Слова льются кучерявые. О чём поёт хранительница традиций из Красногвардейского района
Среди собранных на виниле старинных и современных (на 1988 год) русских песен есть произведения, написанные Марией Тимофеевной
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Прошлое растворяется в настоящем, исконное – в нарождающемся, личное сплетается с внеличным, мгновенное – с вневременным. Песня предстаёт неким звуковым образом вечности…» – эти слова музыковеда Веры Медведевой (Никитиной) можно прочитать на оборотной стороне грампластинки «Старое. Новое. Вечное», выпущенной в 1988 году всесоюзной фирмой «Мелодия». Пластинка стала итогом этнографических экспедиций московских специалистов в Верхнюю Покровку в 1980-е годы. Один экземпляр бережно хранится у жительницы села Марии Яковенко, в прошлом – солистки местного фольклорного ансамбля.
Бегом за тетрадочку
На пороге дома по улице Советской нас встречает хозяйка – невысокая, в ярком цветастом платке, звонкая, несмотря на свой возраст, как и её балалайка, которая стоит рядом и ждёт, когда уставшие, морщинистые руки возьмут инструмент.
«Каждый день уже не играю, но песни пишу до сих пор, даже по ночам, – смеётся Мария Тимофеевна. – Проснусь, а в голове слова льются кучерявые. Я бегом за тетрадочку – и давай их записывать. Хоть и годков много, а слышу и вижу хорошо, даже очков не ношу».
Сколько песен хранится в школьных тетрадках, заполненных аккуратным убористым почерком, она и сама не знает. Таких тетрадочек за всю её долгую жизнь набралось много, и только старинных народных песен в них около сотни:
«А в 45 лет я уже завела новые, куда начала записывать свои стихи, которые тоже пою на народную музыку. Ночью плохо сплю, нога ноет, вот надумаю, наиграю и в тетрадку опять запишу. А днём работаю над ними. Это же жизнь моя».
«Онуча, пляши со мной!»
Мария Яковенко (в девичестве Малахова) родилась в Нижней Покровке 21 августа 1934 года.
«Мама работала в колхозе, а у её сестры, которая за мной приглядывала, был порок сердца – она не догонит меня и не поднимет, – рассказывает Мария Тимофеевна. – И мама приносила меня сюда, в Верхнюю Покровку, тут всего два километра через огороды, к моей бабушке, Марфе Васильевне Малаховой».
На её детскую долю выпала война с голодом и тяготами оккупации. Отец умер в немецком плену. Мария Тимофеевна его плохо помнит, ведь отца призвали в армию, когда она была маленькой девочкой. Мадьяры сломали их хату в Нижней Покровке, и дядя перевёз маму с Марией в родительский дом, где по сей день она и живёт. Вспоминает, что петь и танцевать начала с трёх лет:
«До войны в этом доме всегда веселье было: песни, пляски, гулянья. Мой дядя, Алексей Павлович Стародубцев, хорошо играл на балалайке, и меня научил. У меня не было колыбельных, бабушка пела мне «лёгонькие» песни, наши. И когда плясала, всё мне говорила: «Онуча, пляши со мной!»
Мария Тимофеевна окончила всего семь классов:
«Математика у меня хромала – задачи никак не решались. А мама мне говорила, что все наши жили на земле, работали, и никто не пропал, и мы проживём. В школе я частушки сочиняла, но не соображала, что их надо записывать».
В 1949 году в селе был хор, куда пошла и Мария Малахова. С 1950 года она начала ездить с односельчанами в Ленинградскую область, где работала на торфоразработках. Это был очень тяжёлый труд, рассказывает собеседница:
«Каждый год туда старались ездить на заработки. Продукты с собой возили, чтобы деньги экономить, – картошку мешками».
Когда вышла замуж, мужа – Ивана Тимофеевича Яковенко, в родительский дом привела:
«Он из армии вернулся – ни денег, ни жилья не было, и мы приняли его к себе. Работала в колхозе. Работа: бери больше – кидай дальше. Но я не горевала, трудилась всегда с песнями. Карагоды водили, на свадьбах, дома тоже песни».
Вспоминает, как одна посевная в колхозе закончилась для неё травмой:
«Трактор сеял, а мы на лошади подвозили семена. А она молодая, нервная. Проезжали мимо аэродрома – самолёты садились, ветер поднялся, мешки зашелестели, и лошадь понесла. Меня подкинуло высоко, а потом я упала на землю».
Она получила сложный перелом правой ноги. Долго лечилась, ездила в санатории.
«Детей нам с мужем Бог не дал, может, поэтому я и играю всю жизнь, – рассуждает Мария Тимофеевна. – Мы с супругом тоже всегда пели. Он играл, а я пела и плясала. Пятьдесят один год вместе прожили, в 2008-м он ушёл».
Зорюшка светлая
В книге Веры Никитиной «Письма народных музыкантов (последняя четверть XX века)» есть глава, посвящённая Марии Яковенко и ансамблю, в котором она была одной из самых ярких исполнительниц. Называется она «В каждом поколении есть душа».
«В деревне на праздники мы наряжались в народные костюмы, карагоды водили и песни наши старинные пели: и свадебные, и грустные есть, но я больше люблю весёлые, – признаётся Мария Тимофеевна и нараспев добавляет: – Зорюшка наша светлая, страна наша советская, страна наша богатая…»
В 1981 году она написала песню, ставшую знаменитой на всю страну, – «А как наши космонавты».
Её в разное время перепевали различные российские коллективы. А в 2018 году на киностудии «Союзмультфильм» вышел одноимённый мультипликационный фильм, и песню в нём исполняет сама Мария Тимофеевна.
По‑девичьи звонко
Поймав себя на мысли, что не скоро ещё смогу увидеться с этой удивительной бабушкой, я не удержалась от совместной фотографии с ней. Мы взяли в руки по балалайке, и Мария Тимофеевна, поправив цветастый платочек, запела вдруг неожиданно и по‑девичьи звонко.
…Нам уже пора уезжать, а никак не хочется покидать скромный сельский дом с деревянными полами и глазками-окошками, пусть ветхими, но с остатками былой красоты в виде резных наличников.
— Я пою всё время, наверное, и на том свете песни петь буду, – улыбаясь, говорит на прощание хозяйка.
— А в нашем поколении есть душа? – спрашиваю у неё.
— Мало, но ещё есть, – улыбается Мария Тимофеевна.
Елена Ржевская