«Нужно всё время бороться». Как стать успешным человеку с аутизмом
«Белгородская правда» рассказывает о первом в белгородском университете студенте с расстройством аутистического спектра
-
Статья
-
Статья
Владимиру Бузину 23 года. Из‑за РАС его с детства считали инвалидом. Но сейчас Владимир учится в университете, побеждает в олимпиадах и конкурсах, путешествует и планирует работать программистом.
Как можно раньше
В 1996 году, когда Владимир родился, про расстройство аутистического спектра (РАС) мало что знали. В то время диагноз ставили поздно, как лечить болезнь и поддержать родителей – не понимали. Владимиру дали инвалидность в год, но РАС поставили только в три. Хотя очень важно выявить заболевание как можно раньше, чтобы начать лечение, которое поможет ребёнку в будущем.
«Было трудно найти детский садик. В Строителе была группа для особенных детей, но потом её закрыли. Пришлось искать сад в Белгороде. Сложно, когда ты гуляешь на площадке, а другие мамы с детьми сторонятся. Но это не простуда, которая передаётся воздушно-капельным путём. Каждому родителю нужна помощь профессионалов, поэтому здорово, что сейчас есть фонды», –
вспоминает Оксана Бузина, мама Владимира.
Благодаря фонду «Каждый особенный» (раньше назывался «Выход в Белгороде» – прим. авт.) врачи получили специальное образование, поэтому сейчас в Белгороде есть диагностика детей до трёх лет.
Математическое мышление
У Владимира очень хорошая память. Иногда он запоминает то, на что другие даже не обращают внимания, и в нужный момент вспоминает. Он хорошо знает русский и английский языки.
«Четыре года назад мы ходили на «Тотальный диктант», который Володя очень хорошо написал», – вспоминает Оксана.
Когда пришло время идти в школу, в Белгороде ещё не было ресурсных классов, где дети с РАС при поддержке специалистов учатся вместе со здоровыми детьми. Поэтому Владимир учился в школе-интернате № 23 для слабослышащих. Там были и коррекционные классы для слабовидящих. Так как у Володи есть проблемы со зрением, его взяли в такой класс.
«Но я возила сына каждый день и не оставляла там. Иногда жалею, потому что там больше возможностей для общения», – добавляет Оксана.
Когда Володя был в выпускном, восьмом классе, директор спросил его маму, где он продолжит учиться. Из‑за заболевания у Володи сложности в общении. Так как у него хорошо с языками, Оксана думала, что переводчик – это хороший вариант.
«Когда я сказала об этом директору, он ответил: «Что вы, у Володи неординарное математическое мышление, не загубите это в нём». Я решила поговорить с сыном. Рассказала, как я вижу его путь и что сказал директор. Володя ответил, что ему нужно подумать три дня. Он всё взвесил за это время и сказал, что хочет, чтобы его дальнейший путь был связан с математикой», – улыбается мама Володи.
Первый студент с РАС
Школа-интернат давала неполное среднее образование. Но Володя с детства хотел учиться в БелГУ. Поэтому, чтобы сдать ЕГЭ, он поступил в вечернюю школу. Там ученики получают задания, выполняют их дома и четыре раза в год сдают экзамены. Потом пишут ЕГЭ.
«Володя занимался дома. А учителя всегда были на связи и помогали по телефону, если он в чём‑то не мог разобраться», – рассказывает Оксана.
У Володи были высокие баллы: 86 – по русскому, 84 – по профильной математике и 65 – по физике. С этими баллами он поступил в институт инженерных технологий и естественных наук БелГУ и сейчас уже на третьем курсе.
«Я учусь на специальности «прикладная информатика и математика». У меня есть способности к этим предметам. Часто побеждал в математических олимпиадах. А программист – это престижная профессия. Хочется узнать что‑то новое и достойно зарабатывать», – говорит о выборе профессии Владимир.
Фонд «Каждый особенный» помог с поступлением в университет. Владимир – первый студент с РАС. На встрече со студентами Наталья Злобина, директор фонда, рассказала о заболевании и представила Володю.
«На собрании один студент задал вопрос: «А нас кто‑нибудь спросил, хотим ли мы учиться с таким человеком?» Мне было очень больно. Ведь от этого никто не застрахован. Раньше думали, что такое может появиться только в неблагополучных семьях, но это не так. Я ответила ему, что это может произойти в каждой семье, и к этому надо быть готовым. Не нужно делать вид, что это заразно», – объясняет Оксана.
Изначально студенты сторонились Владимира. Но сейчас большинство хорошо к нему относятся. Оксана не всегда рядом с сыном или может что‑то не заметить, тогда ему помогают студенты.
«Володя плохо видит и может не заметить, что у него развязался шнурок. Из‑за зрения не может его завязать. А ребята ему помогают. Это очень трогательно и значимо», – говорит мама.
В хорошем отношении студентов к Володе Оксана видит заслугу фонда «Каждый особенный».
«В нашем обществе не выстраивается взаимодействие с особенными людьми. Они растут отдельно от остальных. Только сейчас процесс начинает улучшаться: у детей есть инклюзия в школах. В этом случае люди с детства понимают, что бывают дети с особенностями. Тогда они вырастают и не замечают этой грани. А если кто‑то ничего не знает об особенных людях, то возникает страх», – считает Оксана.
Дифференциальные уравнения
Любимые предметы Володи – математический анализ, дифференциальные уравнения, аналитическая геометрия. Ему нравится вычислять пределы и брать интегралы.
«Я писал реферат и программу на языке Python (язык программирования – прим. авт.) по обнаружению лиц. Говорят, что это избитая тема, но мне она интересна. Хотелось бы, чтобы в будущем работа была связана с компьютерным зрением. Ещё я написал программу для сканера штрихкодов», – делится Владимир успехами в программировании.
На высшем образовании Владимир не планирует останавливаться.
— К чему лежит душа, тому и буду учиться. Нравится фотографировать и графический дизайн. Может, попробую пройти какие‑нибудь курсы, – размышляет Владимир.
— Ещё у него неплохо получалось писать сайты, – добавляет мама.
Фонд «Каждый особенный» договорился с белгородским детским технопарком «Кванториум» о производственной практике для Володи. Если ему там понравится, то есть перспектива трудоустройства.
Владимир общается со старостой группы и с преподавателями. Дети, которым помогает фонд «Каждый особенный», гораздо младше Владимира, поэтому интересы у них разные. Так что Володя в поиске друзей.
Шахматы, викторины и путешествия
Это три увлечения Володи. Когда он был маленьким, ему давали путёвки в санаторий. Так раз в год он посещал новое место, любит ходить по улицам и рассматривать дома.
«Я был в Москве, Бахчисарае, Севастополе, Судаке, Ялте, Феодосии, Анапе, Ейске, Сочи, Харькове, – перечисляет города Владимир. – Больше всего понравились природа и море в Сочи. Как только карантин закончится, хочу написать на передачу «Время желать» (радиопрограмма, на которой исполняют мечты – прим. авт.) и попросить путёвку в Сочи или в Болгарию.
Оксана поясняет:
«Когда были в Феодосии, зашли в музей Айвазовского. Ему очень понравились картины, он стоял как заворожённый и говорил, что море живое».
В шахматы Володя играет с компьютером или в Доме культуры в Строителе и побеждает на университетских турнирах:
«Мне нравится эта игра за то, что надо просчитывать ходы и идти к победе».
В викторинах на радио Владимир тоже часто выигрывает. Призы разные: пицца, билеты в кино, сертификат в боулинг, ящик с инструментами.
«Володе важен сам процесс. Поэтому то, что нам не нужно, мы дарим знакомым. Например, подарили детям посещение скалодрома и билет на каток», – рассказывает мама.
«Поле чудес»
«После побед на радио решил попытать счастье в капитал-шоу «Поле чудес». В СМС-викторине были вопросы о физике Эрстеде и о лекарстве. Я выиграл, до меня дошла очередь, и я поехал в Москву на телевидение», – рассказывает Владимир.
Он признаётся: в СМС-викторине искал ответы в Интернете. Но на шоу такой помощи не было, была другая.
«В первом туре был вопрос о лаптях: нужно было назвать вид, который делали из корней. В этом вопросе помогло то, что когда часть букв открыли, ведущий Леонид Якубович намекнул, что в самом вопросе кроется ответ. Так я догадался, что это коренники», – вспоминает Володя.
В финале был вопрос о Ленине. Леонид Якубович снова не удержался от подсказки: стал говорить про пионерские времена.
«Уже была открыта буква «л». Я сразу подумал, что это либо Ленин, либо лента. Когда назвал «н» и открылись сразу две буквы, сомнений не осталось», – добавляет победитель шоу.
На предложение ведущего сыграть в суперигру Володя ответил: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Если ошибся в одной букве, то полностью проиграл. За заработанные в игре очки Владимир выбрал поездку в Санкт-Петербург, ужин в ресторане и смартфон.
«Я ни разу не был в Питере – это главная причина, почему я решил забрать приз. Хочу в знаменитом Эрмитаже посмотреть картины. Ещё хочу в музей под открытым небом: например, в Петергофе посмотреть на красивые фонтаны», – планирует молодой человек.
Он признаётся, что если пройдёт второй раз на «Поле чудес», то рискнёт на суперигру, чтобы выиграть автомобиль: так он хочет проверить свою удачу и эрудицию.
«На шоу радушная атмосфера. Съёмочная группа относилась ко всем очень хорошо. Между игроками не чувствовалось соперничества: все очень яркие и приехали с красивыми номерами. Чувство реальности до сих пор к нам не пришло. Это сказочный мир. Нам было очень приятно, что к нам так хорошо отнеслись», – добавляет Оксана.
Съёмки проходили 27 и 28 марта в «Останкино», когда в Москве уже принимали меры против коронавируса. Поэтому игроков попросили не подходить близко к ведущему Леониду Якубовичу.
«Из‑за этого мы мало виделись с Леонидом Аркадьевичем. Но все отнеслись уважительно к этой просьбе. Якубович очень любит со всеми обниматься, пожимать руку, поэтому, думаю, ему самому было тяжело держать дистанцию», – рассказывает мама Владимира.
Самое сложное
Сейчас фонд «Каждый особенный» разрабатывает программу трудоустройства людей с РАС. В неё включили и Владимира.
«Нас очень поддерживает фонд. Благодаря ему Володя поступил в университет. Нам вообще везёт на хороших людей. В эфире «Поля чудес» показали только третью часть тех людей, которых перечислил Володя и которые нам помогли», – улыбается Оксана.
На вопрос, как быть родителям, ребёнку которых поставили диагноз РАС, Оксана ответила:
«Самое сложное – это принять. Всё остальное приходит интуитивно. Когда Володя рос, не было информации. Сейчас её гораздо больше. Мне было сложно научиться жить с этим и выстраивать взаимоотношения с обществом. Приходилось всем объяснять, что не надо ставить на Володе клеймо, нужно было всё время бороться, чтобы его принимали. Мне приятно, что он вырос добрым, отзывчивым и контактным парнем. И его мечты сбываются».
А Владимир посоветовал родителям водить таких детей в разные секции и кружки:
«Это чтобы понять, что им больше нравится. Тогда можно найти место, где человек пригодится».
Наталья Малыхина