Голоса эпохи. История Белгородского драматического театра зазвучала по‑новому
В Белгороде прошла аудиоэкскурсия-вербатим «От Щепкина до Щепкина». Её приурочили ко дню рождения Михаила Семёновича.
-
Статья
-
Статья
Вербатим – форма театрального искусства, также известная как документальный театр, который появился в XX веке. Он основан исключительно на реальных монологах и диалогах людей, участников или свидетелей определённых событий.
Неакадемическое изучение
Белгородский драмтеатр совместно с региональным отделением Союза театральных деятелей России реализует проект «От Щепкина до Щепкина». Он стартовал в сентябре 2024 года, а его воплощение стало возможным благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив. Главная цель проекта – вовлечь белгородцев в неакадемическое изучение истории родного края с помощью иммерсивного подхода.
«Участники экскурсии слышат в наушниках живые голоса тех, кто имел отношение к нашему театру и театральной жизни Белгорода. На наш взгляд, очень важно сегодня знать памятные места города, – рассказывает журналисту «Белгородской правды» менеджер по грантовой и проектной деятельности театра имени Щепкина Маргарита Водолажская. – В ней уже успели поучаствовать многие культурные учреждения региона, школьники, студенты и просто заинтересованные белгородцы. Перед прогулкой мы публикуем пост в соцсетях и приглашаем желающих. В следующем году также планируем проводить аудиоэкскурсии».
Участники собрались возле Смоленского собора. Именно здесь первоначально установили памятник Михаилу Щепкину в 1988 году – к его 200-летию.
Первой точкой стало здание регионального министерства культуры, признанное памятником архитектуры XIX века. Участники экскурсии слышат в наушниках голос Константина Курганского, который рассказывает, что вначале дом принадлежал состоятельному купцу и владельцу типографии Александру Вейнбауму. В ней печатали открытки, газеты, театральные афиши и многое другое.
«Помимо типографии, в здании размещались магазин и аптека провизора Когана, а на втором этаже – гостиница. Писатель Андрей Фирсов в своей книге «Белгород и его святыни» пишет: «Особенно хорош книжный, писчебумажный, игрушечный и музыкальный магазины Вейнбаума, помещающиеся на главной улице под гостиницею», – говорит Константин Курганский.
С июля 1917 года в типографии печаталась газета «Известия Белгородского Совета рабочих и солдатских депутатов». В советское время в здании в различные годы находились обком комсомола, городская АТС-3, областное управление связи, обком профсоюза работников связи, областная Союзпечать и другие организации. А в 1999 году его передали управлению культуры Белгородской области.
По‑настоящему нужны
Далее участники идут к музею народной культуры, где до революции и после располагался синематограф «Орион», а с 1936 по 1962 год – Белгородский театр. В 1947 году в город приехала Мария Баскова, отдавшая щепкинской сцене 36 лет.
«Наш выпуск, когда мы окончили студию, хотели распределить по всему СССР. Но мы как истинные комсомольцы решили, что нет, мы построим свой театр и будем по‑настоящему нести культуру для людей. Мы поехали в ЦК, где нам сказали: «Правильно, поезжайте в Белгород, дважды освобождённый от фашистов, замечательный город. Вы там по‑настоящему будете нужны», – слышат гости в наушниках Марию Ильиничну.
Важной точкой маршрута становится мемориал «Вечный огонь». В разные годы в театре работали люди, которые хорошо помнили страшные годы Великой Отечественной войны. В их числе – заслуженная артистка РСФСР, почётный гражданин Белгорода Евгения Ярцева. В 1942 году после школы она поступила в театральную студию при Рязанском областном драматическом театре. В составе фронтовой эстрадно-концертной бригады артистка посетила многие города: Харьков, Запорожье, Феодосию, Керчь. Также выступала в воинских подразделениях, госпиталях, на аэродромах.
«Мы играли с девушкой небольшую сценку – встреча после фронта. И вот две девчонки сидят на скамейке, общаются, и я читаю монолог Елены Кононенко «Стеша». Героический текст, где рассказывается о трактористке, которую расстреляли во время войны, – звучит голос Евгении Александровны. – Я говорю и переживаю прожитое, все эти встречи, трагедии, которые приходилось видеть, помогали в моей работе над образами».
Надо соответствовать
Затем участники экскурсии переходят к памятнику Щепкина, о котором рассказывает художественный руководитель театра Виталий Слободчук:
«Чтобы вся страна узнала о театральности Белгорода, мы обратились в Министерство культуры России с предложением организовать к юбилею артиста фестиваль «Актёры России – Михаилу Щепкину» на его родине. И уже потом у городского руководства появилась идея создать памятник. После первого фестиваля все актёры, приглашённые на мероприятие, пошли к нему, чтобы возложить цветы. Но это было немножко несуразно, что мы уходили от театра. И потом, во время ремонта театра, попросили перенести его в более подходящее место. Мы завели такую традицию, что перед открытием каждого нового сезона коллектив и труппа театра собираются и возлагают к памятнику Щепкина цветы».
Далее белгородцы идут к Театральному проезду. Здесь в доме № 3 снимал свою первую квартиру студент струнного отделения Белгородского музыкального училища Виталий Слободчук.
«Свой выпускной концерт в музыкальном училище он играл именно в драматическом театре – скрипичный концерт Феликса Мендельсона. Порой молодому музыканту приходилось защищать свою скрипку, ведь часто местная шпана собиралась у фонтана на знаменитой стометровке, а тут скрипач: «Иди сюда, поговорим», – рассказывает руководитель литературно-драматургической части театра Наталья Почернина. – Совсем рядом, на улице Победы, жил его педагог Александр Абрамович Островский. Он быстро оценил музыкальную одарённость и трудоспособность своего студента и однажды сказал ему: «Витя (так Слободчука называют по жизни – прим. ред.), ты можешь, но нужно очень много работать». Эти слова учителя определили его судьбу».
У скульптуры «Воспоминание» гости ненадолго задерживаются. Каждый из них делится моментами, которые связаны с этим памятником.
«Когда я вошла в театр, это был замечательный осенний красивый золотой день. Особых каких‑то треволнений или сумасшествия, конечно, не было. Я шла и понимала, что раз мне предложили такую серьёзную работу, значит, надо соответствовать, – вспоминает заведующая гримёрно-пастижёрной мастерской Людмила Старикова. – Я и на сегодняшний день человек, неравнодушный к работе, к замечательному театру, в котором служу, и мне до сих пор всё интересно».
Завершается аудиоэкскурсия у центрального входа в театр, где все участники услышали самые главные голоса – зрителей.
Маргарита Грачёва