Какая древнерусская традиция оплакивания сохранилась в белгородских сёлах
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Из «Слова о полку Игореве» все мы знаем плач Ярославны. Эта самая лиричная, трогательная часть произведения многим кажется вымыслом древнего автора. Разве может женщина оплакивать судьбу мужа и одновременно будто поэму читать?
На самом деле древнерусские женщины действительно оплакивали своих близких речитативными причитаниями по строгим канонам. И во многих сёлах Белгородской области эта традиция, пришедшая из глубины веков, до сих пор сохранилась. Как причитают и на что похож плач современных Ярославн, рассказываем на примере села Иловка Алексеевского городского округа.
Из глубины тысячелетий
Древнерусские летописи часто упоминают обычай оплакивать умерших родственников. Они хранят фрагменты плачей, имеющие строгий ритм и размер. Некоторые историки полагают, что у традиции «обвыть» покойника – языческие корни. По православным канонам над телом усопшего не нужно излишне скорбеть, ведь душа его отправилась к Богу.
В разных местностях и в разное время суть плача оставалась одной, но менялось название. Где‑то про женскую скорбь говорили «причитать», «карить». В Иловке говорят «голосить» или «запричитывать».
Наверное, мне крупно повезло, что люди открыли мне эти секреты, потому как я свой, иловский. Есть вещи в наших традициях, которыми не поделятся с приезжим, будь он хоть трижды профессор и фольклорист. Зато это обстоятельство позволяет мне рассказать о традициях, пришедших из глубины веков и оставшихся в памяти народа.
Первый раз я услышал, как голосит моя бабушка по своему сыну – моему дяде, когда мне было лет 12. Это было страшно, жутко и в то же время притягательно. Песня в виде настоящего воя, запредельная по тональности, но невероятно ритмичная, ввинчивающаяся в каждую клеточку твоего тела, заставляла понять боль от потери.
Голосят по умершим в Иловке только женщины. Так испокон веку повелось, что причитает баба, а мужик стесняется проявлять чувства. Если и заплачет, то украдкой, отвернувшись. Каждая потерявшая голосит по‑своему: кто‑то громко, срывая голос, кто‑то тихо и печально. Как только баба начинает голосить, слёзы наворачиваются даже у посторонних людей, так велика скорбь, рвущаяся в голосе.
В двустопных строках плача как правило от 9 до 15 слогов. Перед каждой строкой плакальщица набирает воздух и, пропев-прокричав очередную строку, плачет, готовясь к следующей строке. Невероятно, но факт – в плаче Ярославны, записанном в конце XII века, точно такая же структура. И для меня, с детства слышавшего плач иловских женщин, эти строки ложатся в чёткий ритм голосения. По сути, структура плача в деревнях за века почти не изменилась. Даже каноничные слова, обязательные для выражения скорби, – старославянские, не имеющие отношения к местному диалекту.
Плач по мужу
Хотя плач разный по тональности, он имеет чётко определённые правила.
«Голосить, конечно, целое искусство, – рассказывает Нина Рогачёва. – Если по мужу жена голосит, то начинается всегда одинаково: «Любая ты моя дружечка!» или «Печальная моя головушка! Отработали твои рученьки!» А потом дальше обязательно о том, что уходит он в другую домовушку. И о том, что деточек и любушку покидает, и о том, как тяжело без него будет».
Плач по детям
Особо надрывным и страшным считается плач по детям. Он имеет девять слогов «Любая ты моя деточка». Но потом матери, будто забыв об окружающем, часами выкрикивают свою скорбь. И тут образы убитых горем женщин могут быть самыми разными от «И солнышко для тебя закрылося» до «Хороню я с тобою своё сердцушко».
«Тут уже голосят так, что мороз по коже, – рассказывает Нина Ивановна. – Сильнее скорби нет, чем когда мать по ребёнку голосит».
Плач по родителям
Начинается голосение со слов: «Любая моя маменька» либо «любый мой папенька». А после плакальщица обязательно говорит слова благодарности за то, что родили и вырастили. Обязательные приветы. Только после этого уже женщина начинает в полной мере выражать свою скорбь.
Приветы умершим
Обязательное условие для тех, кто голосит, – передать приветы умершим родственникам. Передают вначале недавно умершим, а после тем, что умерли давно.
«Обязательно говорится, что умерший встретится с ушедшими родственниками. Просит, чтобы и её дождались. А потом уже произвольная часть», – объясняет Рогачёва.
Со временем этот обычай стал уже необязателен. А ещё в конце прошлого века над телом умершего сидели две-три плакальщицы, и, когда одна переставала голосить, начинала голосить другая. Песня-плач лилась часами.
Выплеснуть горе…
«Сейчас уже не так, но раньше в селе обсуждали, кто и как голосил, – рассказывает Любовь Дурнева. – Из голосения узнавали, кто как умер и как жил. Там же жизнь целая рассказывается. Даже если муж жену гонял всю жизнь и пил беспробудно, всё равно голосить по нему надо было. А когда голосить начинаешь, себя не сдерживаешь – и там уже всё может вырваться».
Поэтому после голосения многим становится легче.
«Это высказывание своих мыслей вслух. То ты мысли гоняешь по хате одна, а тут выплёскиваешь наружу. И горе будто меньше делается, легче дышать становится, скорбь выкрикиваешь из себя», – объясняет Нина Рогачёва.
Специально никто никого не учил голосить. На похоронах девочки, а потом девушки, женщины слушают, как голосят другие. А когда приходит время их скорби, они точно так же выплёскивают всё накопившееся внутри горе с помощью плача-песни.
…и упрёки
Анна Бугакова, когда хоронила мужа, рассказала, как она уговаривала его бросить пагубную привычку. В плаче расписала последние часы его жизни.
«Выплёскиваешь всё, вспоминаешь его жизнь, и немного легче сердцу становится. Есть и неискренне голосят, но такое слышится. Бывает, звучит не скорбь, а упрёки больше. Высказывают над телом то, что при жизни не могли высказать. И это тоже душу облегчает», – рассказывает бабушка.