Мелодия души. Кто играет джаз в белгородском институте культуры
-
"ОнОнас"
-
"ОнОнас"
Музыка, в которую вкладывают душу, безупречная репутация и неисчерпаемый молодой задор: всё это – про эстрадно-джазовый оркестр «Биляр-Бэнд».
Он был создан в 1989 году, после чего на протяжении 25 лет его возглавлял заслуженный работник культуры РФ, профессор Юрий Биляр. Ученики и коллеги говорят, что Юрий Николаевич был человеком, который умел объединить всех, создать атмосферу общности и единства.
Мы побывали в белгородском институте искусств и культуры, и узнали, какими ещё чертами отличается «Биляр-Бэнд», как он устроен и почему его выпускники называют коллектив семьёй.
…ценности
Доцент кафедры музыкального искусства эстрады и звукорежиссуры Александр Яговдик пришёл в оркестр спустя четыре года после его создания как трубач и педагог. Теперь же руководит всем коллективом.
«Раньше я не понимал, почему педагогов поздравляют с выходом на работу – ну как можно поздравлять с тем, что закончился отпуск? – улыбается Александр Александрович. – Но здесь начало каждого учебного сезона означает большое количество интересных мероприятий. У нас лучший коллектив: молодёжный, драйвовый, гибкий».
Самое главное в музыкальном деле, по его мнению, искренность. Другой важный принцип, которому следует в работе художественный руководитель-дирижёр оркестра, звучит как «не навреди». Александр Яговдик уверен, что именно благодаря соединению этого принципа с искренней любовью к музыке и получается достигать высоких результатов.
«Ребята приходят сюда совсем юными, и их становление происходит здесь, на наших глазах и вместе с нами, они многим с нами делятся. Мы ведь не только ноты разучиваем, но и говорим о жизни, ценностях, – подчёркивает Александр Александрович. – И уже сложившиеся музыканты всё равно с удовольствием к нам приезжают, делятся своими успехами, спрашивают совета. Мы гордимся, что являемся для них авторитетами».
Практически все выпускники кафедры и бывшие участники оркестра работают по профессии: среди них – солисты белгородской филармонии, дирижёры, руководители различных музыкальных коллективов. Все они по‑прежнему с удовольствием присоединяются к оркестру на наиболее знаковых мероприятиях. И обязательно встречаются каждые пять лет, чтобы вместе отметить очередную круглую дату любимого коллектива.
…гибкость
Сейчас в репертуаре «Биляр-бэнда» около 400 различных произведений. Это – заслуга бессменного аранжировщика оркестра Алёны Огородовой.
«Аранжировка – это большое искусство с огромным количеством фирменных секретов. Если их не знаешь, музыка не будет звучать. Прежде всего, нужно досконально знать стиль, в котором работаешь, и специфику игры на всех инструментах», – поясняет Алёна Владимировна.
Она вспоминает, что у оркестра всегда была репутация коллектива, который играет свежие вещи одним из первых. Добивались этого самыми разными способами. Например, попурри из фильма «Бриллиантовая рука» авторства Георгия Гараняна Алёна Огородова услышала по радио. Тут же его записала и вскоре это произведение пополнило репертуар бэнда.
«Часто сами ребята приносят какие‑то интересные идеи. Я стараюсь их воплощать, ведь то, что они предлагают – это пульс времени, – рассказывает Алёна Владимировна. – Мы всегда ориентировались на молодёжь и брали вещи, которые интересны ей: джаз-рок, фьюжн, фанк».
По словам художественного руководителя, в плане репертуара оркестр очень гибок: здесь играют как джазовую музыку, так и развлекательную, эстрадную и фрагменты классической. Кстати, именно гибкость – одно из важнейших качеств, которые преподаватели оркестра стараются привить своим воспитанникам.
«Современный музыкант должен уметь подстраиваться под любую ситуацию, работать при любых условиях и на любой публике. Например, мы не готовимся к какой‑то конкретной музыкальной площадке: можем играть и на улице, и в помещении, и в жару, и в дождь», – говорит Александр Яговдик.
…поддержка
Чтобы попасть в «Биляр-бэнд», достаточно поступить в институт культуры на кафедру эстрадно-джазового оркестра: оркестровую школу проходят все её студенты. Так, второкурсник Лэй специально переехал в Белгород из Китая, чтобы заниматься любимым делом – музыкой.
«Тут учится мой друг, он мне сказал, что здесь играют джаз, и я приехал. Мне очень нравятся репетиции – можно поиграть вместе с ребятами, многому научиться. Тут лучшая музыкальная атмосфера», – рассказывает Лэй. В оркестре он играет на гуиро – ударном музыкальном инструменте родом из Латинской Америки. «Биляр-бэнду» он достался в подарок от колумбийца, который учился в институте играть на фортепиано.
В целом же, здесь используются именно те инструменты, которые входят в состав традиционного биг-бэнда: трубы, тромбоны, саксофоны, ударные, клавишные, гитары. В этом году, добавляет руководитель оркестра, наконец‑то купили контрабас. Но владеть выбранным инструментом всё‑таки не самое главное в музыкальном деле.
«Чтобы играть музыку, которая будет нравиться публике, одного навыка извлечения звуков из инструмента не хватит. Нужно много работать над собой. В музыкальном искусстве нет ни выходных, ни отпусков – это ежедневный кропотливый труд, который связан в том числе и с физическим напряжением», – отмечает Александр Яговдик.
«Музыкант должен уметь слушать и слышать, что играют другие, чтобы их поддерживать. Важно быть смелым, чтобы импровизировать и вносить что‑то новое», – уверена студентка третьего курса по направлению «музыкальное искусство эстрады» Алина Скок.
Девушка выросла в семье музыкантов: папа играет на бас-гитаре, мама исполняет русские народные песни. Поэтому сомнений в выборе будущей профессии не было. Сама Алина начинала с обычной гитары, но позже перешла на бас. Третий год она играет в «Биляр-бэнде» как басистка.
«На репетиции приходим с самым боевым настроем, – смеётся Алина. – Репетируем три раза в неделю. Мы заранее получаем партии, которые нужно выучить, а потом собираемся и вместе их играем. Лично мне оркестр дарит опыт и эмоции, помогает в музыкальном развитии. Мы все дружим и поддерживаем друг друга».
Именно эта атмосфера дружбы, поддержки и доверия, наверное, и есть секрет вечной молодости «Биляр-бэнда» – коллектива, который не отпускает даже спустя годы.