Когда снесут аварийные дома на улице Горького в Шебекино
Жителей домов № 29 и 31 расселили год назад, после того как жильё признали аварийным. Строения начали было сносить, но почему‑то бросили
-
Статья
-
Статья
В начале октября жители улиц Максима Горького, Советской и Машиностроителей через соцсети заявили о своей проблеме: «Если многие люди живут в красивых местах и любуются красотой, то жители наших улиц любуются с одной стороны кладбищем, а с другой – разрушенными домами… И вот уже год у нас рядом с жилыми домами такая разруха. Вид как из фильма ужасов, особенно вечером».
Корреспонденты «Белгородской правды» отправились в Шебекино, чтобы разобраться в ситуации.
Руины на Сахалине
Этот квартал Шебекино называют Сахалином. Наверное, потому что расположен на окраине города. Гостям здесь немудрено заблудиться.
Навигатор кружит нас по частному сектору, по улицам Крупской, Октябрьской. Прокладывает маршрут мимо городского кладбища № 2 и, наконец, выводит на улицу Максима Горького, которая в свою очередь через несколько десятков метров сворачивает вправо. Это центр Сахалина. Здесь, на развилке, и стоят те самые злополучные дома № 29 и 31.
Вернее, то, что от них осталось. Наполовину разрушенные стены, деревянный скелет с ободранными кирпичными заплатками. Кое‑где опасно свисают остатки кровли. Кучи строительного мусора вокруг. Зрелище, мягко скажем, неэстетичное. Особенно на фоне соседних добротных домовладений.
Возле руин нас встречают Юрий и Ольга Беликовы, Наталья Борисова, Тамара Махонина, Виктор Демьянов, Николай Клименко. Это местные активисты, председатели и члены уличкомов, инициаторы упомянутого сообщения в соцсетях. Живут в этой части города они если не всю жизнь, то очень давно.
С первых слов разговора становится ясно, что у людей накипело.
«Стояли дома, заборчики – аккуратно всё было, – разводит руками Юрий Беликов. – Людей переселили в прошлом году, а разбирать начали только в июне нынешнего. Недоделали и ушли».
Эти два дома – по сути бараки, рассчитанные на нескольких жильцов. Сайт МинЖКХ указывает годы их постройки – 1930–1931-й. К моменту признания аварийными, рассказывают люди, в одном доме проживали до 10 семей, в другом – 6 или 7. В 31-м доме располагался магазин – сейчас от него остались ступеньки.
Много лет люди обустраивали здесь, как могли, свои жилища, соорудили сараи, разбили огороды. Сейчас двор и огороды заросли бурьяном, из которого, словно гнилые зубы, торчат остатки сараев.
«Дети без конца тут лазят. Не дай бог, кого привалит!»
Буквально напротив развалин находится детская площадка. Руины во все времена были притягательны для любопытной детворы. Но и те дети, которые не штурмуют заброшки, всё равно вынуждены каждый день ими любоваться по дороге в школу и обратно. (Кстати, с безопасностью детей связана ещё одна забота жителей улицы Горького. Люди писали обращения в администрацию округа с просьбой оборудовать искусственную неровность, то есть «лежачего полицейского». Положительного решения не получили.)
«Это же антисанитария! – продолжают возмущаться руинами жители Сахалина. – Если из нас кто возле своего дома выставит мусор – сразу грозят штрафом, предписывают убрать. А тут – горы мусора лежат, и ничего! А, не дай бог, загорится? Терпение у нас лопается. Если и от публикации в газете не получим результата – будем губернатору писать».
До конца текущего года
«Кинотеатр «Космос» весной за считанные дни снесли, а у нас это никак не закончится», – сетует Юрий Беликов.
Он возглавляет ТОС «Сахалин» и кинотеатр упоминает неспроста. Оперативный снос «Космоса» в марте этого года стал едва ли не самой обсуждаемой темой в Шебекино.
«Я к Писклову не раз обращался, спрашивал: когда закончите снос и уберёте мусор? – говорит Юрий Николаевич. – Он мне отвечал: разберёмся».
Вообще, рассказывают активисты, эти вопросы они задавали не только начальнику управления городского хозяйства администрации Шебекинского округа Дмитрию Писклову, но и начальнику управления ЖКХ округа Ирине Бережной, а также депутату окружного Совета депутатов Александру Беспалову.
Итоговым официальным ответом на обращения стал комментарий под постом жителей в соцсетях, где администрация Шебекинского округа обещает снести дома № 29 и 31 на улице Горького до конца 2021 года.
По словам Беликовых, последний житель из аварийных домов съехал летом 2020-го. Этот момент важен, поскольку в постановлении регионального правительства № 114 от 18 марта 2019 года «Об утверждении адресной программы Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019–2025 годах» прописано:
«В течение одного года после расселения всех жилых помещений, расположенных в аварийном многоквартирном доме, в приобретённые жилые помещения либо выплаты возмещения муниципальное образование – участник Программы обеспечивает снос указанного дома за счёт средств местного бюджета либо внебюджетных и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».
На это постановление ссылается администрация Шебекинского округа, отвечая на редакционный запрос по поводу аварийных домов. Ответ, подписанный первым замглавы администрации округа Андреем Ноздрачёвым, подтверждает, что отселение людей из аварийных домов завершено в 2020 году (месяц не указан). Снести вышеуказанные дома администрация планирует до конца 2021-го.
Какая подрядная организация взялась сносить дома и что помешало ей довести дело до конца, какие средства и из каких источников выделены на снос, что будет построено на месте снесённых домов – на эти вопросы администрация Шебекинского округа отвечать редакции не стала.
Нелля Калиева