Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает
«Белгородская правда» поговорила об этом с Максимом Рыльским и Жасминой Бутиковой
![Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4d/1a/4d1a4c9d-dd1b-4414-b3a3-0f01be1e2152/img_4947f2_cr.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-512%2C351_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Есть художники и фотографы, которых привлекает промышленная эстетика: заводы, башенные краны, бескрайние цеха. Немало тех, кто собирает снимки ж/д техники – современных и старых, ныне редко встречающихся локомотивов, составов, дрезин. Сегодня речь о белгородских споттерах – людях, которые увлечены романтикой авиации.
Споттинг (англ. spot – «увидеть», «опознать») – это наблюдение за грузовиками, поездами, кораблями, а в нашем случае – самолётами. 30-летний белгородец Максим Рыльский – инженер-связист, основатель сообщества белгородских споттеров. В этом году оно отметило десятилетний юбилей.
Часто споттеры собираются на автобусной остановке у АСК «Вираж» неподалёку от аэропорта Белгорода. Оттуда, из‑за забора, прекрасно видно всё лётное поле.
«Подзаборинг» на остановке
«В детстве я увлекался авиацией, – рассказывает Максим. – Много читал про самолёты. Фотографировать начал в 2006 году, когда мне подарили простейшую цифровую «мыльницу» «Олимпус». Первое фото выглядело так: зима, старый терминал нашего аэропорта и самолёт Як-40».
![Максим Рыльский / Фото: Павел Колядин Максим Рыльский](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c3/81/c381e8df-78ce-428b-b5c4-7133308c1d80/img_7466_2-maksim.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/95/2f/952ff148-4fe9-4751-9c0c-afeb9ba83e84/img_7157_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/03/7b/037b7abb-3911-4af6-a729-a4895e2ebc52/pk_180426_112406_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Про официальные споттинг-сессии на лётном поле аэропорта, когда фотографов собирают и привозят автобусом на удобную для съёмки площадку, тогда ещё никто не слышал. Фотографировали из‑за забора. На языке споттеров это называется «подзаборингом». Снимали аэропорт с разных точек – и от Монастырского леса, и даже с кладбища на Ячнево.
«Тогда ещё не было объездной дороги у АСК «Вираж». Мы ездили туда по грунтовкам на велосипедах, ходили пешком, – вспоминает Максим. – Я встречал там ребят, которые уже давно фотографировали самолёты. Но снимали для себя, нигде не публикуя. У многих из них сейчас свои дела, семьи. Кто‑то уже отошёл от увлечения. А вот Даня Никитовский, например, окончил Ульяновское лётное училище и сейчас работает пилотом в авиакомпании «Сибирь».
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/09/29/09294856-8891-4a37-b2c9-ebbb6befa32b/img_4940_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d1/06/d106fbfb-85c7-475f-b0b7-fd7c02d14e53/pk_160201_103702_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/09/e6/09e63dd0-717a-4711-8037-e7335be1100a/pk_180426_111505_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Не просто фото
«В 2010 году я зарегистрировался во «ВКонтакте», создал тематическую группу, которая сейчас называется Belgorod Spotters Team, и начал выкладывать всё, что за четыре года накопилось, – продолжает вспоминать Максим. – Первыми подписчиками были мои друзья. Сейчас в сообществе состоят почти 2 300 человек. Человек 20 из них – активные фотографы, остальные просто читают, смотрят фото».
Споттинг, по мнению Максима, – это не только про самолёты, но и про аэропорты, инфраструктуру. В том числе и интерьеры самолётов: салон, кабины пилотов.
Часто споттеры ведут учёт: какой тип воздушного судна, с каким бортовым номером, где и когда побывал.
— Есть и у нас ребята, которые этим занимаются, например Дмитрий Шалимов и Дмитрий Цуркин (сейчас он в Домодедово работает). Они загружают свои фотографии на сайт russianplanes.net.
— Зачем вести эти реестры?
— Если честно, я сам не знаю. Но иногда бывает полезно. Например, когда 5 мая 2019 года в Шереметьево разбился «Сухой Суперджет 100» компании «Аэрофлот», ребята отследили его по бортовому номеру RA-89 098 и выяснили, что незадолго до крушения он был в нашем городе. То есть при ином стечении обстоятельств в тот злополучный день он мог лететь из Белгорода с нашими земляками на борту.
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b3/11/b3116f88-9cc2-43ff-8b74-70b44c0f6cc0/pk_160201_102701_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c7/5b/c75bb633-cdae-402a-a620-122f6f4ebcb3/pk_181230_131201_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8d/c8/8dc81c8a-863e-4a44-a7c0-601090e4b892/pk_160629_195102_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Кто, что, зачем
— Как вы выбираете объекты для съёмки? Или фотографируете всё подряд?
— Лично мне интересны тяжёлые, большие самолёты. Маленькие Як-12 и прочие «фальконы» и «сессны» интересовали лишь поначалу. А сейчас хочется, чтобы объём был, звук, грохот, чтобы земля под ним дрожала. На лётном поле я снимаю всё подряд. Кроме сотрудников службы авиационной безопасности, разумеется, – с улыбкой рассказывает Максим.
— Кстати, как они к вам относятся?
— Пришлось с ними познакомиться. Когда в камеры видеонаблюдения вокруг аэропорта попадают люди с фотокамерами, это не может не привлечь их внимания. Вплоть до нервозных ситуаций иногда. А сейчас мы уже знакомы. К примеру, начальник службы безопасности аэропорта звонит мне иногда и спрашивает: «Кто это, ты этого человека знаешь?» Отвечаю, что наш. «Тогда всё нормально».
Аэропорт всерьёз заинтересовался споттерами в начале 2010-х. Тогда в Белгороде удлиняли взлётно-посадочную полосу, а потом строили новое великолепное здание терминала.
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c4/b8/c4b82407-9b76-4c48-841d-bc317787b13d/pk_190828_143507_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5d/da/5ddae997-85d2-466d-96fd-84c377999858/pk_190828_143306_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/20/a5/20a5f6b5-950c-4541-b39e-5dd985724bd0/pk_190828_145309_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
— Я всё это снимал, выкладывал в группу, – продолжает Максим Рыльский. – В 2014 году подошли ко мне пограничники и начали выпытывать: кто, что, зачем. Тогда шли учения армии и Военно-Космических сил России, прилетали тяжёлые Илы, военные вертолёты, липецкие «Соколы России».
А тут люди с фотоаппаратами, и всё это выкладывают в Интернет. В тот момент я снимал прилетевший из Турции боинг. Они попросили показать фото, и на одном снимке у меня нашли пограничника, где в кадре были видны даже погоны. Пришлось удалить. Так и познакомились.
— Сейчас наладили сотрудничество?
— Позже, в 2015 году, со мной связался коммерческий директор аэропорта Роман Морозов и предложил официальное сотрудничество: мол, мы вам все условия для съёмки, а вы нам – фотографии. Администрация аэропорта и сейчас относится к нам положительно. Недавно даже просили помочь разыскать и опознать некий летательный объект, попавший в видеокамеры в зоне взлёта и посадки самолётов. Мы же знаем авиамоделистов, парапланеристов, все варимся в одном котле.
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/49/c4/49c4d6c8-5a47-4dcc-8b0c-c06533118a8c/img_0590_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b7/ab/b7abea42-ab65-4f05-bb09-769870405e05/pk_180426_110003_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a4/46/a446c2fe-6755-41ad-a317-10895f6ae941/pk_190828_141004_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Когда нельзя, но приходится
— Бывают случаи, когда о съёмке нельзя договориться в принципе?
— Бывают. Например, когда прилетает президентский борт номер 1. Как говорится, нельзя снимать, но приходится. У нас есть снимки этого самолёта, а откуда они сделаны – не спрашивайте: хочется сохранить эту локацию в тайне. Конечно, снимки не ахти, но для архива годятся.
— Как обнаруживаете такие самолёты? Знаю, что вы слушаете лётчиков в эфире. Законно ли это?
— Прослушивать закон не запрещает. Нельзя самому выходить на связь на этих частотах. Официальные споттинг-сессии хороши тем, что ничего прослушивать не нужно, нам всё сообщают и отвозят на точку съёмки.
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/81/84/81840bca-bcf9-457c-9a88-51a6dca13ca4/pk_180426_104602_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1d/14/1d143d2d-9c3a-4ba6-b7e4-fbb9a7d93f8c/pk_190828_125503_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
— Что даёт прослушка?
— Бывает, что к нам прилетают редкие самолёты: военные Ил-18, Ан-26, Ил-76. На радаре они не отображаются, но хочется их увидеть, сфотографировать. У нас есть человек, который с утра и до ночи слушает радиопереговоры, записывает эфир. И если что‑то интересное летит – звонит мне и сообщает. Мол, идёт Ил-18, бортовой номер такой‑то. Я пишу в общий чат: ребята, кто свободен, приезжайте, сфоткайте хоть на что‑нибудь.
— Что нужно знать, чтобы заниматься споттингом?
— Все мы что‑то читаем про авиацию, изучаем. Я могу различить тип воздушного судна, по инверсионному следу распознать модель самолёта, даже летящего в небе на высоте 11 тыс. метров.
— Ваше увлечение может приносить прибыль?
— В принципе, да. Авиакомпания «Руслайн» платила за мои фотографии, присылала подарки. Есть сувениры и от нашего аэропорта. Но мы снимаем не для этого. Не ради денег – для себя, для людей, для подписчиков группы.
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1e/9c/1e9c676a-5343-4249-9ee9-4e486c8c9916/img_9576_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0e/e9/0ee934fb-3708-423c-a82b-fe6102f4407c/pk_190828_141605_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Интерес не отпускает
Инженер-строитель Жасмина Бутикова присоединилась к белгородским споттерам в 2013 году.
«В детстве я плохо переносила перелёты, – вспоминает Жасмина. – Позже, уже с мужем, я полетела в Турцию. В той поездке стала фотографировать самолёты. Сейчас понимаю, что любовь к самолётам пришла ко мне потому, что они стали частью положительных эмоций, полученных в то время: наша свадьба, первый отдых, первая поездка за границу».
Дома Жасмина стала искать соратников по увлечению. По запросу «клуб любителей самолётов в Белгороде» поисковик выдал сообщество споттеров во «ВКонтакте». Очень быстро вместе с новыми друзьями девушка попала на «подзаборинг» на той самой остановке возле АСК «Вираж».
«В тот раз я снимала не фото, а видео. Вообще, на споттинг-сессиях каждый раз теряюсь: то ли глазами любоваться самолётами, то ли через объектив, – признаётся Жасмина. – Но главное – я убедилась окончательно, что в самолёты влюблена бесповоротно. Жаль, что споттинг-сессии у нас нечасты: редко удаётся выехать и поснимать. Но ведь поэтому интерес к споттингу и не отпускает».
![Жасмина Бутикова / Фото: Павел Колядин Жасмина Бутикова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9c/52/9c52cc84-7bd8-4e85-8441-e054b4698073/img_3662_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/53/33/53332730-6f22-4912-8b18-53530eb8b7fa/pk_181230_134506_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Размер имеет значение
Из Интернета Жасмина узнала, что споттеры коллекционируют бортовые номера. К этому девушка осталась равнодушна.
«Для меня споттинг – это в первую очередь охота за самолётами, – констатирует она. – Помню первую официальную споттинг-сессию в нашем аэропорту. У меня буквально рот открылся: не представляла, что так можно: попасть на перрон аэропорта, рассматривать самолёты со всех сторон, рукой до них дотрагиваться. В этом вторая причина того, почему я стала споттером: эта возможность – настоящий праздник, просто шквал эмоций».
По словам Жасмины, каждая встреча единомышленников тоже сродни празднику: веселье, шутки, радость от общения с интересными людьми. Не раз она ловила себя на том, что по пути домой из аэропорта с лица не сходит улыбка.
И это радость не на один день. Ведь дома – разбор фотографий, обмен ими с друзьями, продолжение общения.
«Разницы между Boeing и Airbus я для себя не делаю, – признаётся девушка. – Мне вообще большие самолёты нравятся. Гражданские – такие, как «Аэробус А-380». Из боингов – 747-й. Сестра моя в Таиланд летала на таком. Я её прошу: мол, ты хоть пофотографируй мне его. Но у неё нет такого интереса».
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/71/bd/71bde0b8-9a67-449e-a6a5-4206055cd4d8/img_3717_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ba/44/ba44f08a-98de-4233-b79e-145adf471569/pk_181230_132203_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/45/a5/45a559e4-4585-420c-97c5-18619110d4d8/untitled2_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bb/7a/bb7a9764-7684-4921-b603-af67474491ed/img_8253_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Они – живые
Споттинг познакомил Жасмину с пилотами, многие из которых снимают и выкладывают фото, видео своих взлётов и посадок в разных аэропортах мира. Появилась мечта: позагорать с камерой на знаменитом пляже Махо на острове Сен-Мартен, где садящиеся и взлетающие самолёты пролетают в 10–20 метрах над отдыхающими.
«Научилась снимать с двух рук: одной делать фото, другой снимать видео, – рассказывает Жасмина. – Обычно выкладываешь фото в «Инстаграм», все интересуются: ой, а как это вас пустили на перрон? И удивляются: почему девушке интересны самолёты, вроде должны быть другие увлечения. Но я вообще технику люблю – машины, самолёты. Отношусь к ним не как к куску железа, а как к чему‑то живому – гордым и красивым птицам, например. А продавать снимки я даже не думаю. Если зачем‑то попросят – просто подарю. Разве можно продать часть своей души?»
Елена Безбородова, генеральный директор Международного аэропорта Белгород:
![Фото: belgorodavia.ru Охотники за самолётами. Кто такие споттеры и для чего они фотографируют всё, что летает - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/53/37/5337ae30-ec7c-4fc1-86a1-63b3b1cbf8ff/bezborodova_foto_s_saita_aeroporta_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«С белгородскими споттерами мы сохраняем дружеские отношения. По мере необходимости аэропорт приглашает их на споттинг-сессии. Аэропорт рассматривает споттинг с положительной стороны, так как может использовать лучшие снимки споттеров в собственных целях: для новостных публикаций, в социальных сетях и на других интернет-платформах».
Олег Гончаренко