Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 июня 2024,  13:50

От традиций к инновациям. Как развивалась культура в Белгородской области

Собеседник «Белгородской правды» – Андрей Кулабухов, который более 20 лет (с 1985 по 2008 год) возглавлял управление культуры региона

От традиций к инновациям. Как развивалась культура в Белгородской областиАндрей КулабуховФото: Маргарита Грачёва
  • Статья
  • Статья

Он стоял у истоков многих значимых проектов, например фестиваля «Хотмыжская осень», участвовал в открытии литературного музея, Белгородского центра музыкального искусства, музея народной культуры и многих других. За годы работы произошли кардинальные изменения в стране и регионе, Андрей Владимирович рассказал, как они затронули культурную сферу.

Программный метод

«Я был и рядовым учителем, и руководителем коллектива, и директором школы. Работал на уровне района и области. Получил опыт взаимодействия с федеральными органами власти. Когда мне предложили возглавить управление культуры, я сомневался, стоит ли соглашаться. Но мне объяснили, что ищут человека с управленческим опытом. А к тому времени я уже успел поработать заместителем председателя Корочанского райисполкома и был замом заведующего отделом народного образования облисполкома. Согласился», – вспоминает Андрей Кулабухов.

От традиций к инновациям. Как развивалась культура в Белгородской области - Изображение Фото: Маргарита Грачёва

 

Успех любого дела во многом зависит от команды. Когда Андрей Владимирович только занял свою должность, он первым делом начал выстраивать отношения в коллективе. Выяснил проблемы, должностные обязанности каждого сотрудника, а затем собрал людей и изложил новые правила работы:

«За полтора года до моего назначения из Министерства культуры РСФСР приезжали с проверкой и на её основе перечислили имеющиеся недостатки в документе. Были низкие показатели по культурно-досуговой деятельности, областная филармония не имела солидных творческих коллективов. В том, что касалось профессионального искусства, область отставала. Имелись проблемы с материальной базой, например, многие дома культуры не отапливались. В решении всех вопросов требовался программный метод управления. Мы решили создать культурную среду не только во всех населённых пунктах, но и в коллективах на предприятиях».

Но ещё важно было сохранить опыт, накопленный за все предыдущие годы. Кулабухов отмечает, что отдельно они предусмотрели развитие профессионального искусства:

«Мы создали театр в Старом Осколе, Губкине, детский музыкальный театр в Белгороде. В драмтеатре были проблемы с заполняемостью зрительного зала. Помню, пришёл зимой, декорации очень слабенькие, костюмы у актёров старенькие. Ну и мы с директором Виталием Слободчуком всё обсудили и решили, что учреждение должно оставаться русским классическим театром. Не допустить никакой пошлости, обратить внимание на репертуар, укомплектовать труппу выпускниками театральных вузов. Актёр должен был учиться у режиссёра, и для этого мы стали приглашать специалистов из Москвы. Мы практически сразу увидели профессиональный рост труппы. Также просили власти улучшить финансирование на постановочные расходы. Сложилась целая система по подъёму нашего театра на более высокий уровень».

В музыкальной сфере тоже имелись проблемы. На многие выступления приглашали ансамбли и творческие коллективы не из области. К решению вопроса подошли масштабно и создали духовой оркестр и оркестр русских народных инструментов, камерный хор.

«Начали набирать коллективы, приглашали студентов старших курсов. Летом мы приняли решение, а уже в декабре оркестры дали первые выступления, – делится Андрей Владимирович. – Параллельно мы развивали музыкальные школы и школы искусств. Разработали базу для подготовки юного поколения, чтобы у нас в будущем не было дефицита кадров».

Андрей Кулабухов Андрей Кулабухов / Фото: Маргарита Грачёва

Литературный музей

Незадолго до назначения Кулабухова на должность начальника управления культуры в Белгороде открыли художественный музей. Уже при Андрее Владимировиче открылись художественный музей в Старом Осколе, историко-художественные – в Валуйском и Шебекинском округах.

«Всегда хотелось, чтобы рядом со мной работали люди максимально образованные. И надо было создавать условия для повышения профессионального уровня. Мы проводили поездки по литературным местам России, побывали в Ясной Поляне, Спасском-Лутовиново, Святогорском монастыре, где похоронен Пушкин, и во многих других. Везде встречались с коллегами и обменивались опытом, – говорит Андрей Владимирович. – Ещё старались привлечь внимание к литературе, поэтому ежегодно проводили дни поэзии осенью, недели детской и юношеской книги. Давали возможность нашим писателям творить и встречаться с читателями. Приглашали авторов со всей России. И я подумал: «Разве Белгород может быть значимым культурным центром, не имея своего литературного музея?» И вот его открытие состоялось 26 апреля 1999 года».

Развитие культурной сферы не прекратилось ни в сложные времена перестройки, ни после развала СССР:

«Зарплату бюджетникам задерживали. Встал вопрос, что делать, как выживать? Было это в самом начале 1990-х. Я пригласил на совещание всех заведующих отделами культуры, руководителей областных учреждений. После продолжительных разговоров пришли к выводу, что нам удастся сохранить развитие культуры при одном условии – если мы будем хорошо работать. Народ увидит, что от нас есть польза и мы ему нужны. Также старались наладить контакт со всеми представителями власти, выезжали в районы, обращались к бизнесу и промышленности. Потихоньку нас финансировали, поддерживали, и нам удавалось развиваться, открывать новые музеи, создавать оркестры».

Андрей Владимирович считает, что вся работа должна проводиться в комплексе, поэтому одновременно с повышением культурного развития совершенствовалась и материальная база. Вместе с командой он добивался, чтобы учреждения стали включать в планы капремонта, улучшали техническое оснащение и оборудование:

«Каждый человек талантлив по‑своему. Для развития творческих способностей нужны специалисты, и у меня появилась идея о создании модельных домов культуры, где каждый сможет раскрыть свой талант. Успешное функционирование такого учреждения будет способствовать сохранению местных традиций, поможет приобщить подрастающее поколение к духовным и нравственным ценностям. Сеть модельных ДК очень быстро и широко распространилась по области. Сейчас я вижу, что всё созданное нашей командой сохраняется, хоть и ценой больших усилий и убеждений, и продолжает развиваться. Количество творческих людей и коллективов растёт, и это радует».

От традиций к инновациям. Как развивалась культура в Белгородской области - Изображение Фото: Маргарита Грачёва

Во всех районных ДК

По мнению Андрея Кулабухова, в наше время главное – привить молодому поколению любовь к русской культуре, гордость за наши ценности и традиции:

«Для этого в годы моей работы мы создавали при всех музыкальных школах и школах искусств детские отделения фольклора. Проводили среди коллективов конкурсы и фестивали. Старались развивать общую культуру молодёжи. В те годы в плане реализации программ развития принято свыше 30 постановлений по развитию культуры. Одно из них – об эстетическом воспитании учащихся и студентов, где мы чётко ставили задачу приобщать ребят к разным сферам: от музыкальной до литературной. А ещё организовывали обучение танцам всех учащихся, чтобы каждый мог во время выпускного бала красиво исполнить вальс. Проводили фестивали хореографического искусства».

Как руководитель, он всегда старался быть примером для подчинённых. Например, если хочешь повысить популярность танцев, то самому нужно быть в первых рядах:

«Вальсу научился ещё школьником. Затем ходил на восьмидневные курсы, когда в санатории в Ессентуках отдыхал. А потом организовал похожие занятия для хореографов из разных районов области. Они хорошо танцевали, но не владели методикой преподавания бальных танцев для всех желающих. Потом провели занятия со всеми хореографами районных домов культуры, создали там свои школы. Постепенно у нас стала танцевать практически вся область». 

От традиций к инновациям. Как развивалась культура в Белгородской области - Изображение Фото: Маргарита Грачёва

 

По мнению Кулабухова, в любой работе нужна система, только тогда всё будет функционировать и развиваться: 

«Мы не выделяли одно-два направления, а комплексно и гармонично продвигали культуру. Сейчас главное – не потерять этот опыт».

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×