«В хирургии я для души». Почему медсестра из Бирюча почти полвека в профессии
«Белгородские известия» рассказывают о Евдокии Мартыновой
-
Статья
-
Статья
Почти каждый день она проезжает на рейсовом автобусе расстояние 50 км, чтобы из Верхней Покровки попасть на работу в больницу Бирюча. И так уже более 40 лет.
На посту 11 лет
Евдокия Мартынова, в девичестве Попкова, пришла в Красногвардейскую ЦРБ совсем юной, только-только окончив сестринское отделение Белгородского медицинского училища. Молодая девушка измеряла давление, делала уколы, ухаживала за больными, меняла повязки, обрабатывала раны. На то, чтобы привыкнуть к работе, времени не давали. Была установка: пришёл работать – работай! Все процедуры нужно было проводить решительно и уверенно, чтобы пациенты в хирургическом отделении не заподозрили, что палатно-постовая медсестричка – вчерашняя выпускница. Так, в смене, пронеслось более 11 лет.
Сейчас Евдокия Васильевна с улыбкой вспоминает, как она выбрала эту профессию.
«Когда мне было 10 лет, я заболела болезнью Боткина. Мне пришла делать уколы медсестра Нина Осиповна. Я была смелая, уколов не боялась. Она посмотрела на меня по‑доброму и сказала: «Сменишь меня на посту». С этого момента я была уверена, что буду медсестрой, – рассказывает женщина. – Поступила в училище после 8-го класса, потом отработала здесь, в больнице, два года. Когда коллега позвала поступать в мединститут, я отказалась – мне так нравилась работа. Я не нарабатывалась. Смена закончится, в 20:00 нужно домой идти, а я с удовольствием помогала ещё два часа до следующего автобуса. Только тогда домой ехала».
Призвание и необходимость
В 1987 году Евдокию Мартынову назначили старшей медсестрой хирургического отделения. Тогда важно было не потерять дружеские связи с коллегами, но и не проявлять панибратство. Её обязанностью было контролировать медсестёр и санитарок: как сдали смену, как прошло дежурство ночью. К этому добавилась работа с документацией: её нужно заполнять аккуратно и без ошибок, особенно больничные листы, табель учёта рабочего времени, графики работы сотрудников. Евдокия Васильевна освоила процесс приобретения медикаментов для отделения, контролировала комфорт и безопасность пациентов.
Работа среднего медицинского персонала всегда полна неожиданностей. Был период, когда в больнице не хватало операционных медсестёр, и Евдокия Мартынова приступила к новым обязанностям. Однако такая работа требует определённых профессиональных навыков: нужна собранность, концентрация внимания, умение без слов понимать хирурга, эмоциональная устойчивость. Медсёстры обязаны досконально знать ход операции и понимать, какой инструмент и в какой последовательности понадобится врачу.
Операционная должна быть подготовлена к хирургическим процессам, как корабль к большому плаванию.
На всю жизнь Мартынова запомнила такой случай из практики.
«Привезли пациента с тромбозом кишечника. После анализов и исследований стали проводить консилиум. Пришли к выводу, что операцию делать поздно. Но один из хирургов решился, я была операционной медсестрой. Пациент выжил, теперь отмечает второй день рождения. Иначе как чудом такое не назовёшь», – рассказывает Евдокия Васильевна.
Особенные условия
Как только появилась возможность, Евдокия Васильевна вернулась на место старшей медицинской сестры. В этой должности работает и теперь.
Мы беседуем в её небольшом чистом кабинете. С первого взгляда понятно, что это доброжелательный и открытый человек. Встретила с улыбкой, и мы быстро разговорились.
«Работа у меня непростая, – говорит она, – пациенты сейчас требовательные. Знают, что и сколько им положено. Диагнозы самые разнообразные, ведь наше отделение смешанное: гнойная и чистая хирургия, травматология, поступают беременные на сроке до 22 недель. Со всеми необходимо найти общий язык, вовремя сгладить острые углы. У меня получается, стараюсь ни с кем не конфликтовать».
Трудностей в коллективе много. Но если старшая медсестра знает своё дело, обладает высокой квалификацией, оперативностью, то и заведующему отделением, и докторам работать легче. Тем более, в таких условиях, как сейчас.
Уже несколько месяцев в отделение поступают мирные граждане из зоны СВО. Условия для них создают самые хорошие.
После операции, сделанной в другом госпитале, они могут проходить лечение в хирургии больше месяца, поэтому коечный фонд вырос почти в два раза и размещён на разных этажах.
«Медсёстры – самоотверженные люди, верные профессии. Всегда борюсь за каждого сотрудника, сохраняю коллектив. Я считаю, что по работе обязана с них спросить, но в то же время должна знать, что у них дома делается, чтобы помочь делом или словом поддержать, – мудро замечает Евдокия Васильевна. – Бывает, персонал жалуется на зарплату, условия работы. В таком случае приходится как‑то объясняться с людьми».
Верность профессии
«Первый компьютер в хирургическом отделении установили в моём кабинете. Осваивала его наугад, методом проб и ошибок. Познакомили с новыми программами, объяснили, как действовать, а потом началось… – улыбается старшая медсестра. – Затем появился целый компьютерный класс для сотрудников, постепенно учились. А что делать, нужно идти вперёд».
Электронные истории болезни, больничные листы, внесение оборудования в реестр – список ежедневных дел Евдокии Мартыновой пополнился новыми пунктами.
Со временем наработала скорость, научилась работать на государственных медицинских сайтах. Сейчас уже и другим коллегам помогает при необходимости.
Во время пандемии отделение хирургии Красногвардейской ЦРБ перепрофилировали в ковидный госпиталь. Чтобы не ездить из Верхней Покровки 25 км в одну сторону, 25 – в другую, перешла на работу в родном селе. Временным пристанищем стал Центр семейной медицины, где она трудилась медсестрой в физиокабинете с участковым врачом.
Стаж работы к тому времени уже позволял выйти на пенсию, разводить розы, копаться в огороде. Но когда через год Евдокии Васильевне позвонили и предложили вернуться в отделение, ни просьбы мужа, ни любимое увлечение не остановили. «Родина позвала, значит, я нужна», – с малых лет помнила такой девиз наша героиня. Она сразу же вернулась в Бирюч на своё первое место работы.
По словам Мартыновой, силы ей дают крепкая семья и верность профессии. Муж, с которым она скоро отметит сапфировую свадьбу, двое детей и шестеро внуков. Преемственность в медицине, которую подхватила старшая внучка, а ещё благодарность своим преподавателям в студенчестве. Некоторых Евдокия Васильевна до сих пор вспоминает добрым словом. Они учили честно и добросовестно трудиться, не обманывать и не лениться.
«За 46 лет медицина мне совсем не надоела, – резюмирует Мартынова, – и я не знаю, что такое эмоциональное выгорание. В хирургии я работаю для души».
Елена Ховхун