Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 июня 2021,  10:03

Лыком шитые. Зачем Пелагея Сидоренко до сих пор плетёт лапти

Лыком шитые. Зачем Пелагея Сидоренко до сих пор плетёт лаптиПелагея СидоренкоФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Жительница села Ураково Красненского района рукоделием занимается с юности. В творческом арсенале Пелагеи Васильевны сотканные ковры, сшитые и связанные предметы одежды и домашнего обихода, сплетённые из бисера картины. Пять лет назад она добралась и до старинной русской обуви.

Дед Лука научил

Традиции предков бывший директор Ураковского сельского Дома культуры и руководитель местного фольклорного ансамбля «Рябинушка» свято хранит в своём сердце, и даже имя, данное ей при рож-дении, красноречиво напоминает славное прошлое. Когда она с помощью иголки, ниток, бисера и спиц смастерила десятки кофт, носков, платьев и других изделий, захотела научиться чему‑то новому. По соседству жил дед Лука, который плёл лапти. Интересно, поделится секретами ремесла?

«С внуком отправилась к нему в гости и попросила показать весь процесс от начала до конца, – говорит Пелагея Сидоренко. – Он обрадовался тому, что пришла брать уроки, и согласился. Три дня ходила, выпытывала, пробовала сама, и, наконец, стало получаться. А потом сделала первую пару без подсказок. И пошло-поехало. Дед Лука, к сожалению, умер уже».

В доме на окраине села, где моя героиня живёт с супругом, в мастерской аккуратно расставлены изготовленные ураковской рукодельницей сороки – старинные русские головные уборы замужних женщин, на стульях развешаны понёвы – женские шерстяные юбки, которые тоже носили дамы, состоявшие в браке. В 1980 году Пелагея Васильевна возглавила сельский ДК и организовала фольк-лорный ансамбль «Аюшки», переименованный позже в «Рябинушку», из восьми местных жительниц. Так вот, и понёвы, и сороки, и прочие элементы русского народного костюма руководитель коллектива шила собственноручно. Позже, когда освоила технику плетения лаптей, по заказу снабжала обувью участниц разных хоровых ансамблей Красненского района.

«Единственный минус лаптей – очень быстро изнашиваются, – признаётся селянка. – За один концерт могли превратиться в труху. Не зря же говорили старики, что раньше из Ураково в Алексеевку (около 30 километров. – Прим. авт.) с собой в дорогу брали три пары лаптей. Но я нашла выход: к подошве пришивала кусочки автомобильной резины».

С пяток на носки

Прежде чем браться за плетение, нужно лыко. Это луб, то есть исподняя кора молодой липы, применявшаяся для изготовления не только лаптей, но и рогожи. Супруг, сын и внук Пелагеи Васильевны специально ездили в лес, чтобы ободрать природный материал и привезти домой. Она кипятила сырьё, сушила, очищала и нарезала ленточками, затем приступала к практической работе.

«Смотри, как надо, – учит меня наставница, неспешно загибая податливые липовые полоски. – Косички плёл когда‑нибудь? Точно так и лапти делают. Начинаем с пятки и потихоньку подбираемся к носку. У тебя какой размер?»

Обычно нужно два полных дня, чтобы изготовить пару старинной обуви. Достаю из большой картонной коробки готовые миниатюрные лапти, подходящие, наверное, двухлетнему ребёнку, нахожу несколько пар, предназначенных подростку, и любуюсь самыми большими, которые впору именно мне. С удовольствием примеряю, пока хозяйка колдует над пяткой, и переношусь лет на 200 назад, а когда делаю первые шаги, понимаю: хорошо, что живу в веке нынешнем. Из Ураково до Алексеевки, говорите? Я бы точно не дошёл.

«Вот и я ходить не ходила, дарить – дарила, – как будто угадывает мысли Пелагея Сидоренко. – За пять лет сплела около 100 пар, на выставки возила, где их у меня покупали иногда. Внук однажды отвёз в Москву и кому‑то продал за 1200 рублей. Смотри, уже к носку дело идёт, для тебя без серединки делаю, чтобы быстрее было».

Впрочем, в лаптях удобно ходить, надев суконные чулки, объясняет моя новая знакомая, поэтому для тех, кто просит смастерить старинную обувь не в качестве сувенира или подарка, Пелагея Васильевна сразу рекомендует приобрести носки. Или заранее вяжет их. В сочетании с прорезиненной подошвой лапти в таком случае выглядят вполне конкурентоспособными и гарантированно доведут вас до Алексеевки.

А это гаманец (старинный кошелёк) А это гаманец (старинный кошелёк) / Фото: Вадим Заблоцкий

Наша история

Ураковскую ремесленницу часто приглашают в школы для приобщения детей к истории отечественной культуры. Пелагея Васильевна берёт с собой свою коробочку, инструменты, лыковые ленточки и плетёт. Мальчишки и девчонки обступают её со всех сторон, пытаясь рассмотреть, куда нужно продеть деревянную полоску и как её затянуть, чтобы не образовались щели. За терпение, внимание и усердие она вручает им подарки, сделанные из коры молодой липы.

— И ты себе забирай парочку на память, – предлагает женщина, показывая взглядом на горку из лаптей.

— Вы обули многих земляков и всё равно продолжаете работать. Зачем? – спрашиваю у неё, извлекая со дна ящика самые маленькие модели.

— Нравится работать руками, – отвечает Пелагея Васильевна. – Заканчиваю, например, плести, ставлю на полку и любуюсь. Через несколько дней хочется сделать новые, и опять принимаюсь за работу. В Красненском районе больше никто этим не занимается, поэтому бросить не могу. Это же наша история.

Головные уборы Головные уборы / Фото: Вадим Заблоцкий

Справка

Лапти были распространены в Восточной Европе и на Руси в старину, широко использовались в сельской местности до 1930-х годов. Плелись из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), бересты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывали к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка). Отличались крайне низкой себестоимостью, простотой изготовления и недолговечностью.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×