, но также есть возможность решением педагогического совета базовой школы, где ребёнок фактически учится, занятия шахматами зачесть как занятия физической культурой», – объясняет педагог дополнительного образования Ольга Дорошенко.
Кроме того, есть дополнительные программы: кружки, мастер-классы, участие в конкурсах и праздниках. Это не только развивает, но и помогает социализации, показывая, что жизнь не ограничивается стенами больницы.
Родители играют ключевую роль. В госпитальной школе они могут присутствовать на занятиях и обсуждать учебный процесс с педагогами. Это создаёт атмосферу доверия, а детям легче адаптироваться.
«Я всегда рядом с ребёнком, могу присутствовать на уроках в палате. Это даёт мне уверенность, что он не отстаёт от школьной программы», – делится мама одного из учеников Виктория.

Многие родители отмечают, что благодаря школе дети не только осваивают программу, но и увлекаются новыми хобби, развиваются творчески и получают психологическую поддержку.
«Мой сын, когда попал в больницу, думал, что будет скучно, но сейчас он не может дождаться очередного урока или мастер-класса», – говорит другая мама маленького пациента.
Первые шаги к призванию. Какие знания получают белгородские школьники в медклассах
Эмоциональная поддержка
Госпитальная педагогика – это не только учёба, но и забота о психологическом состоянии детей. Длительное пребывание в больнице может вызывать тревожность и страхи, поэтому с ними работают психологи и логопеды. Иногда достаточно просто поговорить с ребёнком, чтобы он почувствовал поддержку.
Эмоциональная помощь снижает стресс и ускоряет восстановление, а также способствует интеграции в коллектив. Дети учатся не только предметам, но и навыкам общения, важным для будущего.
Дети в науке. Как работает белгородский технопарк «Кванториум»
Одна из главных особенностей госпитальной школы – индивидуализация обучения.
«Мы всегда стараемся понять, какие у ребёнка интересы, и, если он готов учиться больше, мы предлагаем дополнительные занятия», – говорит один из заслуженных педагогов Геннадий Шеин.
В зависимости от состояния ребёнка его учебный план корректируется. Это помогает не только не отставать, но и развивать интересы.

Госпитальная педагогика развивается, и в ближайшие годы планируется расширение сети таких школ и сотрудничества с медицинскими учреждениями. Все нововведения направлены на то, чтобы дети чувствовали поддержку не только педагогов, но и врачей.
«У нас есть амбициозные планы по улучшению качества нашей работы. Мы расширяем нашу деятельность на пять отделений детской областной клинической больницы и планируем продолжать сотрудничество с медицинскими работниками», – отмечает Елена Мясищева.
Госпитальная школа – это не просто место обучения. Это пространство, где дети живут, радуются, мечтают и творят. Здесь они получают шанс на полное восстановление – физическое и психологическое.
Екатерина Доношенко