«Медик должен быть сердечным». Супруги-врачи из Чернянки почти 40 лет спасают людей
«Белгородские известия» узнали, почему три поколения семьи Марковых выбрали профессию доктора и считают её своей религией
-
Статья
-
Статья
Родоначальнику чернянской династии медиков – Владимиру Маркову – 72 года. В юности он мечтал о карьере военного лётчика. Но не прошёл по росту: не хватило каких‑то пары сантиметров. Однако этот поворот судьбы его не огорчил. Своё призвание он нашёл в хирургии и травматологии.
И все эти годы, с первого курса медицинского, рядом была верная подруга и жена – Татьяна, акушер-гинеколог, заслуженный врач России. Она 35 лет заведовала чернянским родильным домом и помогла появиться на свет тысячам малышей. Дети и внуки Марковых, глядя на семейную самоотверженность и отзывчивость, не пожелали для себя другой жизни и тоже пошли в медицину.
Из лётчиков в хирурги
Владимир Абрамович родился в чернянском селе Лозном. Его отец работал шофёром, а потому маленький Вова уже к восьми годам уверенно водил машину и увлекался автомобилями и не только. В 15 лет оседлал мотоцикл «Ява 350» и выполнял на нём опасные трюки, перелетая без рук через всякие препятствия. О медицине тогда и не помышлял, хотел быть только военным лётчиком, управлять истребителем.
«В 1970-м поступал в Харьковское высшее военное авиационное училище, но меня не взяли из‑за роста, – вспоминает Владимир Марков. – Тогда я поехал в Тамбовское высшее, но там пробыл всего три месяца: дальняя авиация оказалась не по мне. Когда вернулся домой, стал собираться в армию. И военком предложил мне пойти в спецгруппу медиков среднего звена. Прошёл обучение в Старом Осколе и уехал служить в Германию».
Как рассказывает Владимир Абрамович, это была хорошая школа. Сначала – санинструктор, потом – заведующий аптекой. Военные хирурги, под началом которых служил Марков, в какой‑то момент поверили в юношу и стали доверять ему простые врачебные манипуляции, например вскрытие панариция (гнойного нарыва – прим. авт.).
«С этого всё и началось, – замечает медик. – Когда уволился из армии, осознанно пошёл поступать в КГМУ (Курский медицинский университет – прим. авт.) на хирурга. Эта тема стала мне интересна. И на первом же курсе познакомился со своей будущей супругой Татьяной. Она приехала учиться в Курск из Тулы».
Детская мечта
Татьяна Николаевна признаётся, что в детстве никогда не размышляла, кем ей стать. Знала точно: будет врачом. И даже специализацию для себя выбрала уже в школе – акушер-гинеколог.
«Это была такая мечта детства, – улыбается она. – Училась я хорошо, много читала. Окончила восемь классов и поступила в Тульское медучилище на фельдшерское отделение. Потом полтора года отработала операционной медсестрой в детском отделении травматологии. После подала документы в КГМУ. Вы знаете, ещё тогда с нами проводили собеседование доктора с большим стажем. Спрашивали, зачем мы идём в профессию. А шли мы всегда, чтобы помогать. Недавно об этом же спросили молодого врача. Ответ был: чтобы руки в тепле и деньги в кармане. Думаю, если бы что‑то подобное в наших головах в своё время крутилось, нам навсегда закрылся бы путь в профессию».
Татьяна Николаевна вспоминает, что учиться было трудно, но всегда интересно. На втором курсе Марковы сыграли свадьбу, и вскоре у пары родился сын Александр. Совмещать учёбу в медицинском университете и родительство оказалось непросто, но семья Марковых с этим блестяще справилась. После окончания вуза и прохождения интернатуры молодые врачи получили распределение в закрытый город Свердловск 45.
Работа как религия
«Мы тогда подумали: Свердловск – большой город, – улыбается Татьяна Николаевна. – А оказалось, это совсем не то, что мы представляли. От большого города ещё часов пять на поезде, а дальше – закрытая зона. Такие называли в советское время почтовыми ящиками. Но медсанчасть там была хорошая, и всего было в достатке. Столовые как рестораны, в магазинах изобилие. Однако мы там прожили всего год и решили вернуться в Чернянку, где как раз требовались хирург и акушер-гинеколог».
Наступили трудовые будни. Хотя, как замечают Марковы, профессия никогда не была для них просто работой. Каждый случай становился вызовом, каждый пациент занимал мысли: как помочь, какое лечение назначить. После ординатуры Татьяна Николаевна вступила в должность заведующей чернянским роддомом, где проработала 35 лет. Она вспоминает, что дело это было серьёзное и ответственное:
«Это была какая‑то религия. Ты забываешь про всё. Если какой‑то сложный случай, приходишь домой, и все мысли только об этом. Если что‑то не так, идёшь, едешь, бежишь. Сегодня отдежурила, завтра вызвали. Ночью всё это снится, переживаешь за всех, устаёшь. Но стоит уйти в отпуск и пару дней отдохнуть, начинаешь невыносимо скучать по работе. На селе сложно, потому что ты тут один. В перинатальных центрах всегда есть с кем посоветоваться. А здесь ответственность колоссальная. Нужно уметь быстро принимать решение. Но когда всё получается хорошо, рождается ребёнок и ты слышишь его первый крик – это счастье».
В какой‑то момент чернянский роддом занял первое место в Белгородской области по количеству рождённых малышей. За год здесь приняли 344 ребёнка. Тогда Татьяна Маркова стала заслуженным врачом Российской Федерации.
Судьбу решают секунды
Владимир Абрамович от супруги никогда не отставал. В 1986 году окончил курскую ординатуру по травматологии и приступил к работе. Вспоминает, что в смутные 1990-е практика у него была колоссальная. Несколько раз оперировал сложнейшие ножевые ранения сердца. Таких пациентов в белгородский кардиоцентр попросту не успевали довозить, вот и приходилось справляться на месте.
«Грудную клетку раскрыли, видим рану, крови нет, – рассказывает он. – На секунду отвернулся, а коллега кричит: «Фонтан!» Буквально прыгаю и пальцем зажимаю. Медсестра заряжает мне нитку, и так под пальцем я зашиваю. На второй день заходим в палату к этому пациенту, а он уже курит. Потом поехал в Москву на обследование, там всё удивлялись, как это он умудрился выжить после такого ранения. Волнительный случай. Но вроде и переживаешь, а руки делают. Ведь нужно помочь и сделать это вовремя: судьбу решают секунды».
С чем только ни приходилось сталкиваться за годы практики чернянскому врачу. И трепанации черепа, и пациенты после попыток самоубийства, когда грудную клетку с диафрагмой и кишечник приходилось собирать буквально по кусочкам пять часов подряд. А уж сколько было установлено аппаратов Илизарова мотоциклистам, попавшим в ДТП, уже не сосчитать. Помимо обширной практики, Владимир Марков не бросал и учёбу. Регулярно ездил в Москву, изучал новый медицинский опыт в своей сфере и не только. В конце 1980-х был первым, кто рассказал белгородским врачам о возможностях пересадки костного мозга. И продолжал при этом воспитывать в себе главные качества хорошего врача и человека: смелость, умение быстро и чётко принимать решения, сердечность и доброту.
«Эти качества очень важны, – замечает он. – Медик должен быть сердечным. Тогда у пациента появляется надежда. И нужно помогать, искать любые варианты, чтобы спасти человека».
Трудиться, чтобы помогать
Сейчас Марковы трудятся в чернянской ЦРБ. Татьяна Николаевна всё так же – акушером-гинекологом. Владимир Абрамович сегодня возглавляет диагностическое отделение клиники. Старший сын Александр остался вместе с родителями в Чернянке. Он руководит районным отделением Бюро судебно-медицинской экспертизы, а его супруга работает в перевязочной хирургического отделения ЦРБ. Младшая дочь Марковых, Елена, как и родители, окончила Курский медицинский университет, выбрала специализацию окулиста. Кроме того, она отлично знает английский язык и преподаёт иностранным студентам-медикам. Внучка Марковых, Анна, стала педиатром.
Девиз этой большой дружной семьи – помогать людям.
«Мы вместе вот уже 48 лет, – улыбается супруге Владимир Абрамович. – И все эти годы работали, чтобы спасать людей».
Татьяна Николаевна поддерживает мужа:
«Вот уже вроде и возраст, но никогда не было мысли уйти на пенсию или сменить специализацию на более лёгкую, – говорит она. – А потому будем работать и дальше. Трудиться, чтобы помогать».
Анастасия Состина