На этом короткий мастер-класс, по сути, закончился, дети на лету усвоили урок, и дальше Никитин едва успевал доставать из коробки заготовки и рассовывать их в тянущиеся к нему руки мальчишек и девчонок.
Как покорить небо
Ничего сложного в сборке никитинского самолётика, действительно, нет. Три детали: фюзеляж с хвостом и прорезью для крыльев и хвостового оперения и, собственно, сами крылья и хвостовое оперение. Главное – не торопиться, аккуратно вмонтировать на свои места все имеющиеся детали, и самолёт готов. Но без маленького секретика он у вас не полетит. Нужна ещё одна важнейшая деталь – противовес. Для него в носовой части летательного аппарата проделано специальное круглое отверстие, куда вставляется кусочек самого обычного пластилина. Всё, конструкция готова к первому полёту.
На праздник «Покоряя губкинское небо!» руководитель кружка принёс 60 заготовок, и все они в считанные минуты разлетелись. Самые креативные ребята свои модели ещё и разукрасили фломастерами.
Другим местом притяжения стала выставка, на которой разместились лучшие поделки кружков ракето- и авиамоделирования. Мощнее всех смотрелся американский двухфюзеляжник «Локхид П-38 «Лайтнинг». Наиболее яркую окраску имел кордовый самолёт. Ему в этот ветреный день не удалось показать свой класс.
Соломенный самолёт
Артём Булгаков, ученик десятого класса 16-й школы, на станции занимается три года. Решил, как он сказал, разнообразить свой досуг.
«Начал с небольших самолётов, потом собрал объёмные модели. Две из них участвовали в выставках – самолёты Ла-5 и Су-31. Последний делал полгода. Чертежи берём из журналов «Юный моделист-конструктор». Материалы преимущественно самые простые, в основном пенопласт, скотч», – рассказал Артём.
Парень увлекается ещё велоспортом и поделками из древесины:
«Участвовал в городских олимпиадах, из дерева могу выточить всё что угодно, например шахматные фигуры».
Юрий Дюкарев работает на станции юных техников 40 лет, руководит авиамодельным кружком. Сейчас модная фишка, рассказал он, комнатные резиномоторные самолёты:
«Они весят до девяти граммов! Делаем их из соломы и микроплёнки, размах крыльев до 50 сантиметров. Простые модели мастерим в течение одного занятия, более сложные – неделю, две. А на серьёзные соревнования – модели готовят до года. Состязания проходят в закрытых помещениях, обычно в спортзалах. Главное – продолжительность полёта. Наши лучшие самолёты летают минут пять. А на мировых первенствах – и по 30–40 минут».
На площадь соломенные самолёты Дюкарев не принёс.
«При таком ветре они и секунды бы не выдержали», – объяснил он.
Учился на «Ральфе»
Необычной причёской – дредами – выделялся Иван Сикачёв. Его с полным основанием можно назвать «ветераном» станции юных техников, куда он пришёл в семь лет и занимается уже восьмой год. Прошёл через все кружки – авиа-, судо-, ракетомоделирование.
«Мой первый самолёт, – рассказал он, – радиоуправляемый «Ральф», я на нём научился летать. Сложнее управлять радиоуправляемым, чем кордовым, он в свободном полёте, тут нужно следить за погодой, ветром… Бывало, разбивали самолёты, поэтому стараемся приземляться на траву, как на подушку».
Иван занимается музыкой, играет на электрогитаре. Музыка, говорит, это для себя, для души, а моделирование – это серьёзно. Планы у него большие:
«Я понял принцип работы всех моделей, каждую могу сделать сам. Думаю, до 18 лет заниматься и потом пойти работать руководителем кружка, параллельно буду учиться дальше».
Собрать шорт-корс
Планы у Ивана смелые и вполне, скажем так, осуществимые. Примеры, когда воспитанник станции становился руководителем кружка, уже имеются. Андрей Абрамов на станцию стал ходить с пятого класса, как и Сикачёв, прошёл через все кружки и с 18 лет работает на станции совместителем, а основное место работы – Лебединский ГОК, электромонтёр.
«На ЛГОКе работаю, а здесь отдыхаю», – улыбнулся Андрей, он руководит автомодельным кружком.
На празднике вокруг своего импровизированного автодрома он собрал самую, наверное, большую толпу зрителей. Радиоуправляемая машинка выписывала крутые виражи, летала с трамплина, на прямых участках развивала бешеную скорость.
«Это обычная модель шорт-корс с задним приводом, развивает скорость до 80 км, – пояснил Андрей. – Автомобили – моя страсть. В автомодельных соревнованиях можно участвовать до 18 лет, а азарт остался, вот теперь учу детей. У нас основная задача – зажигать искру таланта у ребят. Эта модель покупная, но у нас появились современные обрабатывающие станки – лазерного раскроя, ЗD-принтер, и мы теперь сами можем запчасти к этим машинам делать и, в принципе, машину целиком собрать».
Ведущие праздника провели занимательные конкурсы, дети ответили на вопросы тематической викторины, самые знающие получили призы. И наверняка после Всемирного дня авиации и космонавтики на станцию юных техников придут новые ребята, попробовать свои силы в моделировании и подняться в небо.