Маховик добра. Зачем староскольчанки спешат по вечерам в швейный цех
«Белгородские известия» продолжают рассказывать о людях, помогающих российским военным
-
Статья
-
Статья
«Наташ, резать?» – «Всё нормально, режьте!» На часах – почти 19:00. В одном из помещений в многоквартирном доме Старого Оскола больше десятка женщин стоят за раскройным столом с рулоном флиса. Я впервые вижу изнанку швейного дела, поэтому удивляюсь вслух: никогда не видела такого масштабного раскроя.
— Бытового масштабного раскроя, – поправляет Наталья Деева. И добавляет: – Если бы у нас такого ножа не было, раскраивали бы, как и раньше, ножницами. У нас спецножа два, один из них подарили.
— Сколько слоёв получилось? – спрашивает первая Наталья – Нежурина, та, кто и заведует раскроем.
— 19! – отвечает ей кто‑то.
— А в прошлый раз было 18, – раздаётся где‑то сбоку от нас.
Делаем то, что считаем нужным
Буквально на следующий день фото рабочего процесса, который мы застали и который по понедельникам здесь – уже привычное дело, появится в группе «Шьём для наших. Старый Оскол» в соцсети «ВКонтакте». Это объединение швей и неравнодушных людей, которые собрались вместе, чтобы поддержать теплом – своим и сшитой ими одежды – мужчин, участвующих в специальной военной операции. «Просто делаем то, что считаем нужным, и делимся с вами», – по такому принципу работают здесь. Разумеется, на безвозмездной основе.
Началось всё сравнительно недавно – 29 сентября, когда оскольчанка Наталья Деева предложила, как говорит, своему кругу объединиться и поддержать ребят за «ленточкой». Занялись тем, что умеют делать – шить.
«У нас с лета был чат «Помощь». С его участниками мы собирались и шили футболки, которые потом отправляли за «ленточку», – рассказывает Наталья.
Осенью на первый рулон ткани для «флисок» скинулись сами, этим же чатом. На второй средств не хватало – и Наталья Нежурина, тоже состоящая в чате, написала о возникшей у единомышленников идее на своей странице в соцсети. На просьбу о помощи откликнулось множество неравнодушных людей.
«Мы сами и сошлись на том, что все практически – люди шьющие, – продолжает Наталья Деева. – Вот так и решили свои навыки применить. Когда в городе о нас узнали, стали переводить деньги на ткань. Благодаря тому, что люди постоянно помогают финансово, мы не останавливаемся, продолжаем работать».
Благодаря волонтёрам за два месяца старооскольское сообщество швей изготовило и передало за «ленточку» 346 флисовых толстовок, чуть больше 200 комплектов термобелья, более 150 балаклав.
Без громких слов
Как только о сообществе узнали в городе и не только, стал раскручиваться своего рода маховик добра. Наталья Деева рассказывает: однажды с ними связался мужчина.
«Он сказал: «Давайте, девчонки, мы вам столы поставим». А нам некуда ставить столы! Так он перевёл деньги, чтобы мы сняли помещение, где могли бы собираться. До этого ведь шили все по домам. Пришли к хозяину приглянувшегося цеха, он спросил, для чего мы хотим его снять. Рассказали, что мы планируем для ребят шить. «Девчонки, для таких целей берите бесплатно». И на три месяца предоставил нам его просто так, – говорит она. – Есть у нас в городе мебельная компания, так её владельцы нам бесплатно дали мебель. Тому, кто перевёл деньги на съём помещения, мы сказали, что их не потратили, а он и говорит: «Купите машинки». Пошли их покупать, денег хватило на одну, сказали ему, что есть другая, которая нам тоже нужна для работы. Помог купить и её. А вот эти две машинки девчонки приобрели на свои средства».
В том первом чате, с которого всё и началось, состоит больше 50 человек. Не все из них из Старого Оскола, но многие находят способ помочь финансово, не остаются в стороне, как говорит Наталья Деева.
«Ткань заказываем и сами, и волонтёры, бывает и такое, приобретают полотно. Или юридические лица делают заказы. Допустим, один из заказов нам оплатило юрлицо, но пожелало остаться неизвестным, – говорит Наталья. – Многие помогают не для того, чтобы попиариться и рассказать, какие они хорошие. Нам говорят: не упоминайте о том, что мы помогли – делаем это от души».
Чтобы раскроить ткань для будущих «флисок», балаклав и термобелья, большой компанией швеи и их помощницы собираются раз-два в неделю. Чаще всего – по понедельникам. Многие приходят после работы, спешат ко времени встречи – 18:00. Кто‑то приводит с собой детишек.
«Можем и до 10 часов вечера тут задержаться, пока всё не сделаем, – продолжает Деева. – В принципе каждый день здесь кто‑то работает из девчонок, у кого есть свободное время».
Отличительная особенность «флисок», сшитых в Старом Осколе, – шевроны: «Любим и ждём», «Мы русские! С нами Бог!», #СвоихНеБросаем. Их изготавливает одна из членов швейного сообщества. Женщины рассказывают: шевроны сразу же оценили бойцы за «ленточкой».
Не оставаться в стороне
Волонтёры, которые доставляют сшитые в Старом Осколе «флиски», балаклавы и термобельё, возвращаются назад с благодарностями. Это, признаются швеи, согревает и даёт понимание – всё делают правильно.
«Важно сейчас не оставаться в стороне. Нельзя думать, что тебя происходящее не касается. Нам становится легче от осознания необходимости нашего труда. Там стоят наши защитники, и мы стараемся, чтобы им было немножечко комфортнее», – говорит Наталья.
По сути сложившееся сообщество – это ещё и форма психологической взаимопомощи: когда делаешь что‑то вместе, своими руками, времени на переживания остаётся меньше.
«Какой смысл читать новости, паниковать или плакать? Слезами никому не поможешь, только себе сам навредишь! А сюда приходишь, работаешь и отвлекаешься», – размышляет Деева.
Наталья рассказывает, что в сообществе она отвечает за организацию процесса: привезти ткань, собрать швей и многое другое. Пошив контролирует Наталья Нежурина. А шить тут умеют многие. Но даже если и пришли те, кому хочется просто помочь, а особых умений в швейном деле нет, то занятие найдётся всегда. Главное, что работают все по зову сердца.
Часть большого дела
Одна из швей – Юлия Васильева. Она говорит, что сейчас шить для неё – это хобби, а когда‑то она работала на швейной фабрике, поэтому сесть за профессиональную машинку для неё не составило труда.
«Почему пришла сюда? Потому что хочется помочь, как и всем тут состоящим. Мне, наверное, легче других, потому что моя работа на дому. Не хочется быть в стороне, хочется быть вместе со всеми. Прихожу по возможности или что‑то домой могу взять, – рассказывает она. И добавляет: – Я давно не испытывала такого удовольствия от шитья. Уже привыкла к этому: шьёшь и шьёшь, а тут ощущаешь какой‑то трепет, потому что понимаешь, что ты часть большого дела. Пусть где‑то кривенько, косенько, но каждая вещь сшита с любовью. И когда мы видим фотографии, как ребята одеты в наши «флиски», очень дорогого стоит и трогает просто до слёз».
Наталья Матвеева разговаривает, даже не смотря на толстовку, в которую вшивает манжеты.
«Да это уже просто по инерции, – улыбается она. – Потому что одну и ту же операцию делаешь, условия приближены к фабричности какой‑то. У нас тут такой своего рода конвейер, почти, как на фабрике. Только масштаб поменьше. То есть дома ты одну вещь берёшь и собираешь, а тут уже по этапам».
Наталья – не профессиональная швея.
«У меня всё прозаично. Я домохозяйка, с детьми, со школой, с дополнительными занятиями. Сейчас старший сын сидит с младшим, готовит ужин, а я здесь», – рассказывает она.
В сообществе Матвеева с самого начала.
А вот Людмила Гранкина узнала об объединении из репортажей, вышедших на нескольких телеканалах.
«И ещё у коллеги увидела информацию о группе. Обратилась к ней: расскажи, как присоединиться – у меня есть машинка швейная, умею шить и могу помочь. Времени не так много – работа, дети, дом. Но могу же шить и на выходных, и перед сном – хочется быть полезной», – говорит она.
Буквально на минуту отвлекаю от процесса Наталью Нежурину. Спрашиваю, какие эмоции испытывает, когда узнаёт, что сшитая ею вещь дошла адресату.
«Знаете, никто из нас не может подавать патроны. А мы здесь помогаем, и это наша инициатива. А то, как поддерживают нас, лишний раз доказывает, что хороших людей много и нужное дело распространяется быстро», – говорит она.
Наталья рассказывает: за время их совместной работы швеи уже наладили процесс.
«Уже все всё знают. Один раз посмотрели, второй – сами додумали, как лучше будет. Девчонки приходят после работы, и никто ни разу не пожаловался, что уморился», – говорит Нежурина.
На прощание старооскольские швеи показывают шевроны и говорят: самая популярная у военнослужащих – «Мы русские! С нами Бог!».
«Это до такой степени приятно, что им это душу греет и помогает».
Найти сообщество «Шьём для наших. Старый Оскол» можно в соцсети «ВКонтакте».
Оксана Придворева