Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 октября 2024,  11:00

Слова льются кучерявые. О чём поёт хранительница традиций из Красногвардейского района

Среди собранных на виниле старинных и современных (на 1988 год) русских песен есть произведения, написанные Марией Тимофеевной

Слова льются кучерявые. О чём поёт хранительница традиций из Красногвардейского районаМария Тимофеевна больше любит исполнять весёлые песниФото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

«Прошлое растворяется в настоящем, исконное – в нарождающемся, личное сплетается с внеличным, мгновенное – с вневременным. Песня предстаёт неким звуковым образом вечности…» – эти слова музыковеда Веры Медведевой (Никитиной) можно прочитать на оборотной стороне грампластинки «Старое. Новое. Вечное», выпущенной в 1988 году всесоюзной фирмой «Мелодия». Пластинка стала итогом этнографических экспедиций московских специалистов в Верхнюю Покровку в 1980-е годы. Один экземпляр бережно хранится у жительницы села Марии Яковенко, в прошлом – солистки местного фольклорного ансамбля.

Бегом за тетрадочку

На пороге дома по улице Советской нас встречает хозяйка – невысокая, в ярком цветастом платке, звонкая, несмотря на свой возраст, как и её балалайка, которая стоит рядом и ждёт, когда уставшие, морщинистые руки возьмут инструмент.

«Каждый день уже не играю, но песни пишу до сих пор, даже по ночам, – смеётся Мария Тимофеевна. – Проснусь, а в голове слова льются кучерявые. Я бегом за тетрадочку – и давай их записывать. Хоть и годков много, а слышу и вижу хорошо, даже очков не ношу».

Сколько песен хранится в школьных тетрадках, заполненных аккуратным убористым почерком, она и сама не знает. Таких тетрадочек за всю её долгую жизнь набралось много, и только старинных народных песен в них около сотни:

«А в 45 лет я уже завела новые, куда начала записывать свои стихи, которые тоже пою на народную музыку. Ночью плохо сплю, нога ноет, вот надумаю, наиграю и в тетрадку опять запишу. А днём работаю над ними. Это же жизнь моя».

У Марии Яковенко собралось немало тетрадей с текстами песен У Марии Яковенко собралось немало тетрадей с текстами песен / Фото: Алексей Дацковский

«Онуча, пляши со мной!»

Мария Яковенко (в девичестве Малахова) родилась в Нижней Покровке 21 августа 1934 года.

«Мама работала в колхозе, а у её сестры, которая за мной приглядывала, был порок сердца – она не догонит меня и не поднимет, – рассказывает Мария Тимофеевна. – И мама приносила меня сюда, в Верхнюю Покровку, тут всего два километра через огороды, к моей бабушке, Марфе Васильевне Малаховой».

На её детскую долю выпала война с голодом и тяготами оккупации. Отец умер в немецком плену. Мария Тимофеевна его плохо помнит, ведь отца призвали в армию, когда она была маленькой девочкой. Мадьяры сломали их хату в Нижней Покровке, и дядя перевёз маму с Марией в родительский дом, где по сей день она и живёт. Вспоминает, что петь и танцевать начала с трёх лет: 

«До войны в этом доме всегда веселье было: песни, пляски, гулянья. Мой дядя, Алексей Павлович Стародубцев, хорошо играл на балалайке, и меня научил. У меня не было колыбельных, бабушка пела мне «лёгонькие» песни, наши. И когда плясала, всё мне говорила: «Онуча, пляши со мной!»

Мария Тимофеевна окончила всего семь классов:

«Математика у меня хромала – задачи никак не решались. А мама мне говорила, что все наши жили на земле, работали, и никто не пропал, и мы проживём. В школе я частушки сочиняла, но не соображала, что их надо записывать».

В 1949 году в селе был хор, куда пошла и Мария Малахова. С 1950 года она начала ездить с односельчанами в Ленинградскую область, где работала на торфоразработках. Это был очень тяжёлый труд, рассказывает собеседница:

«Каждый год туда старались ездить на заработки. Продукты с собой возили, чтобы деньги экономить, – картошку мешками».

Когда вышла замуж, мужа – Ивана Тимофеевича Яковенко, в родительский дом привела:

«Он из армии вернулся – ни денег, ни жилья не было, и мы приняли его к себе. Работала в колхозе. Работа: бери больше – кидай дальше. Но я не горевала, трудилась всегда с песнями. Карагоды водили, на свадьбах, дома тоже песни».

Вспоминает, как одна посевная в колхозе закончилась для неё травмой:

«Трактор сеял, а мы на лошади подвозили семена. А она молодая, нервная. Проезжали мимо аэродрома – самолёты садились, ветер поднялся, мешки зашелестели, и лошадь понесла. Меня подкинуло высоко, а потом я упала на землю».

Она получила сложный перелом правой ноги. Долго лечилась, ездила в санатории.

«Детей нам с мужем Бог не дал, может, поэтому я и играю всю жизнь, – рассуждает Мария Тимофеевна. – Мы с супругом тоже всегда пели. Он играл, а я пела и плясала. Пятьдесят один год вместе прожили, в 2008-м он ушёл».

Та самая грампластинка «Старое. Новое. Вечное» 1988 года Та самая грампластинка «Старое. Новое. Вечное» 1988 года / Фото: Алексей Дацковский

Зорюшка светлая

В книге Веры Никитиной «Письма народных музыкантов (последняя четверть XX века)» есть глава, посвящённая Марии Яковенко и ансамблю, в котором она была одной из самых ярких исполнительниц. Называется она «В каждом поколении есть душа».

«В деревне на праздники мы наряжались в народные костюмы, карагоды водили и песни наши старинные пели: и свадебные, и грустные есть, но я больше люблю весёлые, – признаётся Мария Тимофеевна и нараспев добавляет: – Зорюшка наша светлая, страна наша советская, страна наша богатая…»

В 1981 году она написала песню, ставшую знаменитой на всю страну, – «А как наши космонавты».

Её в разное время перепевали различные российские коллективы. А в 2018 году на киностудии «Союзмультфильм» вышел одноимённый мультипликационный фильм, и песню в нём исполняет сама Мария Тимофеевна.

 

В книге «Письма народных музыкантов» певунье из Верхней Покровки посвящена глава В книге «Письма народных музыкантов» певунье из Верхней Покровки посвящена глава / Фото: Алексей Дацковский

По‑девичьи звонко

Поймав себя на мысли, что не скоро ещё смогу увидеться с этой удивительной бабушкой, я не удержалась от совместной фотографии с ней. Мы взяли в руки по балалайке, и Мария Тимофеевна, поправив цветастый платочек, запела вдруг неожиданно и по‑девичьи звонко. 

…Нам уже пора уезжать, а никак не хочется покидать скромный сельский дом с деревянными полами и глазками-окошками, пусть ветхими, но с остатками былой красоты в виде резных наличников.

— Я пою всё время, наверное, и на том свете песни петь буду, – улыбаясь, говорит на прощание хозяйка.

— А в нашем поколении есть душа? – спрашиваю у неё.

— Мало, но ещё есть, – улыбается Мария Тимофеевна. 

Елена Ржевская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×