Тайна меловой пещеры. Откуда в Новооскольском округе подземное укрытие
«Белгородские известия» рассказывают, что известно об уникальном памятнике архитектуры – меловых пещерах бывшего Карповского мужского монастыря
-
Статья
-
Статья
«А мы и не знали об этом интересном месте!» – так отреагировали подписчики главы администрации Новооскольского округа Андрея Гриднева на его пост о походе к пещерам. Видеоряд с места событий вызвал как минимум удивление даже у знатоков белгородской истории: подземные сооружения, скрытые в лесу между селом Ниновка и хутором Пустынка, не раскручены и не известны так широко, как, к примеру, Холковские пещеры.
Возможно, когда‑нибудь они получат официальную прописку на туристической карте области.
Тайна сия великая есть
Пробитые в толще мела три комнаты соединяются арочными проходами. Они открыты с одной стороны леса, словно кто‑то специально разрезал пирог конструкции для общего обозрения. И теперь уже не понять: было это задумано создателями или срез появился (расширился) в результате вмешательства человека гораздо позже. Говорят, что местные жители одно время вели тут активную добычу мела, вывозя его из пещеры телегами.
Нам показалось, что благодаря арочным колоннам пещера напоминает древние акведуки – подземные водоводы, через которые вода поступала самотёком к жилым объектам. И если бы не выбитая в стене характерная ниша для иконы, исследователи, пожалуй, долго ломали бы голову о предназначении этого места. Тем более что возраст сооружения внушительный. В документах середины XVII века монастырь уже упоминается как действующий. По другой версии, пещерные комплексы появились в нашей области около VIII века, а позже над ними надстраивались известные монастыри.
Также есть запись о том, что к 1725 году обитель была закрыта, а ещё через 100 лет о ней как будто ничего не было известно.
Так, во всяком случае, написал историк Александр Ратшин в 1852 году: «Карповская мужская пустынь, о которой вовсе никаких подробностей нет». Вот такой парадокс: документальных подробностей нет, а меловые стены до сих пор внушают трепет и почтение.
Откуда братья?
Полное название этого места – Карповский покровский мужской монастырь, сокращённо – Карповская мужская пустынь. В описании церквей Царёва-Алексеева (первое название Нового Оскола) около 1650-х годов есть свидетельство о том, что недалеко от города существовал «монастырь Карпова пустынь, а в нём церковь Покрова Пресвятые Богородицы, в ней поп белой (священнослужитель в миру, не принявший обет безбрачия – прим. авт.) да братьи 7 человек».
По мнению новооскольского краеведа монаха Ильи Каунникова, Карповой эта пустынь называлась из‑за расположенного рядом Карпова озерца.
«Известно, что у монастыря была своя святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, которую после закрытия Карповой пустыни передали в Хотмыжский монастырь. Известны также имена трёх монахов: настоятелей Давида и Гурия, а также «верижника» Игнатия. До настоящего времени от монастыря нам дошли лишь руины его пещер», – рассказывает отец Илья на своей странице в «Одноклассниках».
Есть свидетельства, что монастырю лично покровительствовал основатель Нового Оскола – царь Алексей Михайлович Романов (1629–1676), в эпоху которого произошёл раскол русской церкви, было подавлено восстание Степана Разина и официально закреплено крепостное право. Хотя, говорят, человек он был тихий, мягкий и незлобивый, чем его окружение беззастенчиво пользовалось (это, кажется, классика русского государственного правления). Так вот, в писцовых книгах 1651 года есть запись о том, что Карповскому монастырю государь подарил «образы в церкви, и книги, и ризы, и всякое церковное строение» и вообще ему полагалось «государево жалование», то есть финансовая поддержка.
Дремучий лес и страшная гора
Весьма подробное исследование монастырской истории родного края предпринял уроженец новооскольской слободы Михайловки, историк, государственный деятель, князь Николай Николаевич Голицын (1836–1893). Его перу принадлежит труд «Об упраздненных монастырях Курской губернии», изданный в 1857 году. В нём князь серьёзно озаботился поиском фактов (в отличие от Ратшина) и в старых архивах нашёл межевую опись Царёва-Алексеева уезда, в том числе с описанием Карповского монастыря.
«Местность эта не утратила своего названия и принадлежит к одним из очаровательнейших. С южной стороны – озеро, с восточной и западной – дремучий лес, с северной – страшная гора, покрытая тоже лесом. На северной стороне, на самой вершине горы, было когда‑то монастырское кладбище, и следы часовни видны ещё и теперь. Старожилы, за 50 лет назад, помнят бывшую монастырскую церковь, при них обращённую в приходскую. Теперь едва видны следы её; но соседи место, на котором она стояла, обратили в кладбище, теперь запустевшее. В лесу видно восемь вырубленных квадратов, на которых стояли, вероятно, келии, упоминаемые в актах… Гораздо интереснее пещеры, сохранившиеся на запад от монастыря; к сожалению, купол главной церкви давно уже обрушился и вместе с ним главный вход в пещеры. Уцелели лишь три кельи и алтарь подземной церкви; меловой грунт весьма дурён, и всякий год исчезают эти свидетельства древнего иноческого труженичества», – видимо, князь потрудился самолично побывать в историческом месте.
Тем не менее сегодня до конца неясно, чем были для монахов меловые пещеры: действительно кельями или всего лишь временными укрытиями. Возможно, очередная волна интереса к Карповской пустыни сподвигнет любителей истории на новые открытия об этом уникальном месте.
Елена Кривцова, главный хранитель фондов Государственного архива Белгородской области:
«Для нашего края, ландшафт которого повсеместно богат меловыми возвышенностями, характерно наличие подземных монастырей, церквей, монашеских келий, упоминаемых в различных исторических источниках и воспоминаниях. Это, прежде всего, Холковский мужской монастырь, пещерная церковь Игнатия Богоносца в Валуйском Успенском мужском монастыре, пещеры возле села Шмарного в Старооскольском округе. Можно поставить в один ряд с ними и пещерные храмы в Воронежской области: Дивногорье, Белогорье, Спасский пещерный монастырь в Костомарово. Однако точные годы их устройства или основания установить проблематично. В нашем архиве хранятся документы всего двух монастырей – 22 дела Валуйского мужского за 1730–1909 годы и всего одна метрическая книга Борисовской Тихвинской женской пустыни.
Самым древним монастырём, основанным на территории нашей области, считается Валуйский Успенский мужской монастырь. Дата его основания – 1613 год. Этому есть документальное подтверждение. Но пещерный храм Игнатия Богоносца в нём официально открыли только в 1914 году. Упоминание же монашеских келий в горе встречается в документах XVII века. Есть в них и такая фраза, что издревле гора использовалась местными жителями для укрытия от врага. Поэтому соглашусь, что подземные монастыри и храмы в нашем крае не только дань христианской традиции по подобию печерских (пещерных) монастырей, но и место укрытия в период опасности».
При подготовке статьи использовались материалы: «Карповская пустынь. Руины пещерного монастыря» (интернет-ресурс монаха Ильи Каунникова), открытые источники Государственной исторической публичной библиотеки России, книга «Курский край и монастырская культура» (автор Т. Н. Арцыбашева), «Словет Белогородье. Тайны Жестовых гор» (автор В. В. Овчинников)
Ольга Бондарева