Его видел император. 151 год назад на ж/д вокзал Белгорода прибыл первый поезд
«БелПресса» рассказывает о том, как менялась главная железнодорожная станция Белгородской области
-
Статья
-
Статья
Железнодорожную станцию Белгород открыли 6 июля 1869 года. Здание вокзала дважды перестраивали и дважды реконструировали.
Сейчас через Белгород проходит Юго-Восточная железная дорога РЖД, которая связывает центральные регионы России с городами юго-восточного направления и Украиной.
Пробный поезд
1 марта 1868 года акционерному обществу купца Самуила Полякова поручили строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Новые пути протяжённостью более 800 км начали прокладывать от Курска через Белгород, Харьков, Славянск, Таганрог к Ростову.
На строительстве трудились рабочие, крестьяне и заключённые. За выемку 1 кубометра земли с глубины до 2 м рабочим платили 10 копеек.
Согласно записям белгородского краеведа Александра Крупенкова, железнодорожную станцию Белгород сдали в эксплуатацию в 1869-м.
«13 апреля по ней из Курска в Белгород прибыл первый пробный поезд. Из Белгорода в Харьков первый поезд выехал 22 мая. Регулярное движение через Белгород от Курска до Харькова началось 6 июля», – писал Крупенков в своей книге «Пройдёмся по старому Белгороду».
Это не был вокзал в привычном понимании: поезда прибывали на перрон, где стоял небольшой жилой дом, который и выполнял вокзальные функции.
Первое здание вокзала возвели в 1870 году по типовому проекту станций 2-го класса Юго-восточных железных дорог. На территории станции располагалось также депо на шесть паровозов, водокачка, товарные и пассажирские платформы.
Перед зданием вокзала была небольшая площадь.
«Посредине площади в старину находился запылённый скверик с кустами жёлтой акации, – писал краевед Крупенков. – Перед сквером располагалась стоянка извозчиков. С раннего утра до позднего вечера на ней скучали легковые извозчики, так называемые «ваньки», в ожидании редких пассажиров, прибывавших в Белгород по железной дороге, чтобы доставить их в любой конец города или пригородные слободы».
В 1896 году открыли железнодорожную ветку Белгород – Волчанск, станция стала узловой. Это привело к развитию торговли, промышленности и росту городского населения.
Первая реконструкция
Через восемь лет, в 1904-м, в Белгород на смотр 31-й артиллерийской бригады приехал император Николай II. Его торжественно встречали на железнодорожной станции: здание украсили лентами и цветами.
Белгородский вокзал принимал и других известных людей: писателя Антона Чехова, генерала Антона Деникина, советских государственных деятелей Якова Свердлова, Михаила Калинина.
В 1908–1911 годах из‑за роста пассажиропотока провели первую крупную реконструкцию вокзала: продлили одноэтажные крылья к северному и южному фасадам с трёх до шести пролётов. Внутри были залы для пассажиров и вокзальная инфраструктура: буфет, книжный киоск, почтово-телеграфное отделение, дамская уборная и приёмная дежурного врача.
Новый вокзал обслуживал пассажиров четырёх направлений: харьковского, курского, волчанского (купянского) и сумского.
Над входом со стороны привокзальной площади выступал большой балкон. Он опирался на четыре фигурных столба и выполнял функцию козырька над основной входной группой.
На втором этаже с обратной стороны также был большой балкон, поддерживаемый каменными кронштейнами. Ограждение выполнили из чугунных ажурных раппортов. Фасады прорезали лучковые окна с рамочным обрамлением. Углы и простенки выделялись рустованными пилястрами (плоскими вертикальными выступами – прим. авт.). Крыша по периметру была ограждена узкими кирпичными столбиками. Северный и южный фасады здания задекорировали треугольными щипцами.
Белгородский железнодорожный вокзал оказался одним из немногих зданий, которые уцелели во время гражданской войны.
Второй и третий вокзалы
В 1943 году во время боёв за Белгород вокзал разрушили до основания. Под руководством Героя Социалистического Труда Михаила Бондаренко руины разобрали, инфраструктуру станции восстановили, и к 1949-му на старом фундаменте возвели здание по проекту харьковского архитектора Михаила Луцкого (автора и соавтора проектов жилых домов, объектов социально-культурного назначения в Харькове и других городах Украины и России – прим. авт.).
Весной 1980-го здание вокзала снесли.
В 1982 году магистраль электрифицировали, а в ноябре открыли новый вокзал, построенный по проекту сотрудников Харьковского института «Укржилдорпроект», архитекторов М. М. Одинцовой и В. И. Кузубова.
«Ещё весной восьмидесятого года белгородцы были свидетелями того, как мощные тягачи с трудом валили массивные стены старого вокзала, затем с удивлением отмечали, как быстро растут стены нового», – писал в репортаже «Белгородской правды» Виталий Брысин.
Строители СУ-109 треста «Южтрансстрой» не за три года, как намечалось по плану, а значительно раньше возвели новые, современные железнодорожные ворота города.
«Пришлось отказаться от забивки свай под основание здания, предусмотренных проектом, – рассказывал в день открытия нового вокзала начальник строительного управления Э. П. Кунцевич. – Первые же из них, как нож в масло, ушли в некогда заболоченный грунт. Поэтому девятиэтажный административный корпус ставился – как и Останкинская телебашня – на монолитную бетонную подушку».
По просьбе градостроительного совета внесли изменения и в облик здания – встроенные пилоны придали вокзалу современный вид.
Новое здание отличалось большими окнами-витражами, широкими лестницами, алюминиевыми потолками и мозаичными полами, а также мраморной облицовкой стен и колонн. Облицовкой занимались рабочие единственного на тот момент в стране специализированного управления «Союзметроспецстрой».
На первом этаже двухэтажной части здания расположили справочное бюро, кабинет дежурного помощника начальника вокзала, кассовую блок-секцию с расписанием движения поездов дальнего следования, а также ресторан на 100 посадочных мест. В подвале разместили подсобные помещения и камеры хранения. Со второго этажа, где сделали зал ожидания, можно было попасть на вторую и третью платформы через пешеходный мост.
Из беломраморного зала ожидания по розовому переходу люди переходили в правое четырёхэтажное крыло, где работали разные службы вокзала. Также в этой части оборудовали дикторскую. В левом крыле работали медики и комната матери и ребёнка.
В девятиэтажной части здании вокзала открыли небольшую гостиницу. В номерах могли разместиться до 50 транзитных пассажиров.
«Пропускная способность нового вокзала в шесть раз больше старого. Ежедневно здесь будут обслуживать 1,5 тыс. пассажиров», – писал Виталий Брысин.
Вокзал сегодня
В 2008 году началась масштабная четырёхлетняя реконструкция вокзала (25 октября 2011-го его торжественно открыли), в которую РЖД инвестировали около 200 млн рублей.
Отделку здания делали по системе вентилируемого фасада, установили систему кондиционирования, отопления и электроснабжения, пожарную сигнализацию и систему видеонаблюдения. Смонтировали наружное освещение, перрон выложили тротуарной плиткой, благоустроили прилегающую территорию.
На 1-м этаже главного корпуса разместили пригородные, междугородние и международные кассы, справочное бюро, транзитный зал ожидания, буфет, магазины, отдел транспортной полиции. На 2-м этаже – авиакассы и зал ожидания повышенной комфортности. На 1-м этаже второго корпуса работают пригородные кассы, медпункт и комнаты отдыха пограничников.
За последние пять лет пассажиропоток ощутимо снизился из‑за конфликта с Украиной. Если до 2014 года поезда регулярно курсировали через Белгород в Симферополь и на Кавказ, то после присоединения Крыма к России эти поезда отменили. Теперь на море белгородцам нужно ехать через Воронеж. Спад в железнодорожных перевозках, в том числе грузовых, привёл к тому, что Белгород стал фактически тупиковой станцией.
По данным сайта «ЖД Медиа», за 2019 год железнодорожный вокзал Белгорода обслужил 2 млн 202 тыс. 276 человек (пригородного сообщения и дальнего следования – прим. авт.), что на 34 тыс. меньше, чем в 2018-м.
В 2020-м свою лепту в сокращение пассажиропотока внесла пандемия.
И всё же «БелПресса» уверена, что пандемия рано или поздно закончится, отношения с Украиной наладятся и на вокзале будет прежняя суматоха: беспрерывно прибывающие-отбывающие поезда, снующие туда-сюда торговцы пирожками с картошкой и отпускники, спешащие к вагону поезда, который везёт на юг.
Марина Кудлаева