Не маунтинбайком единым. Как в Белгородской области планируют развивать велоспорт
Об этом «Спортивная смена» беседовала с президентом региональной Федерации велоспорта Михаилом Носковым
-
Статья
-
Статья
Этот пост Носков возглавил недавно. До этого 7 лет он руководил управлением физкультуры и спорта Белгорода, активно участвовал в различных велосипедных соревнованиях, велопробегах и не понаслышке знает о проблемах этого вида спорта.
Довести до ума
— Какой вы видите свою первую задачу на новом посту?
— Навести порядок в отделении велоспорта. Оно работает в ДЮСШ № 4 Белгорода и базируется в образовательной школе № 6. Хотим либо там расшириться и понять финансирование – там всего два тренера и не очень много детей, – либо перевести это отделение в управление спорта. Одни из важнейших задач – развитие инфраструктуры и проведение соревнований. Если удастся решить их, то пойдёт рост результатов.
— В Белгороде когда‑то хотели построить велоцентр и крытый павильон для занятий экстремальными видами велоспорта круглый год. Актуальны ли эти планы?
— Думаем над этим, в перспективе такое есть. Центр с трассами и трамплинами – это наша мечта. Будем стремиться их осуществить.
— В 2018 году в Белгороде открыли велопарк «Квадратные колёса» площадью 17 га. Сейчас он в запустении и соревнований там давно нет.
— Я был на его открытии, и тогда там провели крутые соревнования. Потом его забросили. Обсуждаем, хотим возродить эту площадку и довести до ума. Думаем предложить администрации города, а может и области, в целом облагородить это место и сделать там ещё и городской парк. Работы много. Будем восстанавливать, чтобы там хоть какая‑то жизнь началась.
Летом там адски жарко. Это пустырь с некошеной травой, где проложена интересная трасса, но тени нет вообще. Там есть ещё дёрт (специализированная трасса для катания на BMX или горных велосипедах – прим. ред.), грунтовый памп-трек. Посмотрим, есть ли смысл его восстанавливать. Нужна техника, чтобы разровнять трассу, и мы знаем, где её взять. Самому тяжело содержать этот парк, нужно идти к властям и доказывать, что он востребован.
Сама трасса нужна узкому кругу людей. А если будет парк, то это может быть интересно горожанам и гостям Белгорода, ведь Пикник-парк и Сосновка переполнены, нужны новые локации для прогулок.
Собрались и провели
— Ещё один большой объект – велолыжероллерная трасса «Олимпия». Планируете ли там что‑то проводить?
— Детального плана сейчас не дам, но есть кое‑какие задумки и есть люди, которые помогают. Пока присматриваемся.
Местные жители гуляют в урочище возле «Олимпии». Зимой там катаются на лыжах, а летом – на велосипедах. И все перемещаются по одним и тем же тропкам, что приводит к конфликтам. Велосипедисты там вообще никому не нравятся – они ездят быстро и могут напугать или сбить человека.
В плане есть разграничение этого массива. На «Олимпии» за последние годы многое сделали, чтобы всем было удобно. Там же есть трасса и для даунхилла (экстремальное прохождение трассы на горных велосипедах на время – прим. авт.), можно от неё отталкиваться. Если всё сделать по уму, это место станет точкой притяжения людей и из других регионов.
— Что касается даунхилла и ВМХ (катание на трюковых велосипедах – прим. ред.), будете ли уделять внимание этим направлениям?
— Есть интерес к этим видам. Сам участвовал в даунхилле – очень понравилось. Это перспективное направление. Нужно встречаться с теми ребятами, которые делали трассу «Квадратные колёса» и участвуют в таких соревнованиях.
Сами они поступают как: берут лопаты и идут копать. Но это не системный подход. Надо это легализовать, например отдать трассу под крыло администрации, потому что ребята сегодня соберутся, а завтра – нет.
Соревнования же классные! Когда я работал в управлении спорта, возникали шероховатости. Организаторы объявили, что через три дня будут проводить даунхилл, но заранее никого не оповестили, не организовали безопасность. Просто собрались и провели. А потом обижались, что мы им не помогли: не выделили медали.
Необходимо составить календарь, чтобы все знали, сколько у нас стартов, где и когда. Кто‑то эту работу должен вести. А лучше ребят, которые этим занимаются, никто этого не сделает.
По поводу BMX я сейчас не в курсе, кто им занимается. Вижу, что ребята прыгают на таких велосипедах в скейт-парке, на памп-треке. Значит, есть смысл развивать, и тоже кому‑то возглавить это направление.
Где бы мы ни строили памп-треки и скейт-парки, они постоянно заняты, поэтому нужно строить новые. Хотим провести конференцию с участниками соревнований, чтобы выслушать все пожелания от более соображающих в этом деле ребят. Но основные виды – это всё‑таки шоссейный велоспорт и маунтинбайк (езда на горных или гибридных велосипедах по бездорожью, обычно по пересечённой местности – прим. ред.).
Главное, чтобы никто не мешал
— Расскажите подробнее о развитии этих видов.
— Что касается шоссе, это сложный вопрос. Помню, были проблемы с перекрытием дорог в Белгороде, но у нас и нет классной трассы в областном центре. В Белгородском районе эти вопросы решали. Проводить шоссейные гонки необходимо, это одно из ключевых направлений профессионального велоспорта. Раньше у нас проходил даже этап чемпионата России. Конечно, сейчас больше внимания уделяют безопасности – можно перенести соревнования подальше от границы.
Для маунтинбайка мест нет. Лично я бы хотел участвовать в маунтинбайке даже больше, чем в шоссейных гонках. Причём это должны быть как соревнования, так и любительские заезды. Нужен только маунтинбайк-велосипед. Это очень интересно. Но, на мой взгляд, самая большая проблема в том, что не так много любителей таких гонок.
— Какие дальнейшие планы у федерации велоспорта?
— Проводить массовые заезды и развивать именно спорт. В спортшколе должны работать не два тренера, а хотя бы по одному на каждой дисциплине.
На шоссейную раздельную гонку на 20 км надо допускать и маунтинбайкеров вне зачёта. Пусть профессионалы едут, как положено, а те, кто хочет, просто участвуют. То есть делать мероприятия более масштабные и привлекать новых людей.
Велосипедистов у нас много. Сам хожу в Пикник-парке с коляской, и вижу, как они друг другу мешают. Для них и надо создавать инфраструктуру. В области около 60 спортсменов. Их мало не потому, что никто не хочет, а потому, что для занятий нет условий и инвентаря.
Спасибо школе, что хотя бы пускает к себе. Там есть велосипеды – старые «Туристы» с новыми обвесами (не знаю, как их прилаживают). Поэтому я согласился возглавить федерацию: неровно дышу к этому виду спорта и хочу улучшить его в нашей области.
Главное, чтобы нам никто не мешал, остальное мы сами сделаем. Сейчас надо усилить кадры в федерации, аккредитовать её в Минспорта РФ (аккредитации нет уже три года). Нам нужны люди, которые любят велоспорт и готовы его развивать.
Беседовал Александр Куликов