Холковская летопись. Что связывает Холковский монастырь со Стенькой Разиным и Петром I
«Белгородская правда» приоткрывает тайны холковской пещерной церкви
-
Статья
-
Статья
Монах Илья Каунников из Нового Оскола выпустил книгу «Свято-Троицкий Холковский монастырь».
С миру по копейке
Свой труд отец Илья называет попыткой рассказать об истории монастыря просто и доступно. Материал для книги он черпал в древних царских и патриарших грамотах. Изучал публикации в газетах и журналах более чем столетней давности, исследования археологов, материалы современных краеведов из разных источников. Беседовал со старожилами.
«Когда я был школьником, в конце 1990-х монастыря на этом месте ещё не существовало, но в древних монастырских пещерах уже шли богослужения, – рассказывает автор. – Их совершали священники Чернянско-Новооскольского благочиния Белгородской и Старооскольской епархии. Меня брали в качестве пономаря, тогда я пономарил в новооскольском Успенском соборе, был учеником воскресной школы при соборе. Да и собирался в будущем связать свою жизнь с Церковью. В 2004–2005 годах мне довелось быть послушником Холковского монастыря. Спустя 10 лет, уже став монахом, я тоже там жил, нёс послушание экскурсовода. Никакого систематизированного труда об истории Свято-Троицкого Холковского монастыря на тот момент не было. И я решил написать эту небольшую книгу».
Чтобы её издать, отец Илья обратился к популярному сегодня краудфандингу. Есть специальные сайты, на которых собирают средства на разные нужды: лечение детей, издание книг, запись музыкальных альбомов.
Батюшка поступил ещё проще: поместил объявления в «Одноклассниках» и в «ВКонтакте».
«Большую часть финансов мне удалось собрать благодаря друзьям, знакомым, а также порой совсем незнакомым людям. Спасибо им всем за это. С миру по копейке – писателю книжка», – констатирует он.
Только проверенные факты
Каждый, кто был в Холках на экскурсии, слышал об этом месте много легенд. В меловых монастырских пещерах – целительный йодистый воздух. Там подолгу не вянут цветы.
Говорят, что в советские годы пещеры хотели взорвать. Но на сельском кладбище над ними оказались могилы родственников кого‑то из начальства, поэтому пещеры уцелели.
Или вот загадка: как в древности, без измерительных приборов и инструментов, удалось вырыть их под правильным углом, необходимым для циркуляции воздуха? Иначе пещеры бы давно обвалились.
Автор, сам бывший холковский экскурсовод, всё это не комментирует.
«Непроверенные данные, домыслы публиковать не хотелось, – поясняет отец Илья. – Каждый экскурсовод в Холках старается выдумать какую‑то свою легенду, которую невозможно проверить. А вот реальные интересные исторические факты, наоборот, зачастую умалчиваются. Про нужные углы пещер я промолчу, потому что научных трудов о том, как правильно рыть в меловом холме пещеру, ещё не написано. То, что пещеры хотели взорвать, – это слухи, неизвестно кем придуманные. Ни подтвердить, ни опровергнуть их тоже невозможно. А вот о богатом йодом воздухе я слышал и даже видел эффект от лечения этим самым воздухом. Но материалов соответствующих научных исследований у меня не было, и я решил об этом пока ничего не писать. Хотелось донести читателям только достоверную информацию. Это исторический труд, а также мой собственный анализ некоторых фактов».
Откуда ты, Геласий?
Считается, что Холковский мужской в честь святителя Николая монастырь был основан в 1620 году «чёрным попом» (то есть игуменом) Геласием и пришедшими с ним монахами.
Патриарх Филарет благословил их грамотой. В переводе на современный русский из неё следует, что на Холковское городище съезжаются с Дону «казаки и всякие люди», а храма близко нет.
«И аз смиренный Филарет, Патриарх Московский и всеа Русии, Николского чорного попа Геласея благословил: велел ему на тот храм лес готовить, и воздвигнути храм во имя Николы Чудотворца… а поставити тот храм выбрав место высокое», – указывает патриарх.
«Всякие люди» – это православные беженцы из западнорусских земель, известных ныне как Украина и Белоруссия. Они спасались от навязывания им поляками католической веры.
Илья Каунников внимательно вчитывается в патриаршую грамоту и спрашивает: почему «чорной поп» Геласий назван «Никольским»? И что он делал на Холковском городище, если там не было монастыря, притом что он не из белого духовенства, а монах?
Автор предполагает, что в это время в Холках уже существовал пещерный монастырь во имя святителя Николая, в котором Геласий и подвизался, но об этом не сохранилось никаких документальных сведений.
Монастырь-крепость
В 1628 году Геласия на долгих 30 лет сменил настоятель Ефрем. Тогда царь Михаил Фёдорович выделил монастырю пашни, покосы и часть реки для рыбалки. В 1638 году у монастыря появляется собственная охрана от татарских набегов – донские и оскольские казаки, которых посылает оскольский воевода Иван Ржевский.
Ко временам царя Алексея Михайловича Холки превратились в настоящую крепость. Русские монастыри, по сути, ими и являлись. Вспомним неприступные стены Троице-Сергиевой лавры.
«Можно полагать, что окончательный вид почти неприступного крепостного оплота Холковское сторожевое укрепление получило одновременно с основанием и устройством города Яблонова и насыпкой от него к городу Короче и селу Лозному земляного вала», – писал священник Иаков Тимофеев в «Курских епархиальных ведомостях» в 1899 году.
В 1983 и 1985–87 годах учёные из Института археологии РАН и Воронежского государственного университета провели на месте крепости раскопки. И датировали её появление гораздо раньше – около Х–ХI веков. Нашли жилые и хозяйственные постройки, погребения, множество предметов быта и вооружения. Крепость использовалась как опорный пункт русскими князьями в борьбе с половцами, предположили исследователи.
Доктор исторических наук С. Плетнёва вовсе заключила, что Холковская крепость послужила местом легендарного события, описанного в «Слове о полку Игореве», – встречи братьев Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, и Всеволода Святославича, князя Черниговского, перед битвой с половцами в 1185 году.
«Хаживал с кинжалы» вместе с Разиным
В 1659 году Холковский монастырь полностью разорили татары. И повелел его восстановить не кто иной, как государь Пётр I вместе с соправительствующим братом Иоанном.
С Холками связано даже имя Стеньки Разина. В 1670–1671 годах строителем монастыря числился чёрной поп Феодосий, в миру Фёдор Андреев. Он был духовным наставником знаменитого мятежника. И даже соучастником в его делах.
«У Стеньки де Разина отец духовной был чорной поп Феодосий, а ныне он живёт в Яблоновском уезде в Холкове монастыре в строителях… И тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал… и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы», – значится в документах разрядного приказа из Российского госархива древних актов.
Степан Разин прислал Феодосию золотой крест с мощами и обложенный золотом образ чудотворца Николая. Феодосий передал всё это в Белгород местному митрополиту.
Тем не менее за прежние заслуги царь Алексей Михайлович повелел взять Феодосия, «сковать руки и ноги, и скована весть к Москве с великим береженьем». 14 декабря 1671 года чёрный поп Феодосий был расстрижен «и с Патриарша двора отослан за караул на Мстисловской двор». Там он сгинул в пучинах истории.
Гробницы Синедры
Сам Алексей Михайлович тоже бывал в Холках. Главными святынями монастыря были Казанская икона Пресвятой Богородицы и образ святого Алексия, человека Божия, подаренный монастырю царём в память об этом посещении.
Но с точки зрения достопримечательностей, конечно, любопытны знаменитые пещеры.
«К сожалению, о самих пещерах до нас не дошло никаких документальных сведений, – пишет в книге Илья Каунников. – Вполне возможно, что они создавались монахами как укрытие от нападений врагов и не были постоянно обитаемы».
Происхождение пещер некоторые исследователи-археологи склонны датировать примерно VII–IX веками, когда эти края относились к Готской митрополии, управляемой из византийской столицы Константинополя.
Планиметрия подземной Холковской церкви с колоннами построена по образцу прямоугольно спланированных ближневосточных пещерных святынь типа израильских «Гробниц Синедры». Имеется вырубленная обводная галерея для кругового обхода престола. Похожая галерея устроена в Мирликийской базилике святого Николая в турецком городе Демре (Мирах Ликийских), который многие российские туристы посещают с экскурсиями.
Прототипом Холковской пещерной церкви могла быть ещё функционировавшая тогда подземная церковь в Херсонесе, тоже построенная, как следует из её планиметрии, по образцу «Гробниц Синедры».
Партизанские пещеры
В 1930-е годы церковь на вершине холма над пещерами уничтожили. Кирпич здания потом использовали при постройке спиртзавода в селе Голубино и аэродрома в посёлке Чернянка. В пещерах колхоз «Червона Москва» устроил склад для овощей.
Вход в пещеры и две первые монашеские кельи изуродовали во второй половине ХХ века неизвестные варвары.
Во время оккупации Чернянского района с июля 1942-го по январь 1943-го в пещерах прятались партизаны. В семье потомков священника Вячеслава Васильчикова сохранилась фотография его вдовы. На обороте фото – надпись: «Васильчикова (Аношинская) Антонина Сергеевна. Казнена фашистами в Чернянке, скрывала красноармейцев, партизан в Холковских подземельях нижнего храма».
Возрождение
Холки не раз закрывались. Например, при секуляризации церковного имущества в 1764 году при Екатерине II. Но люди всегда про них помнили – и простые верующие, и затем археологи.
Кстати, в XIX веке на территории нынешних Белгородской и Воронежской областей сложилась особенная религиозная активность жителей. Подражая древним подвижникам, в меловых горах Подонья монахи и миряне создали несколько пещерных комплексов. Среди них – пещерный скит Игнатия Богоносца недалеко от Валуек, пещерный комплекс на холме рядом с райцентром Алексеевка.
В начале 1970-х годов за исследование холковских пещер взялись энтузиасты во главе с главным архитектором Чернянского района В. Евдокимовым и инженером отдела архитектуры В. Стофато. Они хотели создать в Холках этнографический музей. Но власти их не поддержали.
Возрождение пещер началось стараниями В. Пономарёва, уроженца села Холки, и ещё нескольких энтузиастов. Они выложили кирпичный вход в пещеры, которые 14 октября 1990 года открыли как музей.
Датой начала возрождения ныне существующего монастыря можно считать 11 мая 1997 года. В тот день епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил три закладных камня на месте постройки монастырских храмов. Тогда же начали строить комплекс ныне существующих монастырских зданий. Этому делу отдал свою жизнь московский архитектор Андрей Родыгин (1955–1998), его могила находится вблизи Донского храма.
Монастырь был торжественно открыт 12 декабря 1999 года. Настоятелем стал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
От всей души
В апреле 2001 года спонсоры пожертвовали монастырю первый набор колоколов для звонницы Донского храма. В июле 2002-го первый заместитель полпреда президента РФ в ЦФО А. Фёдоров пожертвовал монастырю ещё один, 40-пудовый колокол, отлитый уральскими мастерами. Колокольню Владимирского храма украшает стопудовый колокол, отлитый в Тутаеве Ярославской области.
В двух храмах: Свято-Троицком пещерном и надвратном в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских – появились уникальные керамические иконостасы, сделанные московскими мастерами Зотовыми.
С 2004-го по 2008-й на народные пожертвования курские мастера создали для Донского храма резной иконостас с писаными иконами. Также в 2008 году белгородские иконописцы под управлением Александра Работнова расписали Донской и Владимирский храмы.
Постепенно расширился Свято-Троицкий пещерный храм. На меловых стенах появились резные иконы, ещё одна пара колонн и дополнительное пространство для молящихся в западной части храма.
«При вырезании меловых рельефных образов Распятия Христова и Николая Чудотворца в пещерах были обнаружены в толще меловых стен две раковины двустворчатых морских моллюсков диаметром около 40 см, – рассказывает Илья Каунников. – Это лишний раз подтверждает версию геологов, что в древности территория современной Белгородчины являлась дном мирового океана».
Сегодня Свято-Троицкий Холковский монастырь – известное место паломничества верующих из Белгородской области, со всей России, даже из‑за границы. В среднем ежегодно монастырь посещают около 30 тыс. человек.
А резные меловые иконы служат также окном в духовный мир для незрячих. Они могут прикоснуться к резным образам, «увидеть» их наощупь. Первую из таких экскурсий монастырь провёл в 2015 году вместе с Белгородской государственной специальной библиотекой для слепых им. Ерошенко.
Олег Гончаренко