Дроп, брай, бар. Как самоорганизовались самокатеры школы № 50 Белгорода
«Спортивная смена» посмотрела на любительские соревнования, которые сами для себя проводят подростки
-
Статья
-
Статья
50-я школа – яркое здание с большой территорией и спортивной площадкой среди белгородских многоэтажек на улице Есенина. Школьный охранник не скучает – посматривает в сторону площадки, потому что там громко играет русский хип-хоп. Громче музыки только крики подростков и звонкие удары маленьких колёс об асфальт. Эти ребята называют себя самокатерами.
Контест и контекст
По площадке катается человек двадцать. Постепенно все собираются вокруг одного парня в зелёной жилетке, как у гаишника. Это Алексей Сапсай, он что‑то кричит в громкоговоритель. Голос, проходя через «орало», становится хриплым, что поначалу смешит ребят. Алексей распределяет самокатеров по уровням подготовки: новички, любители, профессионалы. Уровни парни определили сами для себя: это их соревнования и их правила.
Сапсай – администратор группы в социальных сетях, где самокатеры из 50-й школы и близлежащих районов публикуют видео тренировок и договариваются о контестах – соревнованиях. Там же они обмениваются деталями для самокатов. Иногда запчасти разыгрываются – мы застали как раз такой контест.
Самокат состоит из деки, руля и колёс. Дека – это платформа, на которой нужно стоять. У Алексея стрит-самокат, а ещё бывают парковые – они меньше по размеру и весу и дека у них немного скошена. Это нужно, чтобы легче делать трюки.
«Колёса тоже бывают разные, – объясняет Сапсай. – Чем меньше их диаметр, тем меньше вибрации, и это помогает держать баланс».
Руль на 180°
Первыми выступают новички. Алексей в громкоговоритель приглашает их на старт. Старт – белая линия возле небольшого спуска. Площадка изгибается, поэтому самокатерам удобно показывать на ней трюки. Зрители – друзья и просто ровесники с района – поддерживают их криками и требуют трюков.
— Хотя бы бар сделай! – кричит парень, сидящий на турнике.
— Сделаю бар-180! – отвечает Платон, худощавый парень в фиолетовой футболке и круглых солнцезащитных очках.
Подростки по сигналу Сапсая покатились вниз. Оттуда по ровной площадке они должны доехать до возвышения и сделать трюк. Чем больше трюков, тем больше шансов на победу. Каждой группе отведено 5 минут. Первым из новичков едет Платон. Он разгоняется и делает тот самый бар-180.
Смысл трюка в прокрутке руля (его самокатеры и называют баром), в случае Платона – на 180 градусов. Прокрутить руль надо в тот момент, когда участник подпрыгивает вместе с самокатом. Для новичка это уже неплохо, необычных и сложных трюков в этой категории мало. В ней соревнуются те, кто занимается меньше года.
«Вообще я катаюсь три года, но именно трюками начал заниматься только год назад», – рассказывает Платон.
Его самокат стоит 18 тысяч рублей. Но цены на это хобби могу быть намного выше. Платон говорит, что однажды ему удалось проехать на самокате за 50 тысяч, и радостно отмечает, что особенной разницы он не почувствовал.
Группа новичков откатала быстро, и Сапсай объявляет о старте любителей. Сам он сегодня не катается: взял на себя ответственность подсчитывать очки. Алексей наблюдает за участниками и записывает на листке, кто какой трюк исполнил.
Рядом с организатором-судьёй сидит парень с разрисованным в клоунскую гримасу лицом. Парни говорят, что это традиция многих уличных видов спорта. На больших соревнованиях часто принято одеваться в тематические наряды, например белая оверсайз-рубашка, галстук и широкие брюки.
Песня для Рени
Очередь дошла до команды профессионалов. Она разделилась на две группы, чтобы каждый успел сделать как можно больше трюков. В первой группе сразу обратил на себя внимание Ренат Габидуллин, невысокий мальчишка со светлыми волосами почти до плеч. Друзья зовут его Реня. Реня, чувствуя к себе повышенный интерес, улыбнулся публике и поехал первым. Не переставая улыбаться, он ловко провернул руль на 180°, а затем порадовал зрителей более сложными трюками.
«Реня катает уже два с половиной года, – отмечает Алексей Сапсай. – Он младше всех, но именно он нас собрал. Здесь же не всегда была тусовка самокатеров, люди постепенно добавлялись. И Реня почти всех знает».
Очередной прокат у Рената не заладился, настроение сразу испортилось. Но парни не дали другу унывать, начали скандировать его имя. Кто‑то даже включил на колонке песню и назвал её «песня для Рени». Поддержка сыграла роль, и Габидуллин снова спустился к зоне разбега. Ребята наверху начали кричать: «Брай! Брай!» Реня стал было отнекиваться, но всё‑таки решился на брай.
Брай – это трюк, в котором нужно подпрыгнуть и перекрутить самокат через себя. Подгоняемый аплодисментами, Ренат спрятал волосы под кепку, разогнался и полетел к подъёму. Через секунду самокатер был на земле и кричал от радости – он сделал это!
Полёт нормальный
«А мы будем дропать?» – настойчиво спросил Максим Ткачёв, который тоже успел отличиться зрелищным прокатом.
Сапсай объявляет второй этап. В нём самокатеры должны не подняться, а, наоборот, спуститься – то есть сделать дроп. Алексей просит в громкоговоритель, чтобы все ушли с площадки для дропов.
Максим разгоняется, подъезжает к спуску и ныряет вниз. Посадка получилась жёсткой – парень потерял управление и упал на асфальт. Следом в ярко-синей рубашке и шортах с огненным принтом едет Семён. Он действует осторожнее и стильно съезжает со спуска, не отрывая самокат от земли.
Ткачёв не оставляет попыток. Он снова летит с бетонного холма, и на этот раз всё получается: Максим подпрыгивает, поворачивая руль, а его ноги опускаются точно на деку. Зрители в восхищении. Парень уходит с площадки и ложится неподалёку, чтобы перевести дыхание после триумфа.
Парк вместо паркинга
Чтобы провести даже такие локальные соревнования, ребятам пришлось просить разрешение у директора 50-й школы. Без лишних хлопот всё можно устроить в парке Ленина, там есть специализированная площадка. Но это не близко: добираться минут 40, включая путь на автобусе с самокатом. Да и не всех туда готовы отпускать родители – одновременно большую компанию не соберёшь.
Директор пошёл самокатерам навстречу. Однако они понимают, что не смогут тренироваться на территории школы, когда захочется. Поэтому настроены серьёзно – записать обращение к администрации Белгорода, чтобы поблизости появился парк с площадкой.
«Могли бы паркинг снести и сделать нам площадку, он всё равно заброшенный, – деловито говорит Ренат, и друзья поддерживают его слова. – Тут много людей живёт и многие катаются».
Этот контест ребята посвятили завершению сезона. В следующем году они хотят в похожем формате провести открытие. А пока на доске школьных объявлений висит распечатанный QR-код – приглашение вступить в группу самокатеров 50-й школы.
Вера Фесенко