Одни идут к иордани, чтобы искупаться в благодати, другие из азарта
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Экстремальная русская традиция купаться в мороз в проруби была ещё у древних скифов. Младенцев они окунали в студёную воду, приучая к холодам. Но в эпоху христианства она получила на Руси религиозный смысл. Церковь не видит в этом обычае ничего плохого, но предупреждает, что одним погружением грехов не смыть.
«Освящается вод естество»
Крещение – один из двенадцати главных православных праздников. Господь крестился в реке Иордан, из‑за чего водное крещение стало неотъемлемой частью этого таинства. Желательно «полным погружением», без полумер вроде обливания. В храмах для этого держат купели для младенцев, устраивают помещения-крестильни, подходящие для взрослых. Или же крестят людей в водоёмах.
«Празднование Крещения Господня в древности происходило в один день с празднованием Рождества, – рассказал «БП» игумен Агафангел (Белых), настоятель Свято-Троицкого архиерейского подворья в селе Новотроевка Корочанского района. – Отсюда такое сходство в богослужебных последованиях: торжественная служба Сочельника, ночная служба праздника. Вода освящалась в храме, в навечерие праздника».
А в Иерусалиме была традиция в день Богоявления идти крестным ходом к реке Иордан, благо это не очень далеко. И там, на месте крещения Спасителя, торжественно освящать воды в воспоминание, когда сам Христос погрузился в иорданские волны, «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Вода, по православным представлениям, в день Крещения становится святой. «Освящается вод естество» – говорится в крещенских молитвах. Потребляемая с молитвой, она лечит верующих душевно и телесно.
«Эллинская ересь»
Но апофеоз праздника – обряд водного освящения, окропления собравшихся. Не удивительно, что там, где есть возможность, люди в праздничном восторге стремятся окунуться полностью. Одни делают это, желая в буквальном смысле искупаться в крещенской благодати. Другие – из спортивного интереса. В отличие от, скажем, Пасхи, дата Крещения фиксированная: 19 января. Россия – не Ближний Восток, у нас это разгар зимы.
Можно вспомнить, как Иван Грозный хвалился перед иностранными послами удалью бояр, заставляя их в мороз купаться в проруби, изображая удовольствие. Или сцену праздника Крещения в купринских «Листригонах», когда священник, отслужив, забрасывал крест далеко в море, и для рыбаков было почётным, нырнув, первым достать его и вынести на берег.
«В южных христианских странах, в Греции, на Балканах существовал народный обычай нырять в воду за крестом, который туда специально бросал священник или епископ, – подтверждает отец Агафангел. – Считалось, кто первым достанет крест, тому будет сопутствовать Божие благословение весь год. Этот полуязыческий обычай перекочевал и на холодную Русь. Хотя и был осуждён в 1551 году на Стоглавом соборе, как «эллинская ересь».
Явление молодое
Крещенское купание в России – в масштабах истории явление довольно молодое. Об этом свидетельствует, например, история искусства. Нет его на картинах русских живописателей народной жизни, начиная с передвижников. Лишь малоизвестный художник Николай Грандковский в 1903 году создал полотно «Купание после освящения воды шестого января» (по старому стилю). Более характерна картина Бориса Кустодиева «Крещенское водосвятие» 1921 года, где у крестообразной проруби-иордани стоят священники, народ с хоругвями, но нет никакого купания.
Советский писатель Лев Кассиль в романе «Вратарь Республики» так изобразил русское крещенское купание:
«Нонче никого в воду не заманишь. Подмельчал народ. Раньше тебе хоть сорок градусов мороз, а купцы в прорубь только бултых, бултых… Подвезут их в санях, шубы раскроют, вынут это его оттуда, разоблачённого окунут троекратно, опять в шубу, бутылку в зубы и домой. Что за люди были!».
Но повесть есть повесть. В реальности куда больше внимания уделяли внешним атрибутам праздника, устройству купели. И более правдоподобен Антон Чехов в рассказе «Художество», где самый последний «ничтожество, лентяй, пьянчуга и мот» Серёжка один день в году становится самым уважаемым в селе человеком за удивительный талант вырезать и ледяной крест, и украшения для крещенской купели.
«Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду переливают тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие лучи, что смотреть больно… Боже милостивый, как хорошо! В толпе пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается ещё громче, день ещё яснее… Хоругви колышатся и двигаются над толпой, точно по волнам. Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по дороге и направляется к Иордани. Серёжка… видит тысячи устремлённых на него глаз, и душа лентяя наполняется чувством славы и торжества».
Церковь не против
В Белгородской области массово стали купаться на Крещение тогда, «когда стало можно» – с 1990-х. Сегодня 19 января без этого уже немыслимо. МЧС и водолазы обустраивают безопасные купели, СМИ публикуют места их расположения, у купелей дежурят врачи и спасатели, есть чай и помещения для обогрева.
Церковь не против этого обычая. Лишь предупреждает о его правильном понимании. Некоторым представляется, что святая вода буквально смывает грехи. Что для христианского образа жизни достаточно окунуться в прорубь раз в год (потом, согревшись водкой, рассказывать о своей «святости»). Крещенское купание может быть лишь символом обновления, после которого необходим реальный труд души, искреннее покаяние, намерение не грешить.
Необходимости в ритуальном омовении на Крещение нет и потому, что христиане крестятся всего раз в жизни. После чего нет никакого «перекрещивания». «Верую во едино крещение во оставление грехов», – говорится в Символе веры.
«Об этих купаниях важно знать то, что они вовсе не обязательны и являются благочестивой народной традицией, требующей, к тому же, хорошего здоровья, – поясняет игумен Агафангел. – Очищение нашего сердца и души от грехов происходит в таинствах покаяния и причащения, в понуждении себя к исполнению заповедей и удержанию от злых дел. С прошедшим праздником Крещения!»