24 января 2025,  18:25

«Давайте покричим». Как крепостной из Алексеевки стал учителем Фёдора Шаляпина

Культурно-исторический экскурс от «Белгородских известий»

«Давайте покричим». Как крепостной из Алексеевки стал учителем Фёдора ШаляпинаАлексей ГрачёвФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Выпускник Петербургской консерватории, солист Большого театра, наставник Фёдора Шаляпина – всё это о выходце из семьи крепостных Дмитрии Усатове. Его родителей ещё детьми увезли из Алексеевки в знаменитую Шереметевскую капеллу. Однако их творческий путь завершился драматически: они оба «спали с голоса», то есть полностью утратили свои способности к пению.

С наградой 50 рублей крепостных, у которых к тому времени уже родился сын Дмитрий, вернули обратно в слободу Алексеевку. Но после отмены крепостного права в 1861 году родители всё же нашли возможность отправить своего талантливого сына учиться в Петербург.

Из слободы в столицу

Дмитрий Усатов свои юношеские годы провёл в Алексеевке. Об этом периоде его жизни известно немного. Однако историю своего выдающегося земляка бережно хранят в местном краеведческом музее. Его главный научный сотрудник Алексей Грачёв с большим вдохновением рассказывает посетителям о Дмитрии Андреевиче.

«Первоначальное музыкальное образование Усатов получил в Алексеевке, – говорит он. – Здесь он пел в местном церковном хоре. Ну и, конечно, непростая судьба его родителей сыграла свою роль в становлении его таланта».

Алексей Грачёв Алексей Грачёв / Фото: Павел Колядин

 

Как замечает Грачёв, Алексеевка с первой половины XVIII столетия принадлежала Шереметевым. Именно представители этой фамилии стали развивать в России знаменитый крепостной театр, а позднее и капеллу. Примерно раз в три года в вотчины Шереметевых приезжали специальные люди и отыскивали среди крепостных талантливых детей, чтобы потом забрать их в подмосковную усадьбу и дать театральное или певческое образование. Так случилось и с родителями Усатова.

«Но их творческая карьера закончилась драматически, – подчёркивает Алексей Анатольевич. – Они потеряли голос и вернулись в Алексеевку уже с сыном на руках. Однако как только крепостное право было отменено, они смогли уже свободнее решать свою судьбу. И вот тогда они находят возможность отправить Дмитрия в Петербург».

После завершения певческой карьеры Дмитрий Усатов открывает в себе талант педагога После завершения певческой карьеры Дмитрий Усатов открывает в себе талант педагога / Фото: из архива музея

 

В столице Усатов попадает сначала в петербургский хор, а затем и в консерваторию, которую спустя несколько лет блестяще оканчивает с малой серебряной медалью. Такую медаль выпускник мог получить за выдающиеся способности и усердие. Дебютирует певец в Харькове, а затем пускается в долгое гастрольное путешествие вместе с известнейшими антрепренёрами Российской империи. Он выступает в Саратове, Астрахани, Казани, Нижнем Новгороде и становится известным.

Судьбоносное знакомство

В 1880 году талантливого тенора замечают в Петербурге и приглашают в труппу Большого театра.

«Это была высшая ступень творческой карьеры Усатова, – продолжает Алексей Анатольевич. – И на этой знаменитой сцене он блистал довольно долго, почти 10 лет. При этом играл в большинстве своём заметные роли. Например, исполнил партию Ленского в недавно написанной тогда Чайковским опере «Евгений Онегин».

В начале 1890-х Усатов уходит с большой сцены и переезжает в Тифлис. Причина банальная: у его супруги Марии Петровны начинаются проблемы со здоровьем, и врачи рекомендуют семье сменить климат. Именно в Тифлисе случится та самая судьбоносная встреча учителя с будущим учеником. Когда абсолютно нищий, никому не известный 19-летний Фёдор Шаляпин придёт к Усатову на прослушивание.

«Надо сказать, что Дмитрий Андреевич был человеком неуёмного темперамента, – говорит Алексей Грачёв. – Завершив певческую карьеру, он внезапно открывает в себе талант педагога и начинает преподавать в Тифлисском музыкальном училище. В это же время в Тифлис приезжает молодой певец Фёдор Шаляпин. Впоследствии в мемуарах он назовёт своё тогдашнее состояние плачевным. Он голодает, не ест по три-четыре дня, плохо одет и раздумывает о самоубийстве. Друзья советуют ему показаться Усатову».

Алексей Грачёв Алексей Грачёв / Фото: Павел Колядин

 

В своей книге «Страницы из жизни» Шаляпин так описывал эту встречу:

«Пошёл. Когда меня впустили в квартиру певца, прежде всего под ноги мне бросилась стая мопсов, а за ними явился человечек низенького роста, круглый, с закрученными усами опереточного разбойника и досиня бритым лицом.

— Вам что угодно? – не очень ласково спросил он. 

Я объяснил.

— Ну что ж, давайте покричим!

Он пригласил меня в зал, сел за рояль и заставил сделать несколько арпеджио.

Голос мой звучал хорошо.

— Так. А не поёте ли вы что‑нибудь оперное?

Так как я воображал, что у меня баритон, то предложил спеть арию Валентина. Запел. Но, когда, взяв высокую ноту, я стал держать фермату, профессор, перестав играть, пребольно ткнул меня пальцем в бок. Я оборвал ноту. Наступило молчание. Усатов смотрел на клавиши, я на него – и думал, что всё это очень плохо. Пауза была мучительная. Наконец, не стерпев, я спросил:

— Что же, можно мне учиться петь?

Усатов взглянул на меня и твёрдо ответил:

— Должно».

 

«Давайте покричим». Как крепостной из Алексеевки стал учителем Фёдора Шаляпина - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Так Усатов начал учить Шаляпина. Он не только давал ему бесплатные уроки, но и выхлопотал неплохое жалование.

Кнутом и пряником

«Дмитрий Андреевич также стремился сделать из своего неотёсанного ученика светского человека, – замечает Алексей Анатольевич, – потому что с манерами у Шаляпина были проблемы. Без всяких обиняков Усатов говорит своему подопечному, что от него плохо пахнет, и тут же дарит ему свежее бельё и носки. Потом настойчиво приглашает его на обед, от чего сконфуженный Шаляпин старается увильнуть». 

Вот что пишет в своей книге Шаляпин:

«Но всё‑таки Усатовы заставили меня обедать у них. И я претерпел немалые мучения при этом. Подавались кушанья, не виданные мною. Я не знал, как надо есть их. В тарелке с зелёной жидкостью плавало яйцо, сваренное вкрутую. Я стал давить его ложкой, оно, разумеется, выскочило из тарелки на скатерть, откуда я его снова отправил в тарелку, поймав пальцами. Зрители смотрели на мои операции молча, но неодобрительно, я чувствовал это. Претерпев эти пытки несколько раз, я, конечно, научился есть, не смущая соседей такими выходками, как, например, погружение пальцев в солонку или выковыривание ногтем мяса из зубов. Но это дорого стоило мне».

При всём при этом Шаляпин был поражён простотой и свободой обстановки, которая царила в доме его наставника. Ученики запросто приходили к нему в дом, смеялись, беседовали, пока супруга Усатова делала всем бутерброды. Однако учителем Усатов был весьма строгим.

 

«Давайте покричим». Как крепостной из Алексеевки стал учителем Фёдора Шаляпина - Изображение Фото: Павел Колядин

«Профессор был чрезвычайно строг и мало церемонился с учениками, особенно такими, каков был я, – описывал Шаляпин. – Если у меня что‑либо выходило плохо, он выковыривал дирижёрской палочкой из банки нюхательный табак и громко нюхал, а то закуривал папиросу в палец толщиной. Это были явные признаки его недовольства и раздражения».

Некоторые занятия и вовсе заканчивались битьём палкой.

«Фёдор Иванович как‑то не выучил ноты, – рассказывает Алексей Грачёв. – Усатов обозвал его лодырем и поколотил. На следующем уроке Шаляпин придумал хитрый ход. Он немного отодвинул фортепиано, чтобы невысокий и полный учитель не смог достать его палкой, но уловку Усатов разгадал и разъярился ещё больше».

Так пишет Шаляпин в воспоминаниях: 

«– Вылезай, чёрт проклятый! Вылезай, я тебя понял!

Я вышел. Он с наслаждением отколотил меня палкой, и мы снова начали урок. Впоследствии, встречаясь с ним, мы вспоминали эти уроки палкой и оба хохотали. Хороший человек был мой учитель!»

Загадочная фотография

Когда учёба была окончена, Усатов отправил Шаляпина в Петербург, вручив ему сопроводительное письмо к управляющему императорскими театрами. Но оно не пригодилось. Сезон уже закончился, и Шаляпина не стали даже слушать. В итоге он устроился в Панаевский театр и с ностальгией вспоминал чудесные дни учения в Тифлисе.

«Пошлю‑ка я их к чёрту и уеду в Тифлис, – говорил он как‑то при встрече художнику Константину Коровину. – Что в Петербурге? Вот не могу второй месяц за комнату заплатить. А там тепло, шашлыки, майдан. Бани такие. И Усатов. У него всегда можно пятёрку перехватить».

Почти 10 лет талантливый тенор выступал в Большом театре Почти 10 лет талантливый тенор выступал в Большом театре / Фото: Павел Колядин

 

Сам же Усатов в то время переехал вместе с супругой в Ялту. И там он умудрился развить бурную деятельность, устраивая благотворительные концерты в пользу голодающих, став гласным Думы, познакомился с Максимом Горьким и Антоном Чеховым.

Последний даже упоминает Усатова в одном из писем. Он приглашает в Крым своего друга, издателя «Русских ведомостей» Соболевского и замечает:

«Усатов, бывший тенор, а ныне ялтинский обыватель, отыщет для вас такого вина, какого вы ещё никогда не пили в Крыму».

Ялта станет и местом упокоения знаменитого тенора. В августе 1913 года Дмитрия Усатова похоронят на Массандровском кладбище. В то время его ученик Фёдор Шаляпин уже блистал на мировой сцене. График гастролей легендарного баса такой плотный, что некогда и вздохнуть. Тем не менее уже в сентябре Шаляпин специально приезжает в Ялту. Во время этого визита будет сделано чёрно-белое фото, где Фёдор Иванович стоит у могильного креста своего наставника.

 

Фёдор Шаляпин у могильного креста своего наставника Фёдор Шаляпин у могильного креста своего наставника / Фото: Из фондового собрания гцтм им. А. А. Бахрушина

«К сожалению, могила Усатова в годы Великой Отечественной войны была утрачена, – говорит Алексей Грачёв. – Ведь Ялта тогда сильно пострадала. Но память осталась, и в 1982 году у входа на кладбище, которое сегодня называется Поликуровским мемориалом, установили табличку с именем Дмитрия Андреевича. А в 2022 году главный хранитель Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника Владислав Кожин опубликовал сенсационное исследование. В нём по этой самой единственной фотокарточке, количеству кипарисов на заднем фоне, богатырскому росту Шаляпина и множеству других зацепок он определил точное место захоронения Усатова. Возможно, в скором времени там появится и памятник нашему выдающемуся земляку».

Так как для Усатова не был чужд технический прогресс, сейчас легко отыскать в Интернете запись его голоса. В 1890-е годы он записал свой лирический тенор с помощью новейшего изобретения Эдисона – фонографа. Об этом приборе говорили «напеть валик». Дмитрий Андреевич напел арию из оперы Верди «Трубадур». Где была сделана эта запись, до сих пор неизвестно. Но обнаружился валик с голосом Усатова в Калифорнии.

Анастасия Состина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×