На равных. Как белгородцы готовятся к турниру по адаптивному многоборью
Открытый городской турнир спортклуб «Гладиатор» проведёт 23 февраля 2023 года
-
Статья
-
Статья
Четыре года назад белгородский спортклуб «Гладиатор» начал набирать адаптивную группу. Сегодня на этой площадке бок о бок тренируются мастера боевых единоборств, спортсмены с ДЦП, ментальными нарушениями и те, кто пережил ампутации. «Спортивная смена» узнала, как ребята готовятся к соревнованиям.
«Кому я там, хромой, нужен?»
«Все значит все: ребята на протезах, дети с ментальными нарушениями и ДЦП, здоровые спортсмены, – говорит тренер Руслан Хорошилов. Именно он четыре года назад начинал работать с адаптивниками, разрабатывал методики и пробовал их в деле. – Это был эксперимент. Одним из первых к нам пришёл Антон Гурбич с ДЦП. Сначала он занимался сам, теперь тренирует. Потом мы попытались увлечь спортом детей с ментальными нарушениями. Организация «Синяя птица» с радостью направила к нам ребят. И многие занимаются до сих пор, то есть больше трёх лет. Их как раз и тренирует Гурбич».
Антон переехал в Белгород из Харьковской области несколько лет назад. Там, несмотря на диагноз, профессионально занимался армрестлингом, но начинал с обычного спортзала. А свой путь в «Гладиатор» вспоминает с улыбкой:
«Наткнулся на объявление в Интернете про набор в адаптивные группы и… месяца три не решался. Были сомнения, ведь это серьёзный бойцовский клуб – кому я там, хромой, нужен? Но набрался смелости и пришёл. Тренер тогда сказал: «Всё в твоих силах».
Спустя месяцы усердных тренировок Антону предложили заниматься с особенными детьми. Говорит, поначалу было страшно, не знал, как подступиться. Прошёл обучение, вник во все тонкости, и стало получаться.
«Пришёл ко мне парень, 12 лет, рослый, худощавый, – рассказывает Гурбич. – Мы с ним долго по залу за ручку ходили – он много отвлекался, у него свой мир внутри. Потом потихоньку перешли к разминке, стали записывать упражнения на доске, чтобы он вычёркивал сделанное, и парень увлёкся. Прошло три года, и я могу сказать, что он стал намного самостоятельнее. Мама больше не ждёт его в зале, спокойно уходит и замечает, что у сына почти исчезли навязчивые движения, связанные с болезнью».
Своеобразный опыт получают и те, кто занимается в зале вместе с особенными детьми.
«Ментальщики – ребята прямолинейные, – улыбается Антон. – Могут в раздевалке нашим парням и грубость сказать. Те поначалу злились, но теперь относятся совершенно спокойно, понимают».
Сейчас ребята с ментальными нарушениями усиленно готовятся к турниру. Они будут состязаться в эстафете: беговая дорожка, гребля, байк, лыжный тренажёр.
«Зарегистрироваться может любой желающий, – подчёркивает Хорошилов. – Ждём спортсменов в этой категории. Даже сейчас не поздно прийти к нам, попробовать свои силы, а в феврале посоревноваться. Кстати, родители особенных детей у нас тоже тренируются бесплатно. Не сидят на скамейке в ожидании, а работают на тренажёрах».
Танец баланса
После того, как эксперимент с адаптивной группой себя оправдал, в «Гладиатор» пришли ампутанты. Одним из первых был Игорь Климанов – «Спортивная смена» рассказывала о нём в прошлом году. Игорь потерял ногу в ДТП, долго восстанавливался, осваивал первые неудобные протезы. Пока не поступил в институт космического машиностроения в Королёве на отделение реабилитационной техники и не начал изготавливать усовершенствованные протезы сам. Сейчас Климанов в спортклубе старожил, приводит заниматься тех, кому помогает с протезированием, и кто так же, как он, готов преодолевать себя.
Так, два года назад Игорь пригласил в зал Сергея Воскобойника. Мужчина потерял обе ноги почти 20 лет назад – на него упала металлическая рама, которая раздробила кости. Сразу после ампутации замыкаться в себе не стал, ходил с двумя тростями, осваивал протезы, невзирая на боль и усталость.
«Когда я оказался здесь, то был в шоке, – вспоминает Сергей. – Такая атмосфера… Каждый руку жмёт, здоровается. Ощущение, будто пришёл не в первый раз, а тебя здесь всю жизнь знают и спрашивают, где ты так долго пропадал. Меня это тогда так поддержало! И при этом никто за тобой не бегает, не навязывается помогать без просьбы. Ребята понимают: ты сюда за этим и пришёл, чтобы было тяжело и трудно. Я так прикипел с первых дней, что проходил в клуб всю зиму, несмотря на жуткий гололёд».
Игорь и Сергей тоже готовятся к турниру. Для ампутантов, которые будут состязаться наравне с другими спортсменами, планируют восемь дисциплин. Все зрелищные и непростые: например, поднять 120-килограммовое колесо, посоревноваться на аэробайке, лыжном тренажёре и силовых санях. Всё это мужчины выполняют с виртуозной лёгкостью, но у каждого супермена есть свой криптонит. У Воскобойника это боксёрская груша.
«Сейчас это самое сложное для меня, – признаётся Сергей. – Больше месяца над этим работаю. Тяжело, потому что когда я бью по груше, идёт отдача, меня шатает, могу даже упасть, ведь держать равновесие на протезах непросто. Тренер каждые две недели записывает видео, чтобы я виден результат. И он есть! У меня принцип простой: если что‑то не получается, значит, над этим и надо работать».
Спортсмен надевает боксёрские перчатки и выходит на тренировочную площадку на коротких протезах. Наносит комбинации ударов, балансирует, отступает, атакует. Всё это выглядит, как красивый танец. Для того, кто научился преодолевать трудности.
В прошлом году Сергей участвовал в международных соревнованиях «Кибатлетика» для людей с ампутациями. Там в том числе проверялся и уровень владения протезами. Воскобойник был единственным атлетом с такими серьёзными ампутациями, который показал высочайший уровень адаптации.
Среди тех, кто каждый день мотивирует его работать над собой, – любимая жена и 10-летний сын Никита. Как бы ни было трудно, папа с сыном везде с тех пор, как Никите исполнилось три: детский сад, поликлиника, потом школа, кружки, прогулки. За день Сергей успевает переделать массу дел, но тренировки в зале не пропускает никогда, даже если сил как будто нет:
«Всё остаётся за порогом. И это важно! Для людей, которые готовятся к ампутации или кто её пережил, должна быть именно такая площадка, куда они могут прийти, отвлечься от всего, пообщаться, поработать над собой. Где всегда есть знающие люди, где все занимаются общим делом. Если пока не можешь тренироваться, походи, посмотри, попробуешь потом. Мы готовы делиться опытом, только сделай усилие – приди».
Меняются на глазах
Несколько лет назад Сергей начал вести страницу в соцсетях. Выкладывал авторские наработки в тренировках, информацию о протезах. Его читали люди со всей России и из‑за рубежа. И продолжают читать.
«Недавно из Германии звонила женщина, советовалась по поводу ампутации, которая предстоит её дочери. Три часа проговорили. Пишут отовсюду. Я, правда, подзабросил эту страницу, но надо найти время и продолжать. Ведь у людей столько вопросов», – говорит он.
Рассказывая о повышенном внимании к своим ногам, Воскобойник упоминает и разные реакции здоровых людей:
«Особенно обалденно реагируют дети! Как‑то работаю на силовом тренажёре, на коротких протезах. Младшая группа, такая банда ребят лет пяти-шести, выходит воды попить. Смотрят на меня. Один говорит: «Чего он такой короткий?». Я молча качаю бедро, меня ж не спрашивают. И тут старший выдаёт: «Чего-чего, курил много! Пошли».
Сергей смеётся и приступает к другому упражнению – с канатами. В процессе отмечает, что спецтренажёров для ампутантов в спортзале нет.
«И хорошо, что так. Ведь в жизни нам приходится приспосабливаться: транспорт, магазины, лестницы, тротуары… Здесь должно быть то же самое. Мне нравится преодолевать трудности!» – уверен Сергей.
«Все наши ребята с сильным характером, – подтверждает Руслан Хорошилов. – Потому мы и решили провести адаптивный турнир. Чтобы они могли померяться силами со здоровыми непрофессиональными спортсменами. На равных. Тем самым мы хотим показать: заниматься физической культурой могут абсолютно все. А мы в этом поможем».
До турнира ещё два месяца, а на него уже заявились первые 10 человек. Регистрация продолжается. В феврале в Белгород приедут адаптивники из Воронежа, Брянска, Москвы и Республики Беларусь. В перспективе турнир будет проходить дважды в год. Летом спортсмены смогут выйти на открытые площадки, а количество направлений расширят с восьми до 12–16.
«На первый турнир можно заявиться в отдельной категории, например, армрестлинг, колесо или сани, а можно и во всех, – объясняет Хорошилов. – Всё это зрелищные активности, доступные и интересные многим, в отличие от более академичных паралимпийских видов, которые развивает федерация адаптивного спорта. Мы делаем упор не на профессиональный спорт, а на оздоровление, поддержание тонуса и укрепление психоэмоционального состояния. Все, кто к нам приходит, меняются на глазах. Это спорт для жизни, который объединяет и помогает преодолеть любые ограничения».
Анастасия Состина