Мне только посмотреть, или Как я стал споттером
Корреспондент журнала «ОнОнас» провёл два часа на взлётной полосе аэропорта Белгород
-
Статья
-
Статья
Красно-белый «Суперджет 100» заходит на посадку в белгородском аэропорту. Внизу его поджидает полтора десятка людей с фотоаппаратами. Это – споттеры.
Как начинается споттинг
Раньше о таком явлении, как споттинг, я даже не слышал. Оказалось, есть целое сообщество людей, любящих наблюдать за самолётами. Белгородских споттеров объединяет группа во «ВКонтакте» – в ней состоит больше 2 тыс. человек. Там фотографы делятся красивыми снимками, обсуждают самолёты и договариваются о встречах: официальных и неофициальных.
Неофициальные встречи в шутку называются подзаборингами, потому что они, собственно, происходят под забором аэропорта: оттуда фотографы наблюдают за взлётом и посадкой самолётов. Но бывают и официальные, которые проходят с разрешения аэропорта. На одну из таких споттинг-сессий попал и я. Отправил паспортные данные, раздобыл светоотражающий жилет – обязательный атрибут участия, и вот я уже начинающий споттер.
Встреча была назначена у КПП № 1 аэропорта. Подойдя к месту заранее, я увидел молодого мужчину, а по жилету на переднем сиденье его автомобиля понял, что он тоже пришёл на споттинг. Пока мы ждали остальных участников, он рассказал, что его зовут Александр, он фотограф, а съёмкой самолётов увлекается с 2015 года.
Постепенно все участники начали собираться, а вскоре приехал и координатор команды – Максим Рыльский, инженер-связист, основатель сообщества белгородских споттеров.
«Он уже летит, можем заходить», – сказал Максим.
«Помню, в позапрошлом году уже фоткали Red Wings, – сказал бородатый мужчина в кепке «Сочи» и полез в телефон за фотографиями. – Нашёл, 28 августа!» – сказал он, показывая это фото другим споттерам.
Было видно, что почти все они знакомы между собой.
В предвкушении хорошего кадра
Все надели светоотражающие жилеты, и наша группа стала похожа на футбольную команду. Мы зашли в КПП и по очереди стали подходить к окошку, чтобы показать паспорт и отметиться, кто пришёл.
— Люди тут постоянно меняются, – сказал Максим, глядя на пожилого работника аэропорта, который явно был не рад нашему приходу. – Нас повезут к арке.
— Вау, арка, – отозвались споттеры.
— А что это? – спросил я у девушки Арины, с которой мы успели познакомиться в очереди.
— Когда пожарные машины с двух сторон заливают самолёт, получается арка, – восторженно объяснила Арина.
Мы ждали 10 минут, а автобус всё не приезжал.
— Как часто вы так собираетесь? – спрашиваю у Арины.
— Два-три раза в полгода, в основном когда открывают новое направление.
— Дуля нам, а не арка, – раздались недовольные голоса среди споттеров, которые уже, казалось, потеряли надежду нато, что мы приедем на взлётную полосу вовремя.
— В первый раз такое, – развела руками Арина.
Прошло ещё пять минут, и, к облегчению ожидавших, автобус, наконец, приехал. Уже через несколько минут мы выстроились вдоль полосы, вглядываясь в небо в ожидании самолёта.
Только камера и самолёт
И вот среди споттеров раздался восхищённый вздох, послышался гул двигателя, заглушаемый бесконечными щелчками камер. Пожарные запустили навстречу друг другу две струи воды, и из этой арки эффектно появился массивный красно-белый «Суперджет» компании Red Wings. В этот момент возникло ощущение, что каждый из команды споттеров стал дышать через раз, чтобы не спугнуть хороший кадр. Самолёт проехал мимо, и нас обдало горячим воздухом.
«Мы керосиновые дети», – пошутил кто‑то из команды.
Мы подошли к самолёту на расстояние около 50 метров. Это было то самое расстояние, когда появляется ощущение, что ты можешь самолёт потрогать, но он всё равно ещё очень далеко. Red Wings оказался пустым и прилетел, чтобы забрать пассажиров и отправиться в Москву.
Я оторвал взгляд от самолёта и огляделся. Споттеры были в разных позах: кто‑то застыл на колене, кто‑то нагнулся над штативом, а кто‑то просто на телефон фотографировал махину, стоящую в нескольких метрах от нас. В этот момент они были счастливы. Вдруг самолёт сдвинулся с места и покатил на взлётную полосу. Споттеры следили за его взлётом и проводили самолёт залпом фотовспышек.
Прикоснуться к мечте
После нас отвели к другому авиалайнеру, и мои спутники долго снимали его с разных ракурсов. А когда самолёт начали заправлять, из него вышел бортпроводник и разрешил нам на пять минут заглянуть в салон. Общей радости не было предела. Все дружно хлынули на трап.
«Новенький, ещё запах чувствуется», – отметил мужчина из нашей команды.
Пять минут пролетели незаметно. Вскоре к самолёту подъехал автобус с пассажирами лайнера. Они высыпали к трапу и стали подниматься на борт.
Мы наблюдали за этим со стороны, делились впечатлениями, смеялись и шутили. Было ясно, что этой споттинг-сессией все довольны, сегодня всё удалось. Уже никто и не помнил пробки, переживания и строгость работника КПП.
Когда все начали расходиться, я спросил у Арины:
— А зачем это тебе? Что ты от этого получаешь?
— Получаю неимоверное удовольствие от возможности оказаться на аэродроме, посмотреть, как происходит посадка пассажиров, обслуживание самолётов, и от возможности заглянуть в кабину пилотов. Я давно мечтаю каким‑то образом связать свою жизнь с авиацией, а споттинг для меня – возможность прикоснуться к мечте.
Андрей Монид