Бросить навсегда. Как в Белгороде работает кабинет отказа от курения
Он действует при областном наркологическом диспансере
-
Статья
-
Статья
В кабинете отказа от курения помогают тем, кто решил раз и навсегда избавиться от табачной зависимости. Помимо психиатранарколога, пациентов консультирует клинический психолог. Обратиться за помощью можно анонимно.
О том, почему бросить курить самостоятельно оказывается слишком трудно и зачем нужна поддержка специалистов, рассказывает заведующая отделением медицинской реабилитации областного наркодиспансера, врач – психиатр-нарколог Наталья Туренкова.
Преодолеть страхи
«Важно понимать, что курение – это не вредная привычка, а серьёзная зависимость, – подчёркивает Наталья Сергеевна. – И избавиться от неё без помощи специалиста довольно сложно».
По словам Натальи Туренковой, обращаться в наркологический диспансер люди зачастую боятся. Боятся, как в народе говорят, учёта и что где‑то, в каких‑то мифических базах будет фигурировать их фамилия. Но, как подчёркивает специалист, всё это пережиток советской эпохи и сейчас никакого учёта по курильщикам не существует. Чтобы исключить подобные страхи, обратиться за помощью в кабинет отказа от курения можно анонимно. Правда, в этом случае за консультацию придётся заплатить 198 рублей.
«Повторю: бояться совершенно нечего, – говорит Наталья Туренкова. – К нам даже детей-подростков родители приводят, чтобы определить, курят те или нет. Мы выясняем это с помощью специального аппарата – смокелайзера. По одному выдоху этот аппарат показывает, курит человек или нет и насколько часто он это делает: постоянно или время от времени.
Когда курильщик всё‑таки решает избавиться от зависимости, он обращается в регистратуру диспансера и заводит карту пациента, подписывает согласие на лечение, а дальше вместе со специалистом выясняет степень никотиновой зависимости. Для этого он проходит тест Фагерстрема.
Волшебная мотивация
«Но то, что человек пришёл в кабинет, вовсе не значит, что он по‑настоящему хочет бросить курить, – сетует Наталья Туренкова. – Мужчины порой приходят, потому что жена заставила, а их самих всё устраивает. Иногда с помощью специалиста курильщики пытаются снять ответственность с себя: мол, я пришёл, давайте помогайте, пропишите волшебную пилюлю, чтобы я бросил. Если не помогли, виноваты врачи. А потому очень важна мотивация бросающего».
Мотивацию пациента – слабую, высокую или полное её отсутствие – также определяют с помощью тестирования. И вот тут уже может понадобиться психолог. Его задача – найти ключ к мотивации курильщика и определить, что мешает ему отказаться от зависимости.
«Все мы знаем, что никотин вызывает физическую зависимость, – рассказывает клинический психолог наркодиспансера Наталья Курсова. – Но вот как раз психологическая зависимость в этом случае оказывается более устойчивой. Когда человек курит, он закрепляет в мозгу стереотип поведения, формирует нейронные связи, которые сложно разорвать. Проснулся – покурил, стресс на работе – закурил, чтобы успокоиться, пообедал – опять сигарета. Мы должны разрушить эти поведенческие привычки».
Банка с окурками
В работе с психологом пациент выполняет множество заданий. Например, его просят наполнить окурками трёхлитровую банку, чтобы он визуально оценил масштабы проблемы. Кроме того, ему рекомендуют на время перестать общаться с курящими людьми, не посещать курилку на работе, чтобы не провоцировать срывы. Помогает и так называемый мотивационный список.
«Я предлагаю пациенту ответить на вопрос, зачем он курит, и написать, почему он должен бросить, сформировать цель, – делится Наталья Курсова. – Например, «Я не хочу подавать плохой пример своему ребёнку», «Не хочу портить здоровье», «Хочу сэкономить на сигаретах». Дальше выбираем актуальное конкретно для этого пациента утверждение и работаем уже с поставленной целью».
Когда у человека появляется достаточная мотивация, можно приступать к следующему этапу. Если степень зависимости была высокой, врач назначит специальные препараты.
Жвачка и физиопроцедуры
Многие бросающие самостоятельно идут в магазин и покупают антиникотиновые пластыри или жевательные резинки, но применяют их бессистемно, часто срываясь и ещё больше уверяясь, что бросить курить не смогут. Важно делать это под руководством специалиста.
«Никотинзаместительная терапия – это очень индивидуальная история, – подчёркивает Наталья Туренкова. – Такие препараты – это могут быть и спреи, и конфеты, и жвачка, и пластыри – назначают только на первое время, когда у человека сохраняется сильная тяга к курению. Но долго и часто применять такие средства нельзя».
Иногда в схему лечения от табачной зависимости включают антидепрессанты, которые блокируют действие никотина на определённые рецепторы, уменьшают физическую тягу. А также препараты, которые стабилизируют психоэмоциональное состояние. Ведь бросающие курить люди, как правило, становятся очень раздражительными и вспыльчивыми.
Кроме того, врач назначает витамины, фитотерапию для улучшения сна и физиопроцедуры. Это может быть, например, курс терапии на аппарате транскраниальной электростимуляции, который стимулирует зоны, ответственные за выработку эндорфинов – гормонов радости. Пациентам рекомендуют также больше гулять на свежем воздухе и со временем подключать умеренные физические нагрузки.
Сразу или постепенно
Если стаж у курильщика внушительный – от 20 до 40 лет, специалист может предложить ему отказываться от курения постепенно. Хотя этот метод считается не очень эффективным и приводит к частым срывам.
«Даже если мы постепенно сокращаем количество выкуриваемых сигарет, этот период не должен затягиваться, – подчёркивает психолог Наталья Курсова. – Иначе это будет похоже на отрубание хвоста у кошки по чуть-чуть. Обычно это два-три дня, максимум неделя, а потом полный отказ».
По словам специалиста, если уже на этом этапе человек срывается, нужно начинать сначала и возвращаться к мотивационной терапии.
Вредные мифы
Врачам приходится постоянно развеивать сложившиеся о курении мифы. Например, что отказ от никотина провоцирует набор веса.
«Прибавка в весе объясняется тем, что к человеку возвращается обоняние и аппетит, – говорит Наталья Туренкова. – Потому он больше ест. Здесь важно увеличить физическую нагрузку и следить за рационом».
Ещё один миф касается современных альтернатив обычным сигаретам – айкосов и вейпов. В рекламных целях эти девайсы часто называют более здоровым выбором для курильщиков. Но на самом деле это не так. Безопасных форм никотина не существует. А электронные сигареты опасны ещё и тем, что медицине пока неизвестны отдалённые последствия их использования для организма.
Ковид как аргумент
О вредных последствиях курения не знает только ленивый, тем более что их очень реалистично изображают на сигаретных пачках. В современных реалиях к этому перечню добавились ещё и серьёзные осложнения при ковиде.
«Врачи, работающие с ковидными пациентами-курильщиками, знают, что с этой категорией больных намного труднее, – говорит Наталья Туренкова. – Эти пациенты уже имеют дыхательную недостаточность и потому болезнь переносят тяжелее. Осложнения развиваются чаще, лечение затягивается, восстановление требует больше времени. Поэтому сегодняшняя ситуация – это отдельный, очень убедительный аргумент за то, чтобы бросить курить».
Заново дышать
Но самыми мотивирующими, как правило, оказываются первые изменения в организме человека, который бросает курить. Поначалу ощущения не самые приятные, может мучить кашель, нарушаться сон, но при должной настойчивости это быстро проходит. Уже через полгода лёгкие курильщика очищаются и увеличивают ёмкость.
«Люди говорят все как один: «Я снова начал дышать полной грудью», – рассказывает специалист. – «Я наконец‑то дышу». Кроме того, со временем нормализуется сон, улучшается цвет лица, исчезает постоянное кислородное голодание, которое раньше испытывали органы и ткани, повышается уровень эндорфинов. А ещё возникает очень мощное чувство свободы. И это, пожалуй, самое главное: когда человек может сказать, что он сделал это – он стал свободным».
Анастасия Состина
Консультацию можно получить с понедельника по пятницу с 8:00 до 15:00 в кабинете отказа от курения (№ 408). Телефон доверия наркологической службы (4722) 24–75–75.