«Пусть кто‑то влюбится в это». Как Наталья Овчарова развивает велотуризм в Белгороде
«Спортивная смена» беседует с основательницей группы в соцсетях «ВелоNata и Ребята»
-
Статья
-
Статья
В 2018 году брат предложил ей совершить небольшую велопрогулку. С этого началось увлечение двухколёсным транспортом. Сначала Наталья каталась на арендованных велосипедах с ребёнком, потом купила свой.
Принести социальную пользу
— Наталья, что для вас в жизни означает велосипед?
— Это стало моим хобби, отдушиной, досугом. Я так отдыхаю, релаксирую, это в какой‑то степени медитация, очищение головы от ненужных мыслей. Особенно когда едешь в новое место.
Люблю кататься по пересечённой местности, там всегда какие‑то кочки, ухабы, ветки, растительность. В понедельник, когда прихожу на работу, там все такие унылые, а я как будто в мини-отпуске побывала.
Когда в первый раз доехала сама до Сосновки – это было что‑то невероятное! Потом это стало для меня уже привычным, и захотелось большего. Загуглила веломаршруты в Белгороде и нашла два крупных велосообщества, начала за ними следить. Оказалось, что я не знаю города, в котором живу, здесь столько интересных мест, куда можно доехать на велосипеде.
— Как пришла идея создать группу для велосипедистов?
— 16 августа исполнилось ровно 3 года, как я опубликовала свой первый анонс, предложив всем желающим вместе покататься.
Люди следили за моими постами, я узнавала, что кто‑то из моих знакомых тоже катается на велосипеде. Сначала хотела организовать что‑то вроде велодевичника, такую девчачью группу. Возможно, это ограничение мешало расти сообществу. Когда я их убрала, людей в группе стало больше.
Находишься на таком этапе развития, когда профессионально реализовался, есть семья и понимаешь, что можешь принести какую‑то социальную пользу. У меня есть такая установка: если можешь сделать что‑то лучше в жизни, своей или окружающих, и у тебя есть на это ресурс, силы, возможности, то ты просто обязан это сделать. Я очень рада быть причастной к тому, что взрослые люди объединяются, общаются не только в соцсетях и активно проводят время.
По грунтовым дорогам
— Расскажите про участников вашей велокоманды?
— Самая большая по количеству участников покатушка организовывалась с моим участием, но я там не участвовала, а собралось почти 50 человек.
Познакомилась с велосипедисткой из Губкина, она познакомила с сообществом губкинских и старооскольских ребят. В этом году у нас были уже 4 совместные поездки.
Есть ребята в Воронеже, в этом году с ними катались. Это была велопоездка с ночёвкой. Получился очень интересный маршрут: и в Рамонь мы заезжали, и дворцы вдоль Дона проезжали, и побывали в Воронежском заповеднике.
Костяк нашей команды – 25 человек. Присоединиться может любой желающий. Практически в каждом заезде встречаю новых людей.
Я всегда прописываю расстояние, процент грунтовых и асфальтовых дорог, скорость, с которой мы будем ехать. И каждый участник взвешивает свои возможности, эта информация ему помогает. Условия, правила или маршруты могут подходить не всем, это вполне нормально.
— Можете поделиться памятными моментами ваших путешествий?
— Иногда делаю открытый анонс для всех желающих, а иногда мы уже своей сформировавшейся группой можем просто договориться и поехать. Например, получилась душевная поездка за корочанскими арбузами Шляховых.
Было целое приключение на весь день – больше 130 км мы проехали. У нас была заброска (дополнительный транспорт, который довозит группу до места старта – прим. авт.) на электричке, доехали до Прохоровки, перешли Северский Донец, после этого заехали на заброшенную церковь, а потом на водосброс.
Стараюсь избегать дорог с активным автомобильным движением. Как правило, едем по грунтовым дорогам и лесам. У нас было и так, что пришлось 5 км практически нести велосипед. Потом был красивый закат, красивые спуски и приятная усталость.
В прошлом году перед началом одной из осенних велопрогулок ребята сделали мне сюрприз в честь окончания велосезона. На месте сбора спрятались, а потом вышли группой и подарили мне набор раций в шкатулке, которую сделал своими руками один из участников команды. Подготовили трогательное видео со словами благодарности.
Маршруты изменились
— Есть разница: кататься одной или с большой командой?
— Недавно во время одной из поездок я попала в дикое место, где не было ни одного дома или признака жизнедеятельности человека. Тишина настолько звенящая, что было слышно каждый шелест травинки, звук пролетающей мухи. Это особое ощущение.
С командой все эмоции можешь разделить плюс получить поддержку. Например, может сломаться велосипед или проколешь колесо. В группе такие вопросы решаются проще. Бывают падения, травмы, всегда у кого‑то будет аптечка, и тебе окажут первую помощь. Закончилась вода – можно попросить пару глотков у кого‑то, пока не доехали до ближайшего магазина.
Да и ехать в лес, где могут встретиться дикие животные, вместе не так страшно.
— Что учитываете при составлении маршрута?
— Пользуюсь разными велосипедными приложениями. Бывает, запланировала определённый маршрут, но вдруг узнаю о каких‑то интересных местах. Их можно соединить в колечко или какую‑то другую фигуру, и поездка получится интереснее. У меня уже карта вся в флажочках – интересные точки отмечены.
Это могут быть и водоёмы. У меня есть маршруты, которые я назвала «По источникам Прохоровского района». Там можно воды набрать, просто побыть в красивом месте и даже окунуться.
Самый длинный мой маршрут – 175 км, это одна из запоминающихся поездок прошлого года. Если ехать больше 100 км, нужна какая‑то натренированность. Навык и твоя физическая форма неизбежно прокачиваются, когда ты столько проезжаешь на велосипеде.
В связи с СВО маршруты изменились, я просто не рискую даже на какие‑то направления выезжать.
«Посвящать время себе»
— Какие места запомнились больше всего?
— В 2020 году я впервые попала на Крапивенское городище в Шебекинском округе. Раньше не знала, что есть такое невероятно красивое место, ещё и с интересной археологической историей. Сначала просто там побывала, а потом захотела доехать туда именно на велосипеде. Это одно из моих любимых мест. Сейчас, к сожалению, оно недоступно.
В 2022 году узнала, что в Прохоровском районе есть истоки Северского Донца. Когда увидела фотографии этого места, очень захотелось туда поехать. Уже была глубокая осень, но я хотела там побывать именно на велосипеде.
Позвала близких друзей, с которыми мы часто катались. Утро было пасмурное, унылое, и ребята не хотели ехать. Но меня было уже не остановить. Я застряла в грязи, потом выбиралась, было целое приключение. Теперь раз в год как минимум обязательно приезжаю, мне очень там нравится. Вообще Прохоровка – одно из любимых мест, мы там часто или стартуем, или завершаем маршрут.
— Какое влияние увлечение велопрогулками оказало на вашу жизнь?
— Важно не только зарабатывать деньги и быть хозяйкой, женой, матерью, но и посвящать время себе. Я научилась это делать.
В физической подготовке произошли изменения. Живу на 9-м этаже, и однажды отключили лифт. И я заметила, что запросто поднялась по ступенькам на свой этаж. А раньше уже к 6-му этажу у меня появлялась одышка.
Сейчас в моём режиме есть утренняя гимнастика. Она очень помогает, особенно зимой, когда я не катаюсь. Хотя у нас в команде есть ребята, которые ездят на велосипедах круглый год. Гимнастика нужна, чтобы начало сезона не было сложным после зимней спячки.
Вдохновить своим примером
— Нужно ли развивать велотуризм в нашем регионе?
— Я уже 5 лет активно катаюсь по Белгороду и области. Считаю, что наш регион недооценён с туристической точки зрения.
Моя подруга живёт в Нижнем Новгороде. Когда она смотрит мои фотографии, говорит: «Эти меловые горы – это что‑то невероятное!» Там даже не знают, что это такое.
Надо рассказывать о том, что у нас есть. И считаю, что делать это нужно именно сейчас. В наши непростые времена я получаю очень много отзывов и благодарностей от ребят, с которыми мы катаемся. Катание на велосипедах помогает нам оставаться людьми, жить нормальной жизнью, иногда забывая о том, что происходит. Это нас спасает.
Несмотря ни на что, каждый день нужно стараться проживать интересно, что‑то давать своим близким, детям, показывать, что жизнь состоит не только из зарабатывания денег и хождения на работу. Мы всё это делаем, чтобы у нас была возможность интересно проводить время, быть больше на природе, общаться вживую, а не в соцсетях.
— Поделитесь дальнейшими планами по развитию группы и в целом велодвижения в Белгороде?
— У меня есть большое желание поучаствовать в организации велофестиваля. Идея появилась ещё в прошлом году. Точно знаю, что могла бы некоторые организаторские моменты взять на себя. Не знаю, насколько будет корректно проводить велофестиваль именно сейчас, но верю, что наступит время, когда будет можно.
Хочу, чтобы дети могли больше узнавать о том, что на велосипеде можно кататься не только в детстве. Взрослым же людям нужно показать, что велосипед – это и отличное транспортное средство, и возможность туризма.
В группе же для меня количество подписчиков – это не главное. Если я своим примером кого‑то вдохновлю, кто‑то присоединится и влюбится в это, хотя бы один человек, будет уже супер!
Ксения Мироненко