Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 октября 2024,  18:00

Так пела бабушка. В Валуйском округе сохраняют и развивают белгородские традиции

Так пела бабушка. В Валуйском округе сохраняют и развивают белгородские традицииАнсамбль народной песни «Забава»Фото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Стою и слушаю, как непривычно низкие и протяжные голоса совсем юных валуйчанок звучат в унисон, будто девушка косу заплетает, перекладывая прядь за прядью свои густые русые волосы. От таких песен бегут мурашки по телу – прямо в душу проникают стройные девичьи голоса.

С раннего детства

Директор Детской школы искусств № 2 Татьяна Князева тепло улыбается, глядя на девушек в ярких народных костюмах – две её дочери тоже занимаются в детском ансамбле народной песни «Забава».

Коллектив существует с 2005 года, когда после окончания Белгородского государственного института искусств и культуры сюда пришла работать учителем музыки и фольклора Светлана Гринёва. Она родом из села Рождествено Валуйского округа, где любят и по сей день поют русские народные песни:

«Родители много пели. Папа хоть и не имел специального музыкального образования, играл на баяне, а бабушка, Любовь Михайловна Викторович, исполняла наши местные песни».

Именно благодаря этому, говорит преподаватель, когда создавался коллектив, было выбрано фольклорное направление.

«Мне очень нравится работать с детьми. А любовь к народным песням началась с раннего детства, ведь я и сама пела чуть ли не с самого рождения», – говорит она.

В коллективе сегодня тридцать детей. Младшая группа – дети с 7 до 9 лет, средняя – 9–11 лет и старшая – 12–17лет. Занятия в ансамбле проходят четыре раза в неделю, кроме того, с детьми занимаются индивидуально.

«После окончания школы искусств многие наши ученицы поступают в БГИИК», – отмечает руководитель коллектива.

Светлана Гринёва Светлана Гринёва / Фото: Алексей Дацковский

Старинный обряд

Репертуар сложился в основном из народных песен Валуйского округа: тех, что испокон веков пели в местных краях. Иногда добавляют и другие, но обязательно народные. В любом случае репертуар всегда обсуждают вместе.

«Песни исполняем как старинные, так и в современной обработке. И хотя поколение меняется, я и мои дети – мы все современные и слушаем разную музыку, но всё равно девчонкам очень нравятся народные песни, они с удовольствием их исполняют», – отмечает Светлана Гринёва.

Валуйская музыкальная школа ежегодно проводит межзональный конкурс фольклорно-этнографических коллективов и солистов, который называется «Предания старины», где обязательным условием должно быть проведение какого‑либо обряда.

«Такие конкурсы нужны для сохранения и развития белгородской традиционной культуры», – считает Светлана Евгеньевна.

Недавно коллектив выступал в Губкине со свадебным обрядом.

«Сначала было сватовство, на которое приезжали гости, затем приезд жениха в дом родителей невесты и уже потом сама свадьба. И всё это сопровождалось обрядовыми песнями, – говорит Татьяна Князева. – С этим же обрядом мы затем выступили на областном фольклорном конкурсе «Белгородчина заповедная», в котором постоянно принимаем участие».

Народные костюмы шьют самостоятельно.

«Они не традиционные, а уже стилизованные. Созданы на основе народного костюма Валуйского округа и Белгородского района: юбка, рубаха, завеска – фартук и кокошник в виде шапочки, завязывающейся сзади алой лентой. Девчонкам они очень нравятся, особенно малышам», – говорит директор школы.

Колотушка, трещотка, коса

Входим в кабинет, где занимается коллектив, и сразу же видим большое количество наград.

«Это сейчас все мероприятия проводят в основном удалённо, а раньше мы активно ездили, и не только по Белгородской области, но и по другим регионам России. К примеру, наша ученица Юлия Дашкова ездила в Крым, где выступила сольно на Международном фестивале-конкурсе народного и казачьего искусства «Миротворчество поколений»», – рассказывает преподаватель.

Выезжая с концертами, они обменивались опытом с другими коллективами:

«К примеру, в Красной Яруге коллективы при исполнении песен используют таночные композиции. Это такой вид русской народной хореографии, когда во время пения идёт хоровод или карагод с использованием, к примеру, ещё и вышитых рушников. А мы трёхлистники бьём (дробная дорожка ногами. – Прим. авт.). В Алексеевском округе обязательно к танцу добавляется пересек, – говорит Татьяна Ивановна и начинает выстукивать каблуком по полу определённый ритм».

На полках расставлены музыкальные инструменты: колотушки с шариками, трещотки, ложки обычные деревянные, с бубенцами и веерные, бубны, рубель.

«Девчонки, берём инструменты и поём. А где наша коса?» – задорно говорит Светлана Евгеньевна.

И девчонки, смеясь и щебеча, разобрав каждая свой инструмент, запевают плясовую песню Воронежской области «Шёл Ваня через мосточек…». Шумовые инструменты под девичьи голоса звенят и пристукивают.

Из поколения в поколение

Лизе Ерохиной всего двенадцать, но она уже победитель многих фольклорных конкурсов, а в 2022 году девушке вручили губернаторскую стипендию. Она побывала в Москве и Краснодаре, не раз выступала сольно в Белгороде.

«Я пою народные песни, потому что люди в них восхваляют свою Родину, свой родной край. Кроме того, в них много распевок, это очень красиво звучит, – говорит Лиза. – Кем быть после окончания школы искусств, я ещё не решила, но в любом случае думаю, что будущая профессия обязательно будет связана с творчеством».

Лиза Ерохина Лиза Ерохина / Фото: Алексей Дацковский

 

Выпускница школы Лена Шальнева попала в детский ансамбль совершенно случайно. Раньше в школе были эстетические классы, и детей водили в музыкальную школу, где они пели обычные хоровые песни. Светлана Гринёва говорит, что именно там она и заприметила Лену.

— Я живу в Валуйках, папа мой тоже из Рождествено. В семье никто не пел, может быть только в детстве, но целенаправленно занимаюсь я одна, – рассказывает Лена.

— Почему тебе нравится заниматься именно народным пением? – спрашиваю её.

— В первую очередь из‑за нашего преподавателя. Она нам как вторая мама. Мы рядом на протяжении десяти лет, она много помогает, и не только в плане творчества, с ней можно и о личном поговорить, всегда подскажет, даст совет. Кроме того, привлекает и особая атмосфера мероприятий, конкурсов, фестивалей. К примеру, на фестиваль народности и исторических реконструкций «Маланья», где собирается много коллективов, мы приезжали на целый день. Слушали и смотрели, как другие коллективы представляют традиции своих районов, и понимали, что всё это до сих пор чтится людьми и не забывается. Современная музыка – это всё же уходящее, сегодня модно что‑то одно, а завтра будет уже другое. А что касается фольклора и народных традиций, я думаю, что это будет жить всегда.

 

Лена Шальнева Лена Шальнева / Фото: Алексей Дацковский

 

— Ты передашь своим детям то, чему научили в школе?

— Конечно, это же и есть традиция. Светлана Евгеньевна рассказывала, как ей пела песни её бабушка, мы будем петь народные песни своим детям, а наши дети – своим, – говорит девушка.

Музыкальная династия

Князевы – настоящая музыкальная династия в Валуйской школе искусств: мама – директор и концертмейстер, а её дочери – Екатерина и Ирина пришли в «Забаву», когда учились в первом классе общеобразовательной школы.

«Я окончила школу искусств четыре года назад, потом четыре года училась играть на аккордеоне, а сейчас поступила на кафедру искусства хорового пения и всё равно прихожу сюда петь», – рассказывает Ирина.

Татьяна Ивановна добавляет, что из поколения в поколение в их семье передаётся свадебная песня Людмилы Зыкиной «Сронила колечко».

Спрашиваю у руководителя коллектива, любую ли песню можно спеть?

«Пению, как и чувству ритма, можно научить, главное, чтобы желание было. Поэтому мы учим, занимаемся, прививаем любовь, как в своё время мне привили любовь к народному пению», – говорит Светлана Гринёва.

Елена Ржевская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×