29 марта 2025,  18:15
 592

Обучение, которое лечит. Как в Белгороде работает школа госпитальной педагогики

Об особенностях учебного процесса в госпитальной школе рассказывают «Белгородские известия»

Обучение, которое лечит. Как в Белгороде работает школа госпитальной педагогикиФото: Екатерина Доношенко
  • Статья
  • Статья

Когда ребёнок оказывается в больнице, его мир кардинально меняется. Вместо школьных парт – больничная палата, а вместо уроков – капельницы и уколы. Однако для тех, кто проходит длительное лечение, существует особая школа, которая помогает не только учиться, но и чувствовать себя частью обычной жизни. Здесь учебный процесс и лечение идут рука об руку, а каждый ребёнок не просто пациент, но и ученик, которому важно продолжать развиваться.

По возможностям и настроению

Госпитальная школа помогает детям не отставать от сверстников и сохранять связь с внешним миром.

«Занятия строятся не только вокруг школьных предметов, но и социальной адаптации, – отмечает руководитель Центра госпитальной педагогики Елена Мясищева. – Дети учат математику и литературу, но также развивают уверенность и коммуникативные навыки».

Учебный процесс в госпитальной школе схож с обычным, но учитывает здоровье детей. Предметы остаются теми же, но количество занятий варьируется.

«Мы адаптируем программу под состояние ребёнка. Например, для младших классов проводим 18 часов в неделю вместо стандартных 24 часов (нагрузка составляет 80 % от обычной), чтобы не перегрузить детей», – поясняет Елена Николаевна.

Обучение, которое лечит. Как в Белгороде работает школа госпитальной педагогики - Изображение Фото: Анна Емельянова (архив)

 

При этом качество образования не страдает. Госпитальная школа делает акцент на индивидуальном подходе: важно учитывать самочувствие, настроение и возможности ребёнка.

«Мы всегда консультируемся с родителями и медицинским персоналом, чтобы определить, как лучше поддерживать ребёнка в процессе обучения», – добавляет Елена Мясищева.

Вовлекать, играя

Методы обучения в Центре госпитальной педагогики, являющемся структурным подразделением образовательного комплекса «Алгоритм успеха», традиционные, но адаптированы под состояние детей.

«Мы урок физкультуры проводим в обязательном порядке с учётом состояния маленького пациента, но также есть возможность решением педагогического совета базовой школы, где ребёнок фактически учится, занятия шахматами зачесть как занятия физической культурой», – объясняет педагог дополнительного образования Ольга Дорошенко.

Кроме того, есть дополнительные программы: кружки, мастер-классы, участие в конкурсах и праздниках. Это не только развивает, но и помогает социализации, показывая, что жизнь не ограничивается стенами больницы.

Родители играют ключевую роль. В госпитальной школе они могут присутствовать на занятиях и обсуждать учебный процесс с педагогами. Это создаёт атмосферу доверия, а детям легче адаптироваться.

«Я всегда рядом с ребёнком, могу присутствовать на уроках в палате. Это даёт мне уверенность, что он не отстаёт от школьной программы», – делится мама одного из учеников Виктория.

Обучение, которое лечит. Как в Белгороде работает школа госпитальной педагогики - Изображение Фото: Екатерина Доношенко

 

Многие родители отмечают, что благодаря школе дети не только осваивают программу, но и увлекаются новыми хобби, развиваются творчески и получают психологическую поддержку.

«Мой сын, когда попал в больницу, думал, что будет скучно, но сейчас он не может дождаться очередного урока или мастер-класса», – говорит другая мама маленького пациента.

Эмоциональная поддержка

Госпитальная педагогика – это не только учёба, но и забота о психологическом состоянии детей. Длительное пребывание в больнице может вызывать тревожность и страхи, поэтому с ними работают психологи и логопеды. Иногда достаточно просто поговорить с ребёнком, чтобы он почувствовал поддержку.

Эмоциональная помощь снижает стресс и ускоряет восстановление, а также способствует интеграции в коллектив. Дети учатся не только предметам, но и навыкам общения, важным для будущего.

Одна из главных особенностей госпитальной школы – индивидуализация обучения.

«Мы всегда стараемся понять, какие у ребёнка интересы, и, если он готов учиться больше, мы предлагаем дополнительные занятия», – говорит один из заслуженных педагогов Геннадий Шеин.

В зависимости от состояния ребёнка его учебный план корректируется. Это помогает не только не отставать, но и развивать интересы.

 

Обучение, которое лечит. Как в Белгороде работает школа госпитальной педагогики - Изображение Фото: Анна Емельянова (архив)

 

Госпитальная педагогика развивается, и в ближайшие годы планируется расширение сети таких школ и сотрудничества с медицинскими учреждениями. Все нововведения направлены на то, чтобы дети чувствовали поддержку не только педагогов, но и врачей.

«У нас есть амбициозные планы по улучшению качества нашей работы. Мы расширяем нашу деятельность на пять отделений детской областной клинической больницы и планируем продолжать сотрудничество с медицинскими работниками», – отмечает Елена Мясищева.

Госпитальная школа – это не просто место обучения. Это пространство, где дети живут, радуются, мечтают и творят. Здесь они получают шанс на полное восстановление – физическое и психологическое.

Екатерина Доношенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×