Осторожно: загар. В чём опасность солнечных ожогов
Собеседник «Белгородской правды» – врач-дерматолог областного кожно-венерологического диспансера Юлия Белкова
-
Статья
-
Статья
Юлия Белкова рассказала о том, как выбрать правильное средство защиты и как загорать, чтобы солнце из помощника, питающего нас витамином D и повышающего иммунитет, не стало виновником тяжёлых заболеваний.
Активные лучи
— Юлия Юрьевна, по совету консультантов в магазине я выбираю крем от загара по величине фактора защиты. В нынешнюю жару показатель 30 – это маловато, а вот 50 или 70 – то, что нужно, верно?
— И напрасно. Цифры 30, 50, 70 означают не степень защиты от солнечного излучения, а время, которое можно провести без обновления защитного средства. Если вы в городе, смело берите ультрафиолетовый фильтр 30. С ним кожа лучше дышит, ведь средства с фильтром выше более плотные по консистенции и имеют большую водостойкость.
— И на сколько его хватает?
— Примерно на 2–3 часа. Если защитный фильтр равен 50 – около 5. Если вы постоянно заходите в воду, защитные свойства эффективны около 3 часов.
— А если нужного средства нет под рукой?
— После 15 минут на открытом солнце (особенно опасно время с 11 до 16 часов) начинается поверхностный ожог кожи. Она защищается, вырабатывая меланин, и даже незначительный загар уже говорит о её повреждении.
— Понятно, когда от солнца скрываются «белоснежки», а если кожа изначально тёмная?
— Время, которое можно безопасно провести на открытом солнце, независимо от цвета кожи, меняется незначительно. При любом её типе не стоит надеяться, что ожога долго не будет.
— Нам всегда твердили, что солнце – это витамин D, стойкий иммунитет и прочие плюсы.
— Солнечное излучение способствует выработке витамина D и повышению иммунитета, но только если всё в меру. Его избыток приводит к снижению иммунной защиты кожи, самого большого нашего органа.
Через озоновый слой проходит два типа лучей – альфа и бета, опасны и те и другие, но у них разная степень проникновения в кожу. UFB – мощные лучи с более короткой, чем у UFA, длиной волны. Именно они воздействуют на эпидермис и в избытке приводят к ожогам. UFA проникают глубже в кожу, одновременно и в эпидермис, и в дерму. Они отвечают за потемнение кожи, развитие солнечной аллергии, агрессивны в развитии онкологических заболеваний, так как ведут к изменениям на уровне ДНК. Кроме того, любое воздействие ультрафиолета – путь к поражению коллагена, эластина, утолщению рогового слоя, так называемому фотостарению.
Поэтому важно, чтобы на упаковке солнцезащитного средства было указано, что оно защищает от двух видов лучей – UFB и UFA.
Срочно к врачу
— Лето этого года отличается на редкость агрессивным солнцем. С какими жалобами к вам обращаются пациенты?
— Это либо острая аллергическая реакция на солнечное излучение, либо ожог из‑за длительного пребывания на солнце в опасное время без защитных средств. Ждать приёма по времени не стоит, острые неотложные ситуации рассматривает дежурный врач кожно-венерологического диспансера.
— Как выглядит солнечная аллергия?
— На участках, подверженных ультрафиолету, появляются мелкие папулёзные высыпания. Сыпь, нередко покрывающая значительную часть тела, беспокоит пациента, он жалуется на зуд, жжение.
— В каком возрасте она может проявиться?
— В любом. Часто пациент говорит: у меня же никогда такого раньше не было. Но как у подростков, так и в климактерический период, и в годы расцвета у человека постоянно меняются эндокринная система, гормональный фон. Выраженная реакция на ультрафиолет наблюдается у тех, кто подвержен аллергии на продукты питания или косметические средства.
Болезнь может носить хронический характер, и если солнечная аллергия повторяется из года в год, пациент уже знаком с помощью, которая купирует неприятные симптомы. Как правило, врачи выписывают антигистаминные препараты.
— А что делать с солнечными ожогами? Врачи сейчас крайне скептически относятся к столь популярной когда‑то сметане – обмазывались с головы до ног.
— Если под рукой ничего нет, то сгодится и сметана, ведь ожог в первую очередь должен быть охлаждён, чтобы тепло не проникало глубже, а она даёт сосудосуживающий и увлажняющий эффект.
Но сметана пригодится как первая, но отнюдь не основная помощь. Необходимы максимально регенерирующие средства, содержащие пантенол либо алое вера. Приобретать их стоит в аптеке, где следят за качеством производителя. Если краснота ярко выражена, необходимы препараты с танином: они неплохо снимают воспаление. Как правило, эти лекарственные средства наносят 3–4 раза в сутки.
Если в течение суток после применения пантенола вы видите, что воспалительный процесс пошёл на спад, можно успокоиться: с солнечным ожогом справились самостоятельно. Если чувствуете, что не можете его контролировать, обращайтесь к врачу, ведь нередко солнечные лучи поражают клетки дермы, требуются специальные препараты, которые активнее снимают воспаление. Обязательно понадобится помощь врача, если на коже появились пузырьки. Прокалывать их ни в коем случае нельзя.
Здравый смысл
— Можно ли загореть через одежду?
— Да, ткань с рыхлым плетением пропускает ультрафиолетовые лучи. Поэтому летом самыми оптимальными считаются наряды из плотно сплетённого льна.
— Некоторые специально подставляют лицо под солнце, надеясь, что оно подсушит прыщики или акне…
— У ультрафиолета есть два действия: при минимальной дозе и кратковременном воздействии он обладает умеренным антисептическим действием, не зря же ультрафиолетовые облучатели стоят в дезинфицируемых помещениях. Далее активируется работа сальных желёз, и человек получает обратный эффект.
Так что главное в наших отношениях с солнцем – умеренность и здравый смысл, и тогда вы с удовольствием будете вспоминать жаркие летние дни.
Елена Мирошниченко