«Создаю красоту». Ракитянская мастерица хранит традиции старинного суджанского промысла
Ольга Макиевская рассказала «Белгородской правде» о том, как любимое занятие стало делом всей её жизни

-
Статья
-
Статья
Курская Суджа многим в России стала известна после печальных событий, произошедших летом прошлого года: в августе 2024-го туда вторглись ВСУ. А у мастерицы Ольги Макиевской этот город занимает особое место в сердце.
Особый способ обжига
Ольга признаётся, что сейчас может слепить игрушку из глины даже с закрытыми глазами, – настолько высок уровень профессионализма.
«А началось всё с того, что я переехала и пошла учиться в школу в Замостье (эта слобода находится рядом с Суджей – прим. авт.). Там был предмет «художественная лепка» и кружок, где я познакомилась со своим замечательным учителем Юрием Степановичем Спесивцевым. Как только оказалась в мастерской, сразу влюбилась в глину. Лепка стала моей отдушиной. И профессия сама выбрала меня», – вспоминает мастерица.

В будни и в выходные она бежала в мастерскую, вместе с Юрием Степановичем возрождала многовековой суджанский промысел: он пришёл в упадок после того, как закрылась артель и ушли из жизни старые мастера.
«Этот промысел настолько богат сюжетами! Он славился не только игрушками, но и изразцами, черепицей… Гончарным ремеслом я в юности не овладела. Но свистулька – это моё сердце. Я – это Суджа! Я – это глина! Кроме свистулек есть и более крупные по размеру скульптуры: коты, львы, быки, бараны…» – рассказывает Ольга Макиевская и показывает фигурный сосуд «Царь-гусак».

Суджанский промысел уникален своими сосудами для хмельных напитков. Делали их в виде животных. Изделия были поливными (покрытыми специальной глазурью – прим. авт.).
Старые мастера сами варили поливу – свинцовый сурик. Ольга демонстрирует нам и необычную задымлённую игрушку – её обжигают особым способом без доступа воздуха. Благодаря этому она приобретает чёрный цвет.

Семейное увлечение
Директор Суджанского музучилища Александр Фесенко предложил Юрию Спесивцеву и его ученице открыть в учебном заведении отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
«Там обучали и керамике, и ковроткачеству. Я была лаборантом. Потом решила тоже окончить училище. Лепила, ездила на выставки, развивалась. В 2004 году получила звание народного мастера России. Особенно любила бывать со студентами в Полтавской области, на фестивале в Опошне. Там мы несколько дней лепили, общались, обменивались опытом», – отмечает Ольга.
Колокольчики с душой. Глиняная игрушка стала брендом алексеевского села
Со временем она стала создавать новые сюжеты на основе суджанской игрушки.
«Мне было интересно слепить трёх похожих между собой птиц – аиста, журавля и цаплю. Их нет в традиции, но мастерам они пришлись по душе, и теперь многие лепят созданные мною сюжеты. Я не против. Но, конечно, только мне известно, как они вынянчивались. А когда организовали фестиваль-конкурс «Заиграй, моя игрушечка», то на сувенирной кружке оказался мой аист. Настолько он полюбился людям», – улыбается мастерица.
Вдохновляющая глинотерапия. Как новооскольцы сохраняют традиции гончарного промысла
Она показывает диплом лауреата Курской Коренной ярмарки, в которой участвовала много лет. Своей маме Ольга всегда говорила:
«Если и выйду замуж, то только за такого человека, с которым можно будет ездить по фестивалям. Дома сидеть не смогу!»
Любовь мастерица встретила в 35 лет. В скором времени вышла замуж и переехала в посёлок Пролетарский Ракитянского района. Увидев изделия супруги, муж тоже захотел освоить лепку.
«Ему так понравилось это занятие! И он стал лепить в своей технике. Я использовала глину, которую нашла в Готне. Она подошла по цвету для суджанской игрушки. А муж стал покупать другую глину. Подбирает для своих изделий различную глазурь. Они у него разные и очень красивые. Неповторимые!» – рассказывает Ольга.

О созданных мужем игрушках Ольга готова рассказывать дольше, чем о своих. Когда Виктор украшает глиняные фигурки, изначально не знает, что получится.
«Этот процесс может занимать пару часов. Посмотрите на отверстия. Здесь не штампики использованы, а отдельные палочки», – показывает мастерица удивительных зверушек.

Виктор Макиевский играет на трубе в духовом оркестре. Поэтому свои творения он наделяет ещё и волшебным музыкальным свистом. Со временем мастер стал создавать также удивительные домики из глины.
«Когда муж достаёт их из печи, получается целый город. И мы тут же начинаем играть!» – смеётся Ольга.

В семье Макиевских есть любимая традиция – пить китайский чай из красивой керамической посуды. В это время так приятно поделиться радостями и заботами, новыми творческими планами.
Такое чаепитие Макиевские хотят организовать и в своей гончарной мастерской, которая должна распахнуть двери уже этим летом.
Солнце в глине. Как постигала ремесло Альбина Проценко из яковлевского Дома ремёсел
Это была давняя мечта супругов. Воплотить её в жизнь помог соцконтракт. Сейчас идёт обустройство – уже закупили три печи и два гончарных круга.
Ольга руководит студией в Ракитянском доме ремёсел. Знакомит детей с различными традиционными промыслами. С удовольствием лепит с ними различных зверушек.
Но она уверена, что ощутить истинную атмосферу творчества можно именно в мастерской.
И воспоминания опять возвращают её к школьным годам, когда ребята по два дня перебирали глину от камушков, переминали, вкладывали туда свою энергию и только потом начинали лепить.

Лучший антистресс
У Макиевских подрастают двое сыновей. Старший уже увлёкся творчеством и даже помогал родителям создавать изделия для конкурса «Мода на народное», где семья вошла в число победителей.
Ольга не только имеет звание народного мастера России, но и состоит в Курском отделении Союза художников России, а также в организации «Мастера Белогорья». У неё есть свои любимые персонажи, которых рука лепит уже автоматически. Это коровка, петушок, лисичка, волк, рыбка, аисты, барашки, пара целующихся голубков.

«Ты берёшь глину в руки – и пусть весь мир подождёт. Она отлично снимает психологическое напряжение. Это лучший антистресс! Глина многое может рассказать о человеке. Когда я ездила на выставку на ВДНХ, то брала с собой заготовки, чтобы делать с посетителями медальоны. Подошёл один парень с друзьями. Предлагаю им штампики, чтобы украсить изделие. Так вот, он стоял, стоял и так ничего и не сделал. Подумала: что же с человеком случилось, что он настолько закрытый внутри и не может открыться даже в глине?» – вспоминает Ольга.
Наблюдая на занятиях за своими учениками, она легко может рассказать об их чертах характера.

«Вот ты очень добрый и аккуратный. И почерк у тебя красивый!» – говорю как‑то одному из мальчишек. «Как вы узнали?» – удивляются все. Просто мой опыт сразу позволяет видеть, что и как человек делает – с любовью или небрежно», – замечает мастерица.
Её сердце с болью восприняло известия о событиях в Судже. Буквально за месяц до вторжения ВСУ она увезла оттуда свою маму, которой понадобилось срочное лечение.
Сначала расстраивалась из‑за маминой болезни, а потом поняла, что это было меньшим из зол. Кто знает, что могло бы случиться с больной женщиной, если бы она в этот момент находилась в городе.
«Но я не унываю, – с улыбкой замечает Ольга. – Не из того теста сделана! Горжусь, что являюсь носителем старинного промысла. Храню эту красоту, создаю и делюсь с другими».
Анна Черкашина