Повезло с учителями
— Андрей Владимирович, все заслуги человека, как и характер, родом из детства. Согласны ли вы с этим?
— Наверное, да. Родом из детства многое. Я родился, когда уже около месяца шла война. Отца на второй день после моего рождения призвали на фронт. Его отец, мой дедушка, пришёл в больницу проведать невестку и рассказать, что меня уже зовут Андреем: он в сельсовете и назвал младенца в честь себя. Моего сына, кстати, тоже зовут Владимир Андреевич, как его дедушку. Отец вернулся домой в 43-м без ноги и весной 1947 года умер от ран и голода.
В школу пошёл, когда мне было девять, не я один, нас таких было много. Когда после семилетки и года в Прохоровской школе вернулся в Подолешенскую среднюю школу, пришлось каждый день ходить пять километров. В школе включился в общественную работу, возглавлял комсомольскую организацию. Мы были активными. Создали производственную бригаду, например, и своими силами построили спортивный зал и мастерскую в школе.
— Знаю, что вы ещё в школе были человеком творческим…
— Мне повезло: в Домановской средней школе работали потрясающие учителя. Иван Романович Зайцев, учитель русского языка и литературы, своими руками всё умел делать: из дерева, из металла, отремонтировать радиоприёмник… У него было два аккордеона, баян, и по его просьбе в школу привезли струнные инструменты для ансамбля народных инструментов, который он создал, собрав нас, школьников. То, чему обучил нас Иван Романович, на всю жизнь осталось: всё, что я умею делать руками сегодня, это от него. От учителей многое зависит.
— Профессию учителя выбрали под влиянием наставников?
— Я окончил десять классов, в Белгороде был только один пединститут, а другой профессии я для себя не видел. Поступил на физико-математический факультет и не пожалел, что его окончил.
— В своё время вы отказались от учительской карьеры в областном центре, предпочтя школу сельскую…
— Да, когда я пришёл из армии, один из моих институтских преподавателей рассказал, что в городской школе есть ставка учителя физики и астрономии. А я подумал о том, что работать в городе будет непривычно. Решил, что поеду в село: там я стану учителем быстрее. В Корочанском районе мне предложили место учителя физики и математики. Поехал, не сомневаясь.
— А как, по‑вашему, можно научиться быть учителем?
— Работать. Работа многому учит. Я поработал полгода, и меня снова пригласили в отдел народного образования, предложив стать директором. Я отказался: надо было ещё поработать учителем, чтобы им стать. Но когда я пришёл на должность директора, почувствовал, что могу в этой роли многое дать ученикам. Я хотел, чтобы каждый выпускник школы был по‑настоящему образованным: с хорошим кругозором, знакомым с литературой, театром, музыкой, изобразительным искусством. Такую политику мы проводили в школе вместе с учительским коллективом.
Реализовать себя
— Когда пришли в управление культуры области, сразу начали с колоссальных преобразований. Понимали, что перемены назрели?
— Когда мне предложили должность начальника управления культуры, я согласился не сразу. Понимал, что на это место должен прийти человек, работающий в культуре. Зампредседателя облисполкома Иван Максимович Кобзарев сказал мне так: «Мы искали начальника управления среди клубных, библиотечных работников, среди писателей, художников, артистов, но каждый из них хорошо делает своё дело. А чтобы стать начальником управления, надо быть опытным управленцем». Пришёл на должность, погрузился в тонкости и подумал, что нам нужно обязательно разработать программу развития культуры в Белгородской области на пять лет. В январе 1986 года мы утвердили первую программу. Прописали, что нужно сделать для театрального, музыкального, изобразительного искусства, в развитии традиционной русской культуры, музейного и библиотечного дела. Мне хотелось, чтобы все культурные направления развивались гармонично.
И первая программа принесла результаты. В 1988 году, когда отмечалось двухсотлетие Михаила Щепкина, на его родине, в селе Алексеевка, построили музей, учредили первый всероссийский театральный фестиваль «Актёры России – Щепкину». Юбилей Михаила Семёновича дал большой толчок развитию театрального искусства в регионе.
— Тогда же и зародилась мысль о модельных домах культуры?
— Прошло несколько лет, но мы так и не увидели инициативы от сельских клубов. Появилась мысль создать модельный дом культуры на селе, главной задачей которого было бы не оставить без внимания ни одного жителя. Каждый человек в чём‑то талантлив – и надо этот талант заметить и развивать. Кто‑то умеет петь, кто‑то танцевать, кто‑то играть в шахматы и читать наизусть – надо каждому дать возможность реализовать себя. Надо признать: чтобы в районах увидели политику отношения к культуре, приходилось поднимать все уровни власти.
— Журналист Юрий Анциферов писал, что идею музея традиционной русской культуры вы привезли из Канады. Припомните подробности?
— С белгородской делегацией мы прилетели на фестиваль в Канаду. Нас разместили в русских семьях, и первое, что показали хозяева, – маленький музейчик традиционной русской культуры. Небогатый, не так много экспонатов, но с какой радостью они о нём рассказывали. Подумалось: надо нам создать у себя подобный музей. По приезде домой пошёл к Николаю Викторовичу Незнамову, предложил отдать под музей здание на Мичурина, бывший клуб «Промстроя». Традиционный русский костюм собирали в Белгородском государственном центре народного творчества, его специалистов мы назначили ответственными за музей. Открытие первой экспозиции финансировало Министерство культуры. Сегодня, как мне кажется, это один из лучших музеев народной культуры в стране по богатству экспонатов.
— В вашей биографии есть характерная страница: в 1955 году вы стали свидетелем уничтожения храма в родном селе. И вашими же усилиями через 50 лет его восстановили…
— Да, в Подольхах был Покровский храм – каменный, солидный. Я учился в Домановской семилетней школе, где‑то в семи километрах от Подольхов. Как‑то весной вышел на улицу после первого урока, посмотрел на Подольхи: храм стоит, солнце его освещает. Вышел после второго, посмотрел на Подольхи, а их не видно, в туче пыли. Пыль рассеялась, а храма нет, взорвали. Во мне как будто что‑то оборвалось. Я с этим воспоминанием шёл всю жизнь.
Каждый год в Подольхах я организовывал концерты. Однажды ко мне подошли женщины и говорят: «Везде храмы восстанавливают, а нам обратиться за этим не к кому». Меня это тронуло. Пришла мысль: новый храм построить сложно, а старая церковно-приходская школа села уже стоит заброшенной. Восстановить это здание и разместить здесь храм. Посоветовался с губернатором, пригласил владыку Иоанна на Крещение в Подольхи – освятить воду там, где берёт начало Северский Донец. Владыка дал своё благословение, я рассказал об этом Евгению Степановичу. Он сказал: «Берись». За два года мы сделали храм.
Материнские заветы
— Андрей Владимирович, поговорим о жизни без галстука. Есть ли у вас хобби?
— Самое главное моё увлечение – это путешествия. Я много проехал по России и по миру. Кстати, организовывал поездки по стране для специалистов культурной сферы. Делал я это с одной целью – дать возможность им познакомиться с русской и мировой культурой. Я опять возвращаюсь к тому, что человек должен быть образованным. Мы проехали по Золотому кольцу, заехали в Спасское-Лутовиново, в Ясную Поляну, в Тарханы, проехали по ратным полям России, побывали в значимых для русской литературы местах… Черпали что‑то интересное и старались воплотить это у себя. В Орле я задумался: вот есть у них в городе литературный музей, а у нас его нет. Как после этого претендовать на звание культурного центра? Так созрела мысль о литературном музее в доме купца Селиванова.
Другое моё увлечение – всё, что связано с землёй. Здесь мне любая работа нравится. Правда, земли своей нет – помогаю сыну. Посадить, вырастить, убрать – это мне приносит радость. Привить могу на одном дереве несколько разных культур. Охотой не занимаюсь, убивать животных мне жалко. Рыбалка – дело хорошее, но времени не хватает.
— По каким правилам живёт ваша семья?
— Что есть в моём понимании жизни, я стараюсь передать сыну, невестке, внуку и внучке. Нам по линии мамы передалась поговорка: «Так или не так – всё будет так». Это о том, что не торопитесь отвечать на грубость таким же грубым словом, помолчите. Да и торопить события не нужно: первым ссору не начинай и вторым тоже. Как это мудро!
— Вы для своей семьи учитель, наставник. А у вас был жизненный урок, который вы никогда не забудете?
— Для меня всегда были важны слова мамы. Она никогда никого из нас не ругала – просто разговаривала. Никого пальцем не тронула. Нас семеро братьев и сестёр выросло, и маме никто не сказал грубого слова. А так… Сама жизнь была моим наставником. Я рано стал понимать и видеть в людях хорошее, да и недостатки. Учителя мои, конечно, тоже мне многое дали. Я не случайно их всех помню поимённо.
— А как вы относитесь к наградам?
— Я работал и работаю не за награды. Для меня всегда важно сделать полезное дело, чтобы был у него результат. Наградили – спасибо за это. Но самое главное – приносить пользу людям, делать добро, с уважением и любовью к ближним относиться.
А что касается работы сегодняшней, хочется всех обратить в веру сохранения объектов культурного наследия области. Некоторые объекты нам удалось сохранить, например, на въезде в Губкин музей истории КМА: здание было полуразрушенным, его хотели снести. Мы это дело остановили и здание сохранили, а администрация Губкинского городского округа музей открыла. Но в сфере охраны культурного наследия области предстоит большая работа.
— Гордитесь ли вы чем‑то сделанным в своей жизни?
— Можно ли сказать, что горжусь, не знаю… Я люблю помогать людям. Когда я работал в управлении культуры, всем старался помочь, а если не мог, то объяснял, почему не могу. Человек от меня уходил без раздражения и обиды. Мне однажды даже руководство сказало: «Сколько лет проработал – и ни одной жалобы!» Люди мне верили всегда. Был такой случай: шёл я на остановку, и меня остановил голос: «Андрей Владимирович, подождите!» Обернулся – Коля Доронин, ученик мой. «Андрей Владимирович, вас показывают по телевизору, мы смотрим с гордостью. Мы вас любили, и мы вам верили». Такие слова для меня так много значат. Поэтому любить людей, помогать им – моё правило. И мне это нравится.
И это всё о нём…
Подробнее о биографии почётного гражданина Белгородской области Андрея Кулабухова, родившегося в Прохоровском районе, расскажут экспонаты посвящённой ему выставки – фотографии, документы, публикации районных и областных газет, воспоминания коллег. Экспозицию в честь юбиляра открыли в музее истории развития образования села Радьковка Прохоровского района. Как подчёркивают в самом музее, Андрей Владимирович – близкий друг музея, поддержавший его создание.
Экспозиция состоит из трёх частей, рассказывающих о разных периодах жизни Кулабухова.
Выставка работает до начала сентября. Адрес музея истории развития образования: Прохоровский р-н, с. Радьковка, ул. Школьная, 18.
Связаться с музейными сотрудниками можно по тел. 8 (47242) 4–93–24.