Разумный подход. Идеи лебединских энергетиков помогают экономить миллионы рублей
Лидером конкурса на лучшее рацпредложение по энергоэффективности по итогам 2022 года стал проект Романа Вологжанина, Сергея Сорокина и Сергея Шевцова
-
Статья
-
Статья
По предварительным подсчётам, их идея поможет комбинату сократить потребление электроэнергии на 1,7 млн киловатт-часов в год и принесёт экономический эффект около 4,4 млн рублей.
Потери можно исключить
В управлении железнодорожного транспорта 98 % электроэнергии потребляют тяговые агрегаты, перемещающие многотонные грузы по карьерным серпантинам.
Насколько эффективен расход энергии? Специалисты управления главного энергетика совместно с коллегами из УЖДТ решили найти потери (а затем и способы их снижения). Чтобы контролировать электрические параметры при движении электровоза, а затем проанализировать данные, адаптировали под тяговый агрегат бортовой контроллер электрического присоединения.
Умная коробочка
Устройство представляет собой короб 30х30 см. Внутри – микропроцессорная техника, которая принимает сигнал и передаёт на удалённый сервер: принцип действия такой же, как у спутниковой антенны.
Специалисты ЭЦ совместно с коллегами из УЖДТ установили датчик в кабине машиниста и подключили его к цепям питания. Прибор адаптировали к работе с используемой на комбинате системой, которая показывает местонахождение электровозов и их скорость. Посмотреть состояние электровоза можно как в онлайн-режиме, так и выгрузив информацию о работе тягового агрегата за заданный промежуток времени.
«Контроллер считывает напряжение, мощность, расход электроэнергии… – перечисляет ведущий специалист по электрической части фабрично-металлургического комплекса управления главного энергетика Сергей Сорокин. – Интеграция с системой Wialon позволяет увидеть, на каком участке – подъёме или уклоне, с какой скоростью двигался состав и какие при этом были параметры».
Тройная польза
Практические испытания стартовали пять месяцев назад. Контроллер электрического присоединения установили на два тяговых агрегата. За это время определили участки максимального потребления энергии, а также изменение напряжения в контактной сети при высоких нагрузках. Следующая задача – оптимизировать маршруты транспортировки горной массы, чтобы снизить расход энергоресурса.
«Применение контроллеров даёт не только экономию электроэнергии, – убеждён ведущий специалист производственного отдела УЖДТ Роман Вологжанин. – Благодаря анализу информации, поступающей от контроллеров, видим неисправности тяговых агрегатов, значит, можем сократить износ оборудования и увеличить безопасность движения».
Испытания продолжаются
Примеры есть. На одном из электровозов отслеживали токовую характеристику. Определили скачки напряжения и решили осмотреть тяговый агрегат: проверили тормозную рычажную передачу, нашли несоответствия, отрегулировали. Уже на следующей ходке сэкономили около 100 киловатт. К тому же сократили скорость износа тормозных колодок.
Тестирование контроллеров далеко от завершения. Энергетики совместно с железнодорожниками проводят опытно-промышленные испытания, чтобы понять, какие ещё функции «умных коробочек» помогут улучшить эффективность электрических машин и повысить надёжность работы тяговых агрегатов.
«Приборы помогают выстраивать логистику движения, вовремя определять неисправности подвижного состава и путей, выявлять потери в контактной сети и расставлять приоритеты при выполнении ремонтов», – перечисляет плюсы Роман Вологжанин.
Отметим, что четыре из девяти идей сотрудников Лебединского ГОКа стали финалистами корпоративного конкурса рационализаторских предложений в области энергосбережения и энергоэффективности 2022 года. В декабре, накануне Дня энергетика, их авторы стали обладателями нагрудных знаков «Рационализатор энергетики».
Наталья Хаустова